5-1887/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 09 июля 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кулакова Т.С., с участием
представителя Администрации городского округа город Кострома Костромской области ФИО1,
заместителя начальника отдела государственного надзора и правовой работы инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа город Кострома Костромской области №, адрес юридического лица: 156000, <...>,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно протоколу об административном правонарушении №РК-43-21/1 от <дата>, составленному заместителем начальника отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО3, <дата> на основании задания № № от <дата> начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО4 (далее - Инспекция) был проведен контроль состояния объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <...> (далее - Объект).
По итогам контроля состояния Объекта установлено следующее:
Объект представляет собой рубленый одноэтажный дом с мезонином под вальмовой кровлей. Осмотром Объекта от <дата> было установлено, что в результате пожара огнем повреждены стены и кровля сеней с левого бокового фасада, а также мезонин, произошло обрушение конструкций кровли внутрь здания, оконные проемы здания раскрыты, нижняя филенка дверного проема сеней с правого бокового фасада выбита в результате проникновения посторонних лиц в здание, ограждение здания из профилированного листа по металлическому каркасу частично утрачено с дворового и правого бокового фасадов, что создает угрозу повреждения или разрушения здания в результате пожара, вандализма по вине проникающих внутрь здания посторонних лиц, разрушения конструкций здания под воздействием атмосферных осадков. Собственникам Объекта были выданы предписания о проведении работ по консервации оконных и дверных проемов, восстановления утраченного ограждения из профилированного металлического листа с дворового и правого бокового фасада здания в срок до <дата>. Осмотром Объекта от <дата> было установлено, что доступ на земельный участок, занятый Объектом, ограничен для посторонних лиц путем устройства периметрального ограждения, оконные и дверные проемы первого этажа зашиты металлическим листами.
В соответствии с пунктом 2 предписаний от <дата> № № собственникам объекта культурного наследия необходимо было организовать проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия в целях предотвращения обрушения конструкций до начала производственных работ и обеспечения физической сохранности конструкций в период проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия в срок до <дата>. Осмотром от <дата> было установлено, что Объект снесен: демонтированы конструкции кровли и стен мезонина и первого этажа до уровня фундаментов. Сохранился участок стены первого этажа по главному фасаду с двумя оконными проемами, фундамент объекта культурного наследия. Действия собственников по сносу объекта культурного наследия нарушают требования пункта 13 статьи 18, пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я пол. XIX в.» расположен по адресу: <...>, принят под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 №598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номером 441510292490005 на основании приказа Министерства культуры РФ от 07.10.2015 № 4110-р.
С <дата> Объект находится в общей долевой собственности Администрации города Костромы (12/100 долей) и ООО Строительная компания «Ровесник» (88/100 долей) на основании договора о совместной деятельности от <дата>№-д. Целью совместной деятельности указанных юридических лиц в отношении Объекта является создание условий для современного использования объекта культурного наследия путем осуществления мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия с использованием вложений привлекаемого капитала (инвестиций) из различных источников, в форме проведения подготовительных, проектных, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, работ, связанных с вводом объекта культурного наследия в эксплуатацию и оформлением прав собственности на результаты совместной деятельности. Срок выполнения указанной цели совместной деятельности -<дата> (пункты 1.2., 1.4. договора о совместной деятельности от <дата>№-д).
В отношении Объекта приказом Инспекции от <дата>№ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца, сведения о котором внесены в качестве обременения прав собственности в сведения единого государственного реестра недвижимости. Раздел 3 «Требования к содержанию объекта культурного наследия» данного охранного обязательства соответствует содержанию вышеуказанной статьи 47.3 Федерального закона.
На момент окончания осмотра Объекта <дата> согласно журналу входящей корреспонденции Инспекции, реестрам государственных услуг, оказываемых Инспекцией, согласованная Инспекцией проектная документация по сохранению объекта культурного наследия и разрешение Инспекции на проведение противоаварийных и консервационных работ, которые совокупно допускали бы возможность переборки конструкций Объекта силами организации, имеющей лицензию Министерства культуры РФ на проведение данного вида работ (разбор конструкций, их графическая фиксация, фотофиксация, отбор подлинных деталей, подлежащих сохранению, отбор бракованных деталей, подлежащих замене на аналогичные), отсутствовала.
Согласно информации Администрации города Костромы от <дата>№ поступившей в ответ на уведомление Инспекции о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от <дата> № № ответственность за проведение работ по демонтажу Объекта лежит на другой стороне договора о совместной деятельности от <дата>№-д - ООО Строительная компания «Ровесник», так как согласно пунктам 5.2.1., 5.2.2. договора о совместной деятельности от <дата>№-д ООО «Строительная компания «Ровесник» приняло на себя обязательства по созданию условий для достижения цели договора и обеспечения физической сохранности Объекта. Согласно этой же информации с <дата> ООО Строительная компания «Ровесник» приостановила проведение всех работ по демонтажу Объекта и вывозу его конструкций с территории земельного участка.
Вместе с тем, согласно договору о совместной деятельности от <дата>№-д Объект не передан ООО Строительная компания «Ровесник» полностью на праве собственности, аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования, Объект продолжает находится в общей долевой собственности Администрации города Костромы и ООО Строительная компания «Ровесник».
Администрация города Костромы, полагаясь на договор о совместной деятельности от 05.02.2019 №6-д и игнорируя вышеуказанные положения Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проявило безразличное отношение к состоянию объекта культурного наследия, не предприняла мер к предотвращению демонтажа объекта культурного наследия, допустила снос объекта культурного наследия, не сообщила в Инспекцию об известных фактах сноса объекта культурного наследия, не предприняла меры по прекращению сноса в процессе данных работ, что является нарушением требований п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 и предусматривает наступление административной ответственности для Администрации города Костромы в соответствии с ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Администрации г. Костромы ФИО1 пояснила, что Администрация города Костромы вину в совершении административного правонарушения не признает, материалы дела не содержат доказательств того, что утрата объекта культурного наследия произошла в результате действий Администрации города Костромы. Согласно протоколу об административном правонарушении Администрации вменено нарушение пункта 13 статьи 18 и пункта 1 статьи 47.3Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в которых закреплен запрет на снос объекта культурного наследия и обязанности собственника по принятию мер по сохранению объекта культурного наследия. Администрация города Костромы снос объекта культурного наследия не осуществляла, доказательств обратного в материалах дела не имеется, как и нет доказательств самого факта сноса, а, например, не обрушения здания, поскольку ранее оно пострадало в результате пожара. В целях исполнения обязанностей по сохранению объекта культурного наследия Администрацией города Костромы был заключен договор о совместной деятельности с ООО «СК Ровесник», объект был передан в фактическое владение Общества, определен порядок действий по сохранению объекта.
Заместитель начальника отдела государственного надзора и правовой работы Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО2 поддержала составленный протокол, на вопросы суда пояснила, что в инспекции не имеется сведения о дате пожара на объекте. До составления протокола об административном правонарушении информация у ООО «СК Ровесник» о том, производили ли они какие-либо работы на объекте, не запрашивалась, не устанавливались свидетели, в том числе не опрашивались жители соседних домов по вопросу о том, осуществлялся ли снос здания.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В подтверждение вины Администрацией города Костромы в совершении указанного выше административного правонарушения суду представлены:
протокол об административном правонарушении от <дата>, при составлении которого защитником были приведены те же доводы: о недоказанности фактов сноса здания, причастности Администрации города Костромы к сносу либо осведомленности о произведенном сносе,
задание начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО4 № № от <дата> на осуществление мероприятий по контролю объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <адрес>,
акт осмотра № № от <дата>, согласно которому осмотром установлено, что объект культурного наследия снесен: демонтированы конструкции кровли и стен мезонина и первого этажа до уровня фундаментов, сохранился участок стены первого этажа по главному фасаду с двумя оконными проемами, фундамент объекта культурного наследия;
фототаблица к акту осмотра от <дата>, на которой запечатлено наличие бревен со следами пожара
предписание от <дата> на имя главы Администрации городского округа города Костромы ФИО5, которым предписано выполнить следующие мероприятия: в срок до <дата> - восстановить утраченное ограждение из профилированного металлического листа с дворового и правого бокового фасада объекта культурного наследия, законсервировать оконные и дверные проемы способом, исключающим доступ в объект культурного наследия посторонних лиц и попадание атмосферных осадков, в срок до <дата> - организовать проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ на объекте культурного наследия в целях предотвращения обрушения конструкций до начала производственных работ и обеспечения физической сохранности конструкций в период проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия; в срок до <дата> - организовать проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия, организовать приемку выполненных работ с получением акта приемки выполненных работ,
сопроводительное письмо от <дата> о направлении предписания, акт осмотра № № от <дата> с фототаблицей, согласно которому доступ на земельный участок, занятый объектом культурного наследия, ограничен для посторонних лиц путем устройства периментального ограждения, оконные и дверные проемы первого этажа зашиты металлическими листами. Учитывая утраты кровли мезонина в результате пожара, окна мезонина допустимо не консервировать для обеспечения просыхания и последующей консервации здания,
акт осмотра № № от <дата> с фототаблицей, согласно которому в результате пожара огнем повреждены стены и кровля сеней с левого бокового фасада, а также мезонин. Произошло обрушение конструкций кровли внутрь здания. Оконные проемы здания раскрыты, нижняя филенка дверного проема сеней с правого бокового фасада выбита. Объект культурного наследия находится в аварийном состоянии, сохраняется угроза повреждения или разрушения здания в результате пожара, вандализма, разрушение здания под воздействием атмосферных осадков,
задание начальника инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО4 № от <дата> на осуществление мероприятий по контролю объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 2-я пол. XIX в.» по адресу: <...>,
приказ Минкультуры России от <дата>№-р «О регистрации объекта культурного населения регионального значения «Дом жилой, 2-я пол. XIX в.» в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ,
постановление главы Администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры»,
выписки из ЕГРН, подтверждающие нахождение объекта культурного наследия в общей долевой собственности ООО «СК «Ровесник» и муниципального образования городской округ город Кострома
договор о совместной деятельности от <дата>№-д между Администрацией города Костромы и ООО «СК «Ровесник», целью которого является создание условий для современного использования объекта культурного наследия по адресу: <...> путем осуществления организационно-технических мероприятий по сохранению объекта культурного наследия. Вкадом Администрации города Костромы в совместную деятельность явились доля в праве собственности на жилые помещения и земельный участок, вкладом ООО «СК «Ровесник» являются денежные средства в размере, необходимом для достижения цели договора. Доли сторон договора в праве собственности составляют: 12/100 - муниципальное образование городской округ <...> – ООО «СК «Ровесник». Согласно п.5.2.2 договора обязанности по обеспечению физической сохранности объекта культурного наследия, осуществлению работ по сохранению объекта возложена на ООО «СК «Ровесник»,
приказ Охранкультуры Костромской области от 29.03.2019 № 28 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ «Дом жилой, 2-я пол. XIX в.».
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч.13 ст.18 Закона №73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
В соответствии с ч.1 ст.47.3 Закона №73-ФЗ 1. При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Администрации городского округа город Кострома вменено нарушение ч.13 ст.18 и ч.1 ст.47.3 Закона №73-ФЗ, выразившееся в проявлении безразличного отношения к состоянию объекта культурного наследия, не принятии мер к предотвращению демонтажа объекта культурного наследия, допуске сноса объекта культурного наследия, не извещении Инспекции о сносе объекта, не принятии мер по прекращению сноса в процессе данных работ.
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих не только тот факт, что снос объекта культурного наследия был осуществлен Администрацией города Костромы или с ее ведома либо подтверждающих осведомленность Администрации города Костромы о предстоящем или состоявшемся сносе объекта, но и факт самого сноса в материалах дела не имеется и в суд при рассмотрении дела об административном правонарушении не представлено.
Исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что объект находился в аварийном состоянии в результате пожара, уже на момент <дата>, имелась угроза повреждения или разрушения здания в результате пожара, вандализма, разрушения здания под воздействием атмосферных осадков. Огнем были повреждены стены и кровля сеней с левого бокового фасада, а также мезонин, произошло обрушение конструкций кровли внутрь здания.
При этом в акте осмотра <дата> указано, что конструкции кровли и стен мезонина и первого этажа до уровня фундаментов демонтированы, сохранился участок стены первого этажа по главному фасаду с двумя оконными проемами, фундамент объекта культурного наследия.
Таким образом, сведения, содержащиеся в акте от <дата>, противоречат сведениям, изложенным в акте осмотра объекта от <дата> в той части, что произошло обрушение кровли здания, а не ее демонтаж, а также повреждение стен и мезонина объекта огнем. Исходя из установленного факта нахождения объекта культурного наследия с <дата> в аварийном состоянии, наличии угрозы обрушения конструкций здания каких-либо доказательств, подтверждающих факт демонтажа объекта, суду не представлено. При это доказан факт принятия Администрацией городского округа города Костромы мер по приведению объекта культурного наследия в надлежащее состояние путем заключения договора о совместной деятельности с ООО «СК «Ровесник», в соответствии с условиями которого было разработано задание на проектирование работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, а также предпринимались меры к выполнению в установленные сроки выданного предписания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности состава административного правонарушения.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа город Кострома Костромской области подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.5- 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа город Кострома Костромской области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья Т.С. Кулакова
Копия верна: судья -