ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-187/2023 от 25.10.2023 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 5-187/2023 (УИД 43RS0018-01-2023-001033-30)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

25 октября 2023 года г.Котельнич

Судья Котельничского районного суда Кировской области Злобин А.А.,

при секретаре Козловой М.Н.,

с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, начальника финансового управления администрации Котельничского района Кировской области К.С.Н.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Вагиной Л.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении начальника управления образования администрации <адрес>Вагиной Л. А., <дд.мм.гггг> г.р., уроженки <адрес>, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу об административном правонарушении от 09.10.2023 начальник управления образования администрации Котельничского района Кировской области Вагина Л.А. в установленный срок до 31.08.2023 не исполнила представление №2 от 27.07.2023, вынесенное по результатам плановой выездной проверки соблюдения управлением образования администрации Котельничского района Кировской области целей, порядка и условий предоставления местным бюджетам из областного бюджета субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по начислению и выплате компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не представив по состоянию на 01.09.2023 информацию о результатах исполнения представления, чем нарушила ч.2 ст.270.2 бюджетного кодекса РФ, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.20 ст.19.5 КоАП РФ. Временем совершения правонарушения является 01.09.2023, местом совершения – адрес нахождения Учреждения: <адрес>.

Протокол составлен в отсутствии Вагиной Л.А., уведомленной надлежащим образом о времени и месте его составления.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Вагина Л.А. показала, что с протоколом она ознакомлена, копия протокола ей вручена, существо правонарушения ей понятно, вину свою признает в том, что не проконтролировала своевременность направления в финансовое управление ответа на представление. Заявила, что представление ею было обсуждено на собрании с бухгалтерами, штат их составляет 11 человек, когда проводилось собрание, сообщить не может, поскольку его проведение ничем не зафиксировано. Понимает, что не учли отражение в бюджетной смете суммы 610000 рублей по нужному КБК, нарушение, касающееся внесения в Учетную политику перечня документов, исполнено, по поводу выявленного несоответствия формы заявлений о предоставлении компенсации (отсутствия уведомлений о принятии заявлений и документов) сообщила, что при предыдущей проверке такие нарушения не выявлялись. В управлении отсутствовала главный бухгалтер, а также была в отпуске лицо, которое должно было ответить на представление. Ответ на представление в Управление финансов не был своевременно направлен секретарем, что она не проконтролировала.

Заместитель главы администрации, начальник финансового управления администрации Котельничского района Кировской области К.С.Н., составившая протокол об административном правонарушении, настаивала на привлечение Вагиной Л.А. к административной ответственности, указав, что представление было вручено Вагиной еще в июле, у той было достаточно времени его исполнить, кроме того, в случае невозможности исполнения представления в установленный срок законом предусмотрена возможность однократного продления срока его исполнения, чем Вагина Л.А. не воспользовалась. Принятие мер к устранению причин и условий допущенных нарушений должно предполагать рассмотрение их с сотрудниками, выяснение причин, по которым допущены нарушения, проведение какой-либо учебы с сотрудниками, рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности к лицам, допустившим нарушения, принятие конкретных мер является усмотрением руководителя, однако, ни о каких подобных мерах со стороны Вагиной Л.А. в Управление финансов не сообщалось, ни о каких собраниях им не известно и на них финансовое управление не приглашалось. Ответ на представление, срок исполнения которого был до 31.08.2023, в финансовое управление принесла зам.главного бухгалтера Управления образования К. только 05.09.2023, вместе с тем, информация представлена не полностью, ни о каких принятых мерах об устранении причин и условий выявленных нарушений не содержит. Считает, что данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым отношениям, поскольку свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностным лицом.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В силу ч.3 ст.265 Бюджетного кодекса РФ, п.1.2 Постановления администрации Котельничского района Кировской области от 06.12.2016 №574 «Об утверждении Порядка проведения внутреннего муниципального финансового контроля в Котельничском районе» (далее постановление №574) финансовое управление администрации Котельничского района Кировской области является органом, уполномоченным на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в пределах полномочий, установленных действующим бюджетным законодательством.

Согласно п.1 ст.269.2 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в том числе, контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с п.1.4 постановления администрации Котельничского района №574 объектами внутреннего муниципального финансового контроля являются: главные распорядители (распорядители, получатели) средств районного бюджета, их подведомственные получатели бюджетных средств и иные организации, получающие средства районного бюджета; местные бюджеты - получатели межбюджетных трансфертов из районного бюджета, главные распорядители средств местных бюджетов, их подведомственные получатели бюджетных средств, а также иные организации, получающие средства местного бюджета за счет межбюджетных трансфертов из районного бюджета.

Согласно п.п.1.5, 1.6 указанного Постановления методами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля являются, в том числе, выездные проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления, предписания (ч.2 ст.269.2 Бюджетного кодекса РФ, п.3.15 постановления №547).

В силу ч.2 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ представление – это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля, содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с п.п.14, 15 Постановления Правительства РФ от 23.07.2020 №1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» (ред. от 09.12.2022) (далее Стандарт №1095) представление считается исполненным в случае, когда представленные объектом контроля документы, материалы и информация подтверждают устранение нарушения и (или) принятие указанных в представлении мер по устранению причин и условий нарушения, а также в случае наличия указанной информации в государственных (муниципальных) информационных системах. Неисполнение представления или предписания является основанием для принятия решения о возбуждении должностным лицом органа контроля дела об административном правонарушении в отношении объекта контроля (его должностного лица), не исполнившего такое представление или предписание в установленный срок.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, является формальным, основанием для привлечения к административной ответственности является факт бездействия должностного лица, выражающийся в неисполнении законного представления или предписания. Правонарушение считается оконченным в момент истечения установленного представлением (предписанием) срока.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы Котельничского района №158-К от 01.06.2017 Вагина Л.А. принята на муниципальную службу, назначена на главную должность муниципальной службы начальника управления образования администрации района с 01.06.2017 (л.д.27).

Во исполнение Плана контрольных мероприятий по внутреннему муниципальному финансовом контролю на 2023 год, заместителем главы администрации, начальником финансового управления администрации Котельничского района Кировской области К.С.Н. издан приказ №21 от 18.04.2023 «О назначении контрольного мероприятия (плановой выездной проверки» соблюдения целей, порядка и условий предоставления местным бюджетами из областного бюджета субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по начислению и выплате компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в управлении образования администрации Котельничского района Кировской области, проверяемый период с 01.01.2022 по 31.12.2022, полученный Вагиной Л.А. 19.04.2023.

По результатам выездной проверки, проведенной в период с 21.04.2023 по 29.06.2023 на основании акта проверки управлению образования администрации Котельничского района Кировской области начальником финансового управления Котельничского района вынесено представление № 2 от 27.07.2023, в котором отражены выявленные нарушения:

1) в нарушение ч.ч.1, 2 ст.221 Бюджетного кодекса РФ, п.4.2 Порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета) и внесения изменений в них, утвержденного приказом финансового управления администрации Котельничского района Кировской области № 82 от 19.12.2016, п.2.1 ч.2, п.2.3 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Управлением образования администрации Котельничского района Кировской области и подведомственными ему казенными учреждениями, утвержденного распоряжением управления образования администрации Котельничского района Кировской области №447 от 29.12.2018:

- показатели бюджетной сметы, утвержденной 26.12.2021, не соответствуют доведенным лимитам бюджетных обязательств: превышают доведенные лимиты бюджетных обязательств по КБК <...> на сумму 610 000 рублей;

- средства субвенции на выполнение публичных нормативных обязательств по КБК 903100401Я0016130323263 на сумму 610 000 рублей включены в раздел 1 «Итоговые показатели бюджетной сметы», раздел 2 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств» бюджетной сметы, утвержденной 26.12.2021, и не отражены справочно в разделе 5 «Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств»;

- изменение показателей бюджетной сметы на 2022 финансовый год (на 2022 финансовый год и плановый период 2023 и 2024 гг.), утвержденное начальником управления образования 21.01.202, не соответствует доведенным лимитам бюджетных обязательств по КБК <...> на сумму 610 000 рублей (увеличение лимитов бюджетных обязательств +610 000 рублей не отражено в разделах 1, 2 указанных изменений);

2) в нарушение п.318 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.10.2010 №157н, Учетной политикой Управления образования не определен перечень документов, подтверждающих принятие бюджетных обязательств в рамках расходования средств субвенции;

3) в нарушение п.п.1-1, 1-2, 1.7 Порядка обращения родителей (законных представителей) за получением компенсации платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, и порядок ее выплаты, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №85/80 от 26.02.2007, за период с 01.06.2022 по 30.04.2023 неправомерно начислена и выплачена компенсация Н. по КБК <...> на сумму 2 931 руб. 60 коп.;

4) в нарушение п.2.2 Порядка выплаты компенсации, отдельные заявления о предоставлении компенсации не соответствует форме, утвержденной приложением к Порядку выплаты компенсации, не содержат расписок-уведомлений о принятии заявления и документов специалистом уполномоченного органа или образовательной организации.

Представление содержит требования: принять меры по устранению причин и условий каждого нарушения, указанного в описательно-мотивировочной части настоящего представления; устранить нарушение, указанное в п.2 описательно-мотивировочной части представления, а именно предусмотреть в Учетной политике перечень документов, подтверждающих принятие бюджетных обязательств в рамках расходования средств субвенции; устранить нарушение, указанное в п.3 представления, а именно возвратить в бюджет излишне выплаченную компенсацию в сумме 2 931 руб. 60 коп в порядке, определенном п.4.3 Порядка выплаты компенсации. Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в финансовое управление администрации Котельничского района Кировской области не позднее 31.08.2023, по п.3 представления - не позднее 29.12.2023. В представлении разъяснено, что срок его исполнения может быть однократно продлен в соответствии с п.п.19-22 федерального стандарта №1095, за его невыполнение предусмотрена ответственность по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Данное представление Вагиной Л.А. получено 28.07.2023, срок его исполнения не продлевался, в установленном законом порядке оно не обжаловалось.

05.09.2023 в финансовое управление администрации Котельничского района Кировской области от начальника управления образования администрации Котельничского района Кировской области Вагиной Л.А. поступило информация об устранении нарушений, отраженных в представлении №2 от 27.07.2023, согласно которой по нарушению под №1 указано, что замечание будет учтено при составлении бюджетных смет на очередной финансовый год; нарушение №2 устранено, что подтверждается распоряжением №265 от 31.08.2023 «О внесение изменений в распоряжение №3/1 от 09.01.2020 «Об утверждении учетной политики для целей бюджетного учета»; по нарушению под №4 указано, что с 01.09.2023 учреждение будет работать по Постановлению Правительства РФ №829 от 27.05.2023 «Об утверждении единого стандарта предоставления государственной и (или) муниципальной услуги «выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход а детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ» (л.д.11-26).

09.10.2023 заместителем главы администрации, начальником финансового управления администрации Котельничского района Кировской области в отношении начальника управления образования администрации Котельничского района Кировской области Вагиной Л.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок представления, в котором также указано, что требования, отраженные в представлении учреждением, согласно информации от 05.09.2023 выполнены частично: меры по устранению причин и условий каждого нарушения, указанного в описательно-мотивировочной части представления, не приняты.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными письменными материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 09.10.2023 (л.д.3-5), приказом №21 от 18.04.2023 «О назначении контрольного мероприятия (плановой выездной проверки)» с перечнем основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия (л.д.6, 7); представлением №2 от 27.07.2023 (л.д.8-10); ответом на представление от 31.08.2023 с распоряжением №265 от 31.08.2023 (л.д.11-14); выпиской из распоряжения №158-к от 01.06.2017 (л.д.27), копией акта выездной проверки Управления образования Котельничского района от 29.06.2023 с приложением.

В силу закона представление следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке. Соответствующие полномочия по выдаче представления Управлением финансов администрации Котельничского района закреплены в ст.ст.269.2, 270.2 Бюджетного кодекса РФ, п.3.15 Постановления администрации Котельничского района Кировской области от 06.12.2016 №574 «Об утверждении Порядка проведения внутреннего муниципального финансового контроля в Котельничском районе».

Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении представление органов, осуществляющих государственный (муниципальный) надзор, обязательно для исполнения, лица, игнорирующие такие представления, подлежат административной ответственности.

Представление финансового управления администрации Котельничского района Кировской области № 2 от 27.07.2023 содержит соответствующие законодательные нормы, ссылки на конкретные части, пункты, статьи нормативных актов, существо выявленных нарушений и требование о принятии мер по устранению нарушений законодательства, принятии мер по устранению причин и условий каждого нарушения, указанного в представлении, внесено уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего внутренний муниципальный контроль (надзор), при этом оно не было признано незаконным и не отменено, в связи с чем, подлежало обязательному исполнению.

Выполнение требований представления находится в пределах полномочий начальника управления образования администрации Котельничского района Кировской области Вагиной Л.А. и, согласно ч.2 ст.270.2 Бюджетного кодекса РФ, является ее обязанностью.

Вместе с тем, в период со дня получения представления, т.е. с 28.07.2023, в установленный представлением срок – не позднее 31.08.2023 информация о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, в финансовое управление администрации Котельничского района Кировской области Вагиной Л.А. представлена не была. Кроме того, представленная по истечению срока Вагиной Л.В. информация, поступившая в финансовое управление администрации Котельничского района Кировской области 05.09.2023, не содержит сведений о выполнении п.1 представления, а именно о принятии мер по устранению причин и условий каждого нарушения, что свидетельствует о неисполнении представления в полном объеме.

Вопреки утверждению в судебном заседании лица, в отношении которого ведется производство по делу, о проведении ею собрания с сотрудниками бухгалтерии по рассмотрению представления, такая информация до контролирующего органа не поступала и ничем объективно не подтверждена. Указание в ответе на представление о том, что выявленные нарушения будут учтены в будущем не свидетельствует о каких-либо принятых мерах по установлению и устранению причин и условий указанных в представлении нарушений.

Довод начальника Управления образования о нахождении 01.09.2023 в отпуске сотрудника, обязанного предоставить ответ на представление, не может исключить ответственность руководителя Управления, которому было адресовано представление.

Суд приходит к выводу, что указанный в представлении срок для его исполнения являлся достаточным и разумным исходя из характера нарушений и предъявленных требований. Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению представления и направления в контролирующий орган ответа на него в установленный в нем срок, с учетом нахождения Управления образования и финансового Управления района в одном здании, по мнению суда, не имеется.

Согласно положениям ст.2.4 КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Анализируя исследованные доказательства на предмет допустимости, достоверности и достаточности суд находит, что вина начальника управления образования администрации Котельничского района Кировской области Вагиной Л.А. в совершении инкриминируемого правонарушения нашла свое подтверждение в судебном заседании.

Бездействие Вагиной Л.А. квалифицируется судом по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного представления органа муниципального финансового контроля. Время и место правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам. Данное правонарушение стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения Вагиной Л.А. своих должностных обязанностей, выразившихся в неудовлетворительной организации работы, отсутствии должного контроля за работой подчиненных сотрудников.

Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает признание вины лицом, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Обсуждая возможность применения ст.2.9 КоАП РФ о признании малозначительности совершенного правонарушения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу закона квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Объектом совершенного административного правонарушения в данном случае является установленный порядок управления в сфере муниципального финансового контроля, невыполнение законного представления органа муниципального финансового контроля выражено в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Неисполнение законного представления органа муниципального финансового контроля посягает на установленный законом порядок управления, нарушает нормальное функционирование муниципальных институтов, влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью надлежащим образом и в полной мере осуществлять муниципальный контроль за соблюдением бюджетного законодательства и финансовой дисциплины. Учитывая указанное, а также характер выявленных и не устраненных в установленный срок нарушений, достаточных оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным суд не находит.

Принимая во внимание характер правонарушения, учитывая личность Вагиной Л.А., смягчающее обстоятельство, суд считает справедливым назначить ей наказание в виде штрафа, предусмотренного санкцией ч.20 ст.19.5 КоАП РФ для должностных лиц, в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.5, 29.9-29.10, 30.1 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Начальника управления образования администрации Котельничского района Кировской области Вагину Л. А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: <...>

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Котельничский районный суд.

Судья А.А. Злобин