Дело № 5-1878/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 29 сентября 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Галахова И.В. (г. Волгоград, ...), рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении муниципального бюджетного учреждения "Волгоградзеленхоз", юридический адрес: 400005, <...> ... А, ИНН <***>, ОГРН <***> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Центральный районный суд г. Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил административный материал в отношении МБУ «Волгоградзеленхоз» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ, На основании списка объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденного Постановлением Волгоградской ... Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" объект культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Героическая оборона Сталинграда воинам 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942-1943 гг.", зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный №..., приказ Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№...-р).
Границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Героическая оборона Сталинграда воинам 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942-1943 гг." и режимы их использования установлены приказом министерства культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№....
Описания особенностей, послуживших основаниями для включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны) объекта культурного наследия регионального значения "Достопримечательное место "Героическая оборона Сталинграда воинам 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942-1943 гг." утверждены приказом министерства культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№....
Согласно вышеназванным приказам сооружение "Памятник командующему 62-й Армии, маршалу С. С., дважды Герою С. С. В.ФИО1" (далее - объект), расположенное по адресу: <...> входит в состав объекта культурного наследия регионального значения " Достопримечательное место "Героическая оборона Сталинграда воинам 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942-1943 гг.".
В соответствии с распоряжением департамента муниципального имущества администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№...р объект закреплен на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным учреждением "Волгоградзеленхоз" (далее - МБУ "Волгоградзеленхоз").
Работы по сохранению объекта проводились ООО "Экспертно-Строительная Организация" на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№..., заключенного с МБУ "Волгоградзеленхоз", разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№... на производство работ по сохранению объекта, выданного Комитетом.
Согласно материалам служебной записки отдела сохранения объектов культурного наследия комитета "О нарушении порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия" от ДД.ММ.ГГГГ№..., отчетная документация по сохранению объекта согласована комитетом письмом от 12.02.2021 №..., на основании чего у собственника было время до 26.02.2021 включительно для организации выездной комиссии по приемке выполненных производственных работ.
В нарушение вышеуказанных норм законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, МБУ "Волгоградзеленхоз" не организовало приемку работ путем выезда на объект и его визуального осмотра, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления уведомления комитета.
Таким образом, в действиях МБУ "Волгоградзеленхоз", усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель МБУ "Волгоградзеленхоз" ФИО2 вину в совершении правонарушения не признала, поскольку письмо о согласовании проектной документации от 12.02.2021г. №... не получали, поэтому вины в нарушении срока приемки работ не имеется.
Представитель комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
По смыслу изложенных норм следует, что к числу имеющих правовое значение обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится наличие нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно статье 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№...-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Согласно пункта 3 приложения 3 приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№... собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия либо лицо, выступающее заказчиком работ по сохранению объекта культурного наследия, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления уведомления от Органа охраны организует приемку работ путем выезда на объект культурного наследия и его визуального осмотра.
Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, а также порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия и его формы, утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№....
Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1.1. положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016г. №...-п, комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.
В силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В качестве доказательств виновности МБУ «Волгоградзеленхоз» в совершении административного правонарушения административным органом представлены следующие документы:
- протокол об административном правонарушении от 11.08.2021г. №....
- письмо №... от 12.02.2021г. об утверждении проектной документации;
- устав МБУ «Волгоградзеленхоз»;
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении МБУ «Волгоградзеленхоз»;
- служебная записка о нарушении порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия от 06.07.2021г.
- копией заявления о согласовании работ по сохранению объекта культурного наследия, поступившего 13.01.2021г.
- отчетная документация о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия;
- приказ Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015г. №...-р о регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Героическая оборона Сталинграда воинами 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942-1943г.г.» 40-80г.г. ХХв. (Волгоградская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
- задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 27.01.2020г.
- распоряжение ДМИ администрации Волгограда от 14.03.2016г. №...р;
- договор №... от 29.04.2020г. между ООО «Экспертно – Строительная Организация» и МБУ «Волгоградзеленхоз» на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Как указывалось выше, при проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, было установлено, что МБУ "Волгоградзеленхоз" не организовало приемку работ путем выезда на объект и его визуального осмотра, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления уведомления комитета.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылки Учреждения, что уведомление комитета получено не было, опровергаются отчетом об отправке электронного письма от 12.02.2021г., при этом суду представлены выписки из журналов и электронной почты за 26.02.2021г.
Таким образом, вина МБУ «Волгоградзеленхоз», которое в нарушение требований приведенных выше нормативных актов, не организовало приемку работ путем выезда на объект и его визуального осмотра, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления уведомления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в судебном заседании нашла свое подтверждение.
Однако, в силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Судья учитывает, что ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
В рассматриваемом деле основанием для признания правонарушения малозначительным судья признает тот факт, что допущенное Учреждением нарушение сроков приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, не повлекло причинения какого-либо существенного ущерба охраняемым законом интересам, работы по сохранению объекта проведены, приемка в настоящее время организована.
Хотя действия МБУ «Волгоградзеленхоз» и содержат признаки состава административного правонарушения, но учитывая отсутствие материального ущерба или иного вреда в результате допущенного правонарушения, отсутствие каких-либо тяжких последствий правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, который является муниципальным бюджетным учреждением, отсутствия какого - либо вреда и последствий, судья находит возможным признать правонарушение малозначительным, освободить МБУ «Волгоградзеленхоз» от административной ответственности, а производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения "Волгоградзеленхоз" - прекратить, освободить его от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья – Галахова И.В.