ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-187/2018 от 10.04.2018 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 5-187/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Новый Уренгой 10 апреля 2018 года

Судья Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Криворотова М.В., с участием представителей ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» - ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица - ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж», ИНН [суммы изъяты] КПП [суммы изъяты], ОРГН [суммы изъяты], юридический адрес: 629300, <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

22 марта 2018 года в 15 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» (далее по тексту ГБПОУ ЯНАО «НУРМК») по адресу: <адрес>, выявлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно:

- в нарушение подп. «а» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966 (далее по тексту Положение о лицензировании) учреждением не представлены документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание нежилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, используемых для осуществляется образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам;

- в нарушение подп. «а» п. 6 Положения о лицензировании, подп. 7.17 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», подп. 7.17 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», подп. 7.18 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», у учреждения отсутствуют на законном основании помещения (учебные кабинеты), необходимые для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам;

- в нарушение подп. «б» п. 6 Положения о лицензировании у учреждения отсутствует необходимое материально-техническое обеспечение (база) для проведения всех видов лабораторных работ и практических занятий по программам профессионального образования: 23.01.03 «Автомеханик»; 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»; 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»; 09.01.01 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения»; 19.01.17 «Повар, кондитер»; 38.01.02 «Продавец, контролер - кассир»; 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»; 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»; 46.01.03 «Делопроизводитель»; 49.02.01 «Физическая культура»; 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»; 43.02.11 «Гостиничный сервис»; 44.02.01 «Дошкольное образование»; 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»; 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»; 39.01.01 «Социальный работник»; 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»; 54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»; 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»; 34.02.01 «Сестринское дело», по дисциплинам «Химия» и «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС профессионального образования;

- в нарушение подп. «б» п. 6 Положения о лицензировании у учреждения отсутствует необходимая материально-техническая база для выполнения лабораторных работ и практических занятий по виду образования «Профессиональное обучение» по предмету «Спецтехнология», реализуемого в рамках образовательной программы «Лаборант химического анализа» в соответствии с разработанным и утвержденным образовательной организацией поурочно-тематическим планом по предмету «Спецтехнология» по профессии «Лаборант химического анализа 2-4 разряда»;

- в нарушение подп. «б» п. 6 Положения о лицензировании у учреждения отсутствует необходимая материально-техническая база для выполнения практических занятий по виду образования «Профессиональное обучение» по предмету «Технология строительных работ» в рамках образовательной программы «Стропальщик» в соответствии с разработанным и утвержденным образовательной организацией тематическим планом предмета «Технология стропильных работ»;

- в нарушение подп. «и» п. 6 Положения о лицензировании, ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 464, учреждением не созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В возражениях представитель ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» ФИО3 указывает о несогласии с нарушениями, указанными в п. п. 1, 2, 3 протокола об административном правонарушении, поскольку из п. п. 1.1, 1.2, 1.3 заключенных договоров аренды между ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» и МБОУ «Средняя школа» [суммы изъяты], МБОУ «Средняя школа» [суммы изъяты], можно определенно установить какое имущество подлежит передаче арендатору в качестве объекта аренды, следовательно, сторонами соблюден порядок соглашения о передаваемых объектах недвижимости.

В судебном заседании представители ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» ФИО3 и ФИО2 вину в совершении административного правонарушения признали частично и пояснили, что не согласны с нарушениями, указанными в п. п. 1, 2, 3 протокола об административном правонарушении по основаниям указанным в возражениях. С п. 4 протокола согласны, однако для проведения практических занятий по предметам физика, химия, естествознание между ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» и МБОУ СШ [суммы изъяты] заключено соглашение о безвозмездном пользовании учебных кабинетов от 01.09.2017 г. По нарушениям указанным в п. п. 5, 6 пояснили, что учащиеся набираются по направлениям от организаций, в связи с этим производственная практика проводится на рабочих местах. После проведенной проверки группы по программам профессионального образования «Лаборант химического анализа» и «Стропальщик» колледжем не набираются, и обучение по ним не проводится до введения в эксплуатацию нового здания. С целью соблюдения условий для получения образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, учреждением оборудована специальная кнопка вызова. Устройство расположено на таком уровне, чтобы лица с ограниченными возможностями могли активировать вызов, после чего выходит сотрудник, который в случае необходимости оказывает помощь. Отсутствие пандуса связано с техническими характеристиками деревянного здания. Студенты с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в учреждении, не имеют рекомендаций по заключению психолого-медико-педагогической комиссии о разработки адаптированных образовательных программ. Просили не назначать учреждению административное наказание в виде штрафа, а ограничиться предупреждением.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании показал, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении. Полагает, что в нарушение ст. 607 ГК РФ в договорах аренды между ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» и МБОУ «Средняя школа» [суммы изъяты], МБОУ «Средняя школа» [суммы изъяты], не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Кроме того в договорах отсутствуют кадастровые номера, на основании которых можно установить собственника имущества.

Выслушав объяснения представителей ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж», свидетеля ФИО2, изучив материалы дела об административном правонарушении и оценив представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.

Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации№ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования.

Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966, установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. «а – д», «ж – к» п. 6 и подп. «б, д, е» п. 7 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности", утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

и) наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что у юридического лица отсутствуют документы, подтверждающие наличие законных оснований для использования помещений в зданиях, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес>.

Так, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Вопреки доводам представителей учреждения, предоставленные в ходе проведения проверки договоры № 001/18 от 26.02.2018 г., № 1/12 ИКЗ от 02.02.2018 г. аренды нежилых помещений, не соответствуют указанным требованиям.

Согласно договорам аренды, актам приема-передачи нежилых помещений и выкопировке из технического паспорта, по адресам: <адрес>; <адрес>, находятся строения МБОУ «Средняя школа» [суммы изъяты], МБОУ «Средняя школа» [суммы изъяты], состоящие из многочисленных отдельных помещений, при этом в аренду ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» передана часть нежилых помещений без указания кадастрового (или условного) номера, местоположения, конфигурации, границ, которые невозможно индивидуализировать.

Следовательно, предмет в договоре аренды не определен, и поэтому в силу п. 1 ст. 432 и п. 3 ст. 607 ГК РФ данный договор считается незаключенным.

Как установлено при рассмотрении дела и не оспаривается представителями ГБПОУ ЯНАО «НУРМК», у учреждения отсутствует необходимое материально-техническое обеспечение (база) для проведения лабораторных работ и практических занятий, а также не созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Указанные нарушения квалифицируются в соответствии с п. 9 Положения, как грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, а именно нарушение требований, установленных подп. «а, б, и» п. 6 Положения.

Фактические обстоятельства и вина юридического лица ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 6-15), объяснительной директора ФИО2 (л.д. 16-18), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 19-28), копией приказа о проведении плановой проверки (л.д. 29-32), копией акта проверки № 17 (л.д. 33-36), копией лицензии от 23.10.2014 г. (л.д. 39-41), копией договора аренды нежилого помещения от 26.02.2018 г. (л.д. 42-53), копией договора аренды нежилого помещения от 02.02.2018 г. (л.д. 54-62), оснащением учебного кабинета химии (л.д. 63-69), тематическими планами (л.д. 70-72), программами подготовки квалифицированных рабочих (л.д. 74-80) и иными материалами дела.

Оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств является достаточной для вывода о наличии в действиях ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд квалифицирует действия ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вышеприведенное свидетельствует об особой значимости охраняемых общественных отношений. Таким образом, вмененное учреждению правонарушение не может быть признано малозначительным.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса

Принимая во внимание, что ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета, учитывая финансовое положение юридического лица, характер совершенного правонарушения, фактические обстоятельства дела, отсутствие каких-либо последствий, а также частичное признание вины в совершении правонарушения, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, суд считает возможным назначить ГБПОУ ЯНАО «НУРМК» наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа и не усматривает оснований для замены назначенного наказания на предупреждение.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать виновным государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ЯНАО «Новоуренгойский многопрофильный колледж» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:

УФК по ЯНАО (департамент образования ЯНАО)

Наименование банка: РКЦ г. Салехард

ИНН 8901017131 КПП 890101001

ОКТМО: 71900000 БИК: 047182000

Номер р/счёта получателя платежа: 40101810500000010001

КБК: 07711607000016000140.

Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки (ст. 31.5., 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Настоящее постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток через Новоуренгойский городской суд.

Судья М.В. Криворотова