ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1884/2021 от 18.05.2021 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 5-1884/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 мая 2021 года г. Пенза

Судья Первомайского районного суда г. Пензы Одинцов М.А.,

с участием помощника прокурора Первомайского района г. Пензы Токаревой Н.П.

защитника ООО «Горводоканал» Прохорова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, 217 дело об административном правонарушении, предусмотренном 17.7 КоАП РФ, в отношении:

ООО «Горводоканал», ОГРН 1065836023714, ИНН 5836623790, юридический адрес: Пензенская обл., г. Пенза, ул. Кривозерье, 24, дата государственной регистрации 17.07.2006,

установил:

ООО «Горводоканал» умышлено не выполнило требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

11.01.2021 главному управляющему директору ООО «Горводоканал» Ильину Ю.О. в порядке статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В представлении было указано, что в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ № 416, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:

охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;

повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;

снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;

обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;

обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Исходя из ч. 1 ст. 10 ФЗ № 416, собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 616 ГК РФ, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

В соответствии с договором о передаче муниципального имущества в аренду ООО «Горводоканал» от 08.08.2007 № 52, сети водоснабжения (в том числе сети водоснабжения по ул. Кулакова г. Пензы от ул. Бакунина до ул. Суворова) переданы в арендное пользование и на обслуживание ООО «Горводоканал» (далее - Договор).

В соответствии с п. 3.7.4. Договора арендатор обязан содержать арендуемые объекты в исправном состоянии.

Исходя их п. 3.5 Договора, реконструкция, восстановление, модернизация, техническое перевооружений, капитальный и текущий ремонт арендуемого имущества может производиться арендатором самостоятельно.

Проведенным анализом установлено, что в исследуемом периоде имели место многочисленные порывы на сетях водоснабжения в связи с износом труб.

За последние 3 месяца 2020 года на территории города зафиксировано более 600 порывов на сетях водоснабжения, из которых 67 по причине изношенности труб. Аварийные ситуации повлекли отключение от водоснабжения более 1100 многоквартирных домов, а также более 1700 индивидуальных жилых домов.

За аналогичный период прошлого года на территории города зафиксировано 90 порывов на сетях водоснабжения, из которых 67 по причине изношенности труб. Аварийные ситуации повлекли отключение от водоснабжения более 50 многоквартирных домов, а также школ, детских садов и других объектов социальной сферы.

Тем не менее, в план мероприятий на 2020 год по капитальному ремонту и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения данные участки включены не были.

Таким образом, ООО «Горводоканал» ненадлежащим образом проводится мониторинг сетей водоснабжения, с целью выявления участков, требующих проведения капитального ремонта.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в связи со значительным износом резинового уплотнения во фланцевом соединении пожарного гидранта, смонтированного на водопроводе Д=300 мм. В водопроводном колодце в районе д. № 62 по ул. Ключевой г. Пензы имеется утечка ХВС, в связи с чем на проезжей части ул. Ключевая и ул. Толстого г. Пензы образовывается наледь и создается аварийная обстановка при движении автотранспорта и пешеходов.

Тем не менее, ремонтные работы запланированы ООО «Горводоканал» только в 1 квартале 2021 года.

Объективная информация о ненадлежащем состоянии сетей водоснабжения собственнику не направлялась.

Затягивание устранения утечки привело к наступлению негативных последствий в виде создания угрозы причинения вреда участникам дорожного движения на вышеуказанном участке местности.

Согласно п. 3.1. Правил осуществления земляных работ при ремонте, прокладке и реконструкции подземных инженерных сооружений и коммуникаций в городе Пензе, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 25.04.2008 № 952-45/4 (далее - Правила), при осуществлении земляных работ должны соблюдаться требования государственных стандартов и строительных норм и правил, регламентирующих порядок и технологию осуществления соответствующих видов работ, обеспечиваться санитарное состояние прилегающей территории, безопасность движения пешеходов и транспорта, подъезды и подходы к жилым домам, предприятиям, учреждениям и организациям. Место осуществления работ ограждается щитами, устанавливаются дорожные знаки, ночное освещение, вывешиваются аншлаги с указанием наименования организации, производящей земляные работы, лица, ответственного за осуществление земляных работ, номера его телефона и сроков осуществления земляных работ.

Исходя из п. 3.9. Правил, в процессе восстановления дорожного покрытия должна соблюдаться технология укладки асфальтобетонного покрытия, должно обеспечиваться уплотнение асфальтобетонной смеси при ее укладке, асфальтобетонная смесь должна соответствовать типу и марке существующего дорожного покрытия, требованиям государственных стандартов, сводов правил и технических условий.

23.11.2020 на сетях водоснабжения по ул. Кулакова - ул. Суворова г. Пензы произошел порыв.

В нарушение вышеуказанных требований ответственными лицами при производстве аварийно-восстановительных работ не соблюдены все необходимые требования к обеспечению безопасного движения транспорта.

Так, при отсутствии должного ограждения, запрещающих (предупреждающих) знаков и просадки грунта 25.11.2020 в образовавшуюся яму провалился автомобиль «Камаз», что привело к дестабилизации движения на данном участке дороги.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

ООО «Горводоканал» изложенные требования закона не исполнены.

Безотлагательное рассмотрение представления прокурора не обеспечено, в течение месяца конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не приняты.

В ходе анализа полученного ответа установлено, что рассмотрение представления проведено формально, отсутствует объективная информация о состоянии сетей водоснабжения и водоотведения, не исполнены обязанности по направлению собственнику информации по данным сетям для включения их в план проведения капитального ремонта.

О результатах принятых мер в нарушение ст. ст. 6, 24 Федерального зако от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору письменной форме не сообщено.

Кроме того, вопреки требованиям, изложенным в представлении, оно рассмотрено без участия представителя прокуратуры района, о месте и времени его рассмотрения в прокуратуру района не сообщалось.

Таким образом, ООО «Горводоканал» нарушается законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также не выполняются требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом.

Прокурор Токарева Н.П в судебном заседании подтвердила факт невыполнения ООО «Горводоканал» представления об устранении нарушений законодательства.

Защитник ООО «Горводоканал» Прохоров С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину организации не признал, пояснив, что 18.02.2021 в адрес прокуратуры был направлен ответ о рассмотрении представления. В ответе ООО «Горводоканал» содержалась информация о принятых мерах во исполнение указанных в представлении прокуратуры нарушений: проведение анализа аварийных ситуаций на предмет выявления участков сетей холодного водоснабжения и водоотведения, на которых фиксируются многочисленные порывы и включении участков сетей в план по проведению капитального ремонта; проведении разъяснительной работы с сотрудниками ООО «Горводоканал» в части недопущения впредь нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения; рассмотрен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Действующее законодательство не содержит требований к форме ответа на вынесенное представление прокуратуры. Ответ на представление прокуратуры был подготовлен ООО «Горводоканал», исходя из содержания представления и по аналогии с ранее данными ответами на представления прокуратуры. Представление прокуратуры Первомайского района г. Пензы от 11.01.2021 г. не содержит требование об извещении прокурора о дате и месте рассмотрения представления в определенной форме. Извещение о рассмотрении представления было направлено в адрес прокуратуры телефонограммой, о чем имеется запись в журнале входящих и исходящих телефонограмм ООО «Горводоканал». Исходя из сложившейся судебной практики, следует, что представление, является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, целью, которого является предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности. Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить к устранению допущенных нарушений закона в добровольном порядке. Просил обратить внимание, что 26.03.2021 представление от 11.01.2021 было рассмотрено повторно с участием представителя прокуратуры Марфиной Е.В. По результатам рассмотрения в прокуратуру до момента возбуждения дела об административном правонарушении был направлен ответ от 26.03.2021 г. Просил прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Доказательствами вины ООО «Горводоканал» являются:

представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 11.01.2021, в котором указано на допущенные нарушения закона и заявлено требование безотлагательно рассмотреть настоящее представление с обязательным участием прокурора и в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в месячный срок;

ответ ООО «Горводоканал» от 18.02.2021, из которого суд может сделать вывод о формальном подходе к исполнению вышеуказанного представления прокурора и о фактическом его неисполнении.

постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.03.2021.

Довод представителя ООО «Горводоканал» об исполнении представления прокурора путем дачи ответа от 18.02.2021, судом отклоняется, поскольку в нем не приведены какие конкретно меры были приняты по устранению допущенных нарушений закона; имеется недостоверная информация о рассмотрении представления с участием прокурора.

Вместе с тем, исполнение представления путем дачи ответа от 26.03.2021 не освобождает ООО «Горводоканал» от административной ответственности, и не образует в его действиях малозначительности, поскольку Обществом был нарушен месячный срок, установленный законом.

Таким образом, в действиях ООО «Горводоканал» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку имеется умышленное невыполнение требования прокурора по устранению нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом.

При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, наличие смягчающего вину обстоятельства, как устранение допущенных нарушений, и полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст.ст. 29.10 – 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

ООО «Горводоканал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, подлежащего уплате по следующим реквизитам: УФК по Пензенской облаете (Прокуратура Пензенской области) ИНН 5836010138 КПП 583701001 л/с 04551463830 Банк получателя: Отделение Пенза Банка России//УФК по Пензенской области г. Пенза БИК банка получателя: 015655003 Номер счета банка получателя средств (единый казначейский счет): 40102810045370000047 Номер счета получателя (номер казначейского счета): 03100643000000015500 ОКТМО 5670100 КБК 11601051010059140.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии постановления в Пензенский областной суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Пензы.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в канцелярию Первомайского районного суда г. Пензы по адресу: г. Пенза, ул. Суворова, д. 217.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Судья: