ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-186/20 от 18.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

УИД 58RS0018-01-2019-005361-90 Дело № 5-186/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 марта 2020 года г. Пенза

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Танченко Р.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1,

его защитника Жукова Н.С., участвующего на основании устного ходатайства,

начальника ОИАЗ ОП №1 УМВД России по г. Пензе ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении:

ФИО1, Данные изъяты

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обвиняется в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 12 декабря 2019 года в период времени с 15 часов 30 минут до 15 часов 40 минут ФИО1 в нарушение требований ст.3, ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях» организовал несогласованное в установленном порядке с органом местного самоуправления (администрацией г. Пензы) публичное мероприятие в составе группы лиц в количестве 8 человек, которые начали свое передвижение со стороны дома №2 по ул. Пушкин в г. Пензе, следуя до центрального входа в здание администрации г. Пензы, расположенного на площади Маршала Жукова, дом №4 в г. Пензе, с использованием иных средств наглядной агитации, а именно табличек с надписями: «Свобода собрания», «Свобода личности», «Свобода слова», размещенных на груди трех участников мероприятия, а также муляжа надгробья с надписью «Права человека R.I.P 25.10.17 12.12.93». Кроме того, у трех участников публичного мероприятия лица были скрыты масками темного цвета и в руках имелись предметы схожие с огнестрельным оружием. Вышеуказанное публичное мероприятие проводилось в форме демонстрации, при этом ФИО1 с целью его организации и проведения осуществил сбор участников публичного мероприятия посредством социальной сети «ВК», «Телеграмм», сообщив о месте и времени сбора. Изготовил на бумаге формата А4 таблички с надписями: «Свобода собрания», «Свобода личности», «Свобода слова», а также изготовил из картона муляж надгробья с надписью «Права человека R.I.P 25.10.17 12.12.93», подготовил имеющиеся у него в собственности муляжи оружия, закрывающие лица тканевые маски, прикрепил шевроны и надпись «полиция» на рукав, спину и левую часть груди своей кофты. С целью придания публичности указанного мероприятия, сообщил о времени и месте его проведения представителям средств массовой информации. Кроме того, ФИО1 лично принял участие в проведении указанного публичного мероприятия, изображая представителя органа внутренних дел с эмблемами и символикой полиции на кофте, держа в руках муляж пистолета, в тканевой маске черного цвета, надетой на голову и скрывающей лицо.

ФИО1 в судебном заседании вину не признал и пояснил, что организованное им мероприятие представляло собой театрализованную постановку, носило мирный характер, являлось способом выражения субъективного мнения относительно действующей Конституции Российской Федерации. В мероприятии приняли участие примерно 8 человек. При проведении мероприятия были использованы изготовленные таблички с надписями «Свобода собрания», «Свобода личности», «Свобода слова», а также муляж надгробья с надписью «Права человека R.I.P 25.10.17 12.12.93», которые, по его мнению, с учетом содержания текста не могут быть расценены как иные средства наглядной агитации. В целях реализации сюжета театральной постановки он снабдил участников мероприятия масками черного цвета и игрушечным оружием. Он также лично принял участие в данном мероприятии, надев маску и прикрепив на свою одежу надпись «Полиция». В составе группы они проследовали к лестнице центрального входа в здание администрации г. Пензы, на ступенях которой, согласно сценарию постановки, провели имитацию расстрела гражданских прав и свобод, установили муляж надгробья, возложили к нему цветы и удалились. При проведении данного мероприятия проводилась фото-видеосъемка, видеозапись впоследствии была выложена в сети «Интернет». В администрацию г. Пензы по поводу проведения данной акции он не обращался, так как проведенная им акция являлась театрализованной постановкой, а не публичным мероприятием, в связи с чем необходимости направлять уведомление в администрацию г. Пензы не имелось.

Защитник ФИО1 – Жуков Н.С. с протоколом не согласился, поддержал позицию ФИО1 и утверждал, что данная акция являлась театральной постановкой с распределением в ней ролей и специального реквизита. Никаких призывов к чему-либо участники такой постановки не высказывали.

Начальник ОИАЗ ОП №1 УМВД России по г. Пензе ФИО4 подтвердил обстоятельства, установленные протоколом об административном правонарушении, считал, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В рамках организации публичного мероприятия ст.4 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам, в частности, согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» относится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ. Уведомление подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно п.п.1, 2 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч.5 ст.5 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Согласно ст.3 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его вина в нём подтверждаются совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств:

- протоколом об административном правонарушении серии 58 УВ №576450 от 13.12.2019, в котором имеется согласие с данным протоколом ФИО1;

- объяснениями сотрудника администрации г. Пензы ФИО5, согласно которым 12.12.2019, находясь в здании администрации г. Пензы, примерно в 15 часов 30 минут на экранах мониторов камер наружного видеонаблюдения он увидел, как группа лиц в количестве 8 человек направляется со стороны ул. Пушкина к центральному входу администрации, и что у данных лиц на груди имелись какие-то надписи на белом фоне. Об увиденном он сообщил своему начальству;

- протоколами осмотра места происшествия от 12.12.2019;

- сообщением заместителя главы администрации г. Пензы ФИО6, согласно которому уведомлений о каких-либо массовых мероприятиях перед зданием администрации г. Пензы 12.12.2019 в администрацию города не поступало;

- объяснениями свидетеля ФИО7, согласно которым 12.12.2019 состоялась акция, в которой участвовал он и другие ребята. Движение началось от ул. Пушкина в г. Пензе, перед началом акции их построил ФИО1, который рассказал сценарий мероприятия, после чего пришли сотрудники прессы и по команде ФИО1 они в количестве 8 человек пошли к центральному входу здания администрации г. Пензы, где произвели символический расстрел. Сам он шел с табличкой на груди, на которой была надпись «Свобода личности». Все действия снимали на видеокамеру, после чего мероприятие было выложено в сеть «Интернет»;

- объяснениями свидетеля ФИО8, согласно которым 12.12.2019 он и другие ребята (в количестве 8 человек) принял участие в акции-перфомансе, проводимой ФИО1 В указанный день они собрались у здания, расположенного по адресу: <...>, где ФИО1 передал ему надгробие, изготовленное из картона, после чего всех построил и еще раз рассказал, что нужно делать, т.е. сценарий мероприятия. После чего пришли сотрудники прессы и по команде ФИО1 они пошли к центральному входу здания администрации г. Пензы, где участники мероприятия произвели символический расстрел. Муляж надгробия он поставил к лестнице центрального входа здания администрации, после чего другой участник акции, в руках которого были две гвоздики, возложил цветы к надгробию и сказал речь, записанную на видеокамеры, в дальнейшем распространенную в сети интернет;

- объяснениями свидетеля ФИО9, согласно которым он является руководителем пресс-службы общественной организации «Данные изъяты» и редактором сайта Данные изъяты. 12.12.2019 ему позвонил ФИО1, который сказал, что в 15 часов 30 минут около здания Пензгражданпроект пройдет какая-то акция и попросил прийти его, чтобы сделать фотографии. К указанному времени он пришел к зданию, расположенному по адресу: <...>, где собралось 8 человек трое из которых были в масках, а у ФИО1 на свитере были эмблемы и надпись «полиция». Впереди них стояло трое молодых людей на груди которых были приклеены таблички с надписями: «Свобода собраний», «Свобода личности», «Свобода слова». Позади них шли двое людей, у одного в руках были две гвоздики, а другой нес плакат с рисунком надгробия с надписью «Права человека 25.10.17 12.12.93». Указанные молодые люди пришли к зданию администрации г. Пензы, расположенному на пл. Маршала Жукова, 4, где он сделал несколько фотографий, после чего они разошлись. Фотографии и статью о данном мероприятии он разместил на сайте Данные изъяты;

- скриншотами с сайта Данные изъяты.

Все перечисленные доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ и являются допустимыми. Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, считаю их достаточными, вину ФИО1 в совершении административного правонарушения установленной и квалифицирую его действия по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

Довод ФИО1 о том, что организованная им демонстрация представляла собой театрализованную постановку, носило мирный характер, являлось способом выражения субъективного мнения, а не являлось публичным мероприятием, в связи с чем не было необходимости направлять уведомление в администрацию г. Пензы, суд находит несостоятельным, поскольку он опровергается совокупностью приведенных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении им данного административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Согласно п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Таким образом, по смыслу диспозиции ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, состав указанного административного правонарушения является формальным и выражается в нарушении организатором публичного мероприятия уведомительного порядка его проведения, установленного федеральным законом, и не зависит от целей публичного мероприятия и наступивших последствий.

Как следует из материалов дела ФИО1, выступая в качестве организатора публичного мероприятия проводимого 12 декабря 2019 года в период времени с 15 часов 30 минут до 15 часов 40 минут в составе группы лиц в количестве 8 человек, начавших своё передвижение со стороны дома №2 по ул. Пушкина в г. Пензе следуя до центрального входа в здание администрации г. Пензы, расположенной на площади Маршала Жукова дом №4 г. Пенза, не уведомил о его проведении администрацию г. Пензы.

Позиция ФИО1 по делу представляет собой избранный им способ защиты и его доводы о невиновности вызваны стремлением избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

При назначении ФИО1 административного наказания в соответствии со ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ учитываю характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим ответственность ФИО1 является совершение административного правонарушения впервые, его молодой возраст.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, учитывая конкретные обстоятельства дела, данные о личности ФИО1, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, с учетом имущественного положения ФИО1, в целях предупреждения совершения им новых правонарушений, считаю возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Пензенской области (УМВД России по Пензенской области) ИНН <***>, КПП 583601001, р/с <***>, БИК 045655001, КБК 18811690040046000140, ОКТМО 56701000, протокол 58 УВ №576450 от 13.12.2019, УИН 18880358191315764507.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Квитанцию об уплате штрафа следует предъявить в Ленинский районный суд г. Пензы (<...>, каб.103)

В случае неуплаты штрафа и не предъявлении квитанции постановление будет направлено для принудительного исполнения.

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Мотивированное постановление изготовлено 11.03.2020.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Р.В. Танченко