ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-187/2018 от 28.03.2018 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело №5-187/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 марта 2018 года г. Воркута

Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Саутканов А.Д.,

с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - Петровой О.В., представителя юридического лица ООО «РЖД» - Бугайчука Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») ((данные изъяты), привлекаемого к административной ответственности по ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, -

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «РЖД» не представило сведения в автоматизированные централизованные базы о полных персональных данных (АЦБПДП) о пассажирах транспортных средств при осуществлении железнодорожной перевозки в дальнем следовании на поезде № 041М, формируемом в вагонном участке Москва - Ярославская – Структурном подразделении Московского филиала АО «ФПК» по транспортному направлению Воркута – Москва Ярославская 29 декабря 2017 года.

Так, при оформлении покупки билета в АЦБПДП переданы сведения без указания пола в отношении пассажиров: Е.Б., К.Л., Б.Е., У.В., К.И., Ф.С., К.Д., Б.А., Ж.А., К.Е., Р.С.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ОАО «РЖД» и направлен в адрес ОАО «РЖД» своевременно.

Представитель УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора Петрова О.В. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в протоколе об административном правонарушении.

Представитель ОАО «РЖД» вину в совершении административного правонарушения признал, полагал, что их действия являются малозначительными.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.

Информационная система состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении, в том числе железнодорожных перевозок в дальнем следовании.

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной: субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками; федеральными органами исполнительной власти; иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство.

При формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 настоящей статьи.

Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.7 Приказа Министерства транспорта РФ от 19.07.2012 г. № 243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных центральных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные при формировании персонала (экипажей) транспортных средств (далее - сведения о пассажирских перевозках).

В силу ч.1 ст.4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.11 Закона № 16-ФЗ в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), являющаяся собственностью Российской Федерации. Указанная информационная система состоит, в том числе из АЦБПДП. АЦБЛДП формируется при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании.

АЦБПДП формируется на основании информации, предоставленной, в том числе субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (подп. 1 ч. 3 ст. 11 Закона № 16-ФЗ, подп. 1 п. 6 Порядка).

Согласно ч.ч.5,9,11 ст.1 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя среди прочих железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров. Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя среди прочих железнодорожные вокзалы и станции.

Таким образом, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД», Общество) является субъектом транспортной инфраструктуры, в силу того, что оно является собственником объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, внесенных в реестр категорированных объектов и транспортных средств.

Информационное взаимодействие поставщиков информации и оператора ЕГИС ОТБ, а также оператора ЕГИС ОТБ и потребителей осуществляется на основании соглашений (п. 18 Порядка).

Соглашение с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» о передаче в установленном порядке в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств АО «ФПК» заключено и ОАО «РЖД», зарегистрировано в Реестре перевозчиков и субъектов транспортной инфраструктуры АЦБПДП, в соответствии с Регламентом информационного взаимодействия МИВЦ ОАО «РЖД» и ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Исходя из положений ч.ч. 5 - 5.5. ст. 11 Закона № 16-ФЗ, п. 7 Порядка перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры - обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные: 1) при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); 2) при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами; 3) при формировании персонала (экипажей) транспортных средств.

К типам регистрируемых операций относятся: бронирование проездного документа (билета), его продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки.

Передаваемые в АЦБПДП персональные данные о пассажирах в соответствии с ч. 5 ст. 11 Закона № 16-ФЗ, п. 8 Порядка включают: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); 4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); 5) дата поездки; 6) пол; 7) гражданство.

Передача данных осуществляется в автоматическом либо интерактивном (ручном) режиме. Параметры подключения к порталам (шлюзам) АЦБПДП предоставляет оператор ЕГИМ ОТБ (ФГУП «ЗащитаИнфоТранс») по запросам.

В соответствии с Регламентом информационного взаимодействия МИВЦ ОАО «РЖД» и ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (в редакции от 12.07.2016) реализация передачи сведений о пассажирских перевозках железнодорожным транспортом в АЦБПДП осуществляется из АСУ «Экспресс-3».

АСУ «Экспресс-3» - это единая межгосударственная система резервирования мест, продажи билетов и управления пассажирскими перевозками. Данная система является основой для применения единых технологий обслуживания пассажиров железнодорожными администрациями 10 государств СНГ и Балтии.

Таким образом, большинство перевозчиков, в том числе и иностранных, при управлении пассажирскими перевозками используют АСУ «Экспресс-3», владельцем которой является ОАО «РЖД».

В соответствии с п. 3.8 договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования между открытым акционерным обществом Российские железные дороги» и акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» от 31.03.2010 № 252 (далее Договор) ОАО «РЖД» (владелец инфраструктуры) осуществляет комплексное информационное обслуживание Перевозка (АО «ФПК»).

П. 5 Приложения 1 к Договору и подп. 1 п. 7.2 Соглашения о комплексном информационном обслуживании Приложения № 7 к Договору ОАО «РЖД» предоставляет АО «ФПК» доступ и разрешение использовать АСУ «Экспресс-3».

При этом ОАО «РЖД» принимает на себя обязательство по оказанию услуг комплексному информационному обслуживанию АО «ФПК» (п. 1.1. Соглашения. комплексном информационном обслуживании Приложения № 7 к Договору).

ОАО «РЖД» несет ответственность за эксплуатацию, техническое и технологические сопровождение, текущий и капитальный ремонт программно-технического комплекса, принятие оперативных мер во внештатных ситуациях (п. 2.2.1. Соглашения о комплексном информационном обслуживании Приложения № 7 к Договору).

ОАО «РЖД» несет ответственность за правильность и своевременность ввода информации АСУ «Экспресс-3» (п. 6.3.11 Соглашения о комплексном информационном обслуживании Приложения № 7 к Договору) (нормативно-справочной информации, тарифов, сборов и плат, формирование, проверка и выдача финансовой, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности по пассажирским перевозкам в дальнем следовании).

Как установлено в судебном заседании, ОАО «РЖД», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, 29 декабря 2017 года не в полном объеме передавало данные о вышеуказанных пассажирах поезда № 041М по транспортному направлению Воркута – Москва Ярославская, были переданы сведения без указания пола, что является нарушением подп. 1 ч. 3, подп. 6 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ (ред. 06.07.2016) "О транспортной безопасности" подп. 2 п. 5, подп. 1 п. 6, подп. 1 п. 7, подп. 6 п. 8, абз. 6 подп. «а» п.59 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных", утвержденного приказом Минтранса России от 19.07.2012 N 243 (ред. 05.09.2014).

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в суд материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 67/АП -07/2018 от 26.02.2018; решением Воркутинского транспортного прокурора о проведении проверки от 15.01.2018; рапортом помощника Воркутинского транспортного прокурора от 26.01.2018 по результатам проверки, сведениями ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» от 14.02.2018; сведениями ОАО «РЖД» от 15.02.2018, согласно которому по данному факту проведена служебная проверка, установившая нарушение, которое было устранено 13.02.2018 и 20.02.2018; сведениями ОАО «ФПК» от 19.02.2018 о приобретении проездного документа на имя вышеназванных лиц, а также другими материалами дела.

Таким образом, установлено, что вышеперечисленные требования законодательства ОАО «РЖД» не соблюдались, персональные данные о пассажирах транспортных средств в АЦБПДП при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании передавались неполными, что подтверждается представленными доказательствами.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вместе с тем, в материалах дела не имеется и представителем Ространснадзора не представлено сведений подтверждающих повторное совершение ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, а также убедительные данные, подтверждающие умышленное совершение последним инкриминируемого ему правонарушения.

Более того, на основании определения УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 15.02.2018 об истребовании сведений по делу об административном нарушений, Московским ИВЦ проведено служебное расследование по факту отсутствия в АЦБПДП реквизита «пол» у пассажиров поезда №041М Воркута - Москва отправлением 29 декабря 2017 года.

Расследованием установлено следующее:

25 декабря 2017 года в вагон №34К поезда №041М Воркута-Москва отправлением 29 декабря 2017 был оформлен групповой проездной документ РЖ404910 с указанием персональных данных 21 пассажира, включая все данные по реквизиту «пол». При формировании данных для передачи в АЦБПДП реквизит «пол» по 10 пассажирам не был указан и не был передан в АЦБПДП. В соответствии с информацией, изложенной в письме разработчика АСУ «Экспресс» АО «ВНИИЖТ» (Далее Разработчик) №ЛЗ 8-029 от 16.02.2018 выявлена ошибка в программном обеспечении формировании данных в АСУ «Экспресс» для АЦБПДП.

Ошибка оперативно была устранена 20 февраля 2018 путем внесения изменений в программное обеспечение АСУ «Экспресс» в соответствии с нарядом от Разработчика на проведение работ по авторскому сопровождению АСУ «Экспресс», тем самым, обеспечена передача в АЦБПДП реквизита "пол".

АП-07/2018 и устранена разработчиками АО «ВНИИЖТ» 13 февраля 2018.

За отчётные сутки 16 ноября 2017 и 25 декабря 2017 формирование выполнялось в автоматическом режиме, исключающем любое вмешательство обслуживающего персонала в данный процесс.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителем Ространснадзора.

Оценивая действия ОАО «РЖД», суд находит неправильным квалификацию ОАО «РЖД» за совершенное административного правонарушения по ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ, поскольку признать, что непредставление названных данных было совершенно умышлено, при установленных причинах их непредставления и мерах по устранению допущенных нарушений, нельзя, в связи с чем, судья, считает правильным переквалифицировать установленные в судебном заседании действия ОАО «РЖД» с ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ на ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, непредставление полных сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах транспортных средств, совершенные по неосторожности.

Решая вопрос о наказании ОАО «РЖД», судья учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Признание вины в совершенном правонарушении, в соответствии с ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, признается в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ОАО «РЖД».

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, вопреки доводам представителя ОАО «РЖД», не установлено.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, в совершении которого признано виновным ОАО «РЖД» является формальным и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, в связи с чем, основания для применения в отношении него ст.2.9 КоАП РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 9.1 29.9, 29.10, 29.11, 30.3 и 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ((данные изъяты)) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей (пятьдесят тысяч рублей).

Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Санкт - Петербургу (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) Северо – Западное ГУ Банка России по г. Санкт- Петербургу, ИНН 7838434432, КПП 783801001, Счёт получателя 401 018 102 000 000 10001; БИК 044 030 001, КБК 106 116 01000 01 6000 140, ОКТМО 403 03 000, УИН 106 72 32 718 063 072 01 88.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Д. Саутканов