ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-188/2014 от 11.03.2014 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

 Дело № №       

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

 <адрес>                             ДД.ММ.ГГГГ

 Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Горлач А.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 40 <адрес>,

 УСТАНОВИЛ:

 В Железнодорожный районный суд <адрес> поступили протокол и материалы дела об административном правонарушении, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 40 <адрес> установлен факт осуществления образовательной деятельности педагогическими работниками ФИО2, ФИО10, ФИО15, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО16 ФИО8, ФИО9, ФИО4, образовательный ценз которых не соответствует квалификационным характеристикам соответствующих должностей, установленных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России ДД.ММ.ГГГГ № 761н, что является нарушением п.п. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 966.

 На рассмотрение дела явились: законный представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 40 <адрес> ФИО3, защитник ФИО4, консультант отдела государственного контроля и надзора управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования и науки <адрес>, составившая протокол об административном правонарушении, ФИО5, специалист ФИО6

 В ходе рассмотрения дела ФИО3 пояснил, что в штате образовательного учреждения находятся 64 учителя. В течение 2012-2014 годов школа принимала меры к обучению учителей по соответствующим программам профессионального образования.

 Защитник ФИО4 представила письменные объяснения по существу дела, пояснила, что учителя проходили соответствующие аттестации и были признаны соответствующими занимаемым должностям. Так, в частности, ФИО7 и ФИО8 признаны соответствующими занимаемым должностям самим лицензирующим органом – Министерством образования и науки <адрес>, в связи с чем у образовательного учреждения сомнений в том, что ФИО7 и ФИО8 могут не соответствовать каким-либо требованиям, не имелось.

 ФИО5 пояснила, что ФИО9, работая в должности учителя дополнительного образования, осуществляет ведение спортивной секции по тхэквондо. Каких-либо доказательств в того, что данная услуга является платной, не имеется.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд приходит к следующему:

 В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Исходя из требований ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

 Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

 Таким образом, объективную сторону административного правонарушения образует совокупность двух обязательных элементов: грубое нарушение требований или условий разрешительного документа, а также осуществление деятельности, не связанной с извлечение прибыли.

 Нормами п.п. «д» п. 6 и п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 174, установлено, что грубым нарушением лицензионных требований к образовательной деятельности является несоблюдение требования о наличии педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

 Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ № 761н утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – Справочник).

 Согласно п. 1 указанного Справочника, он предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 Пунктом 4 Справочника определено, что квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определён необходимый для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

 Согласно требованиям к квалификации, установленных разделом III Справочника, учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

 Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

 Социальный педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

 Преподаватель-организатор ОБЖ должен иметь высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образования и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

 Педагог – организатор должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы без предъявления требований к стажу работы.

 Таким образом, несоблюдение требований к квалификации лица, осуществляющего деятельность в качестве педагога, педагога-психолога, социального педагога, преподавателя-организатора ОБЖ либо педагога дополнительного образования в образовательном учреждении является грубым нарушением лицензионных требований к образовательной деятельности и, в том случае, если данная образовательная деятельность не связана с извлечение прибыли, - образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3. ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Из обстоятельств дела следует, что ФИО2 на момент проверки состояла в должности учителя математики, имела высшее профессиональное образование по специальности «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении не имела.

 ФИО10 на момент проверки состояла в должности педагога-психолога, имела высшее профессиональное образование по специальности «Социальная работа», образования по направлению подготовки «Педагогика и психология» не имела.

 ФИО7 на момент проверки состояла в должности учителя географии, имела высшее профессиональное образование по специальности «Автомобильные дороги», дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении не имела.

 ФИО11 на момент проверки состояла в должности учителя математики, имела высшее профессиональное образование по специальности «Проводная связь; автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении не имела.

 ФИО12 на момент проверки состояла в должности учителя младших классов, имела среднее образование, дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении не имела.

 ФИО13 на момент проверки состояла в должности социального педагога, имела среднее профессиональное образование по специальности «Бухгалтер торговли и общепита», образования по направлениям подготовки «Образование и педагогика» либо «Социальная педагогика» не имела.

 ФИО14 на момент проверки состояла в должности учителя химии, имела высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении не имела.

 ФИО17 на момент проверки состояла в должности социального педагога, имела высшее профессиональное образование по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», образования по направлениям подготовки «Образование и педагогика» либо «Социальная педагогика» не имела.

 ФИО8 на момент проверки состояла в должности преподавателя-организатора ОБЖ, имела среднее специальное образование по специальности «Моделирование и конструирование одежды», военного образования, либо образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО, не имела.

 ФИО4 на момент проверки состояла в должности учителя обществознания и экономики, имела высшее профессиональное образование по специальности «Юриспруденция», дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении не имела.

 ФИО9 на момент проверки состоял в должности педагога-организатора. Фактически осуществлял руководство секцией тхэквондо. Имел лишь среднее образование.

 Учитывая изложенное, исходя из обстоятельств, отражённых в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит установленным факт грубого нарушения лицензионных требований к образовательной деятельности в связи с осуществлением ДД.ММ.ГГГГ и ранее, образовательной деятельности в МБОУ СОШ № 40 <адрес> ФИО2, ФИО15, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО4 в должности учителей, ФИО10- в должности педагога-психолога, ФИО13, ФИО18 - в должности социальных педагогов, ФИО8 – в должности преподавателя-организатора ОБЖ, ФИО9 -в должности педагога-организатора.

 Образовательная деятельность перечисленных работников не связана с извлечением прибыли.

 Таким образом, факт осуществления ДД.ММ.ГГГГ, и ранее, ФИО2, ФИО15, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО4, ФИО10, ФИО13, ФИО19 ФИО8, ФИО9 образовательной деятельности в МБОУ СОШ № 40 <адрес> образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Суд полагает, что у МБОУ СОШ № 40 <адрес> имелась возможность не нарушать действующего законодательства, устанавливающего образовательный ценз для учителей и преподавателей, в частности, - возможность воздержаться от приёма на работу и допуска к образовательной деятельности лиц, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям, однако всех мер по соблюдению действующего законодательства принято не было.

 Доводы защитника ФИО4 о том, что учителя аттестованы на соответствие занимаемым должностям не могут служить основанием для освобождения МБОУ СОШ № 40 <адрес> от административной ответственности, поскольку при допуске учителей к работе образовательное учреждение должно исходить, в первую очередь, из фактического соответствия образовательного ценза педагога требованиям норм федерального законодательства.

 Данное правонарушение суд не расценивает, как малозначительное, поскольку из 64 штатных единиц учителей и преподавателей МБОУ СОШ № 40 <адрес> 11 занято лицами, не имеющими надлежащей квалификации для осуществления образовательной деятельности. При этом указанными лицами образовательная деятельность фактически осуществлялась на протяжении значительного периода времени.

 Остальные, приведённые в письменных объяснениях по административному делу доводы защитника, не содержат обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к прекращению производства по делу об административном правонарушении.

 Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств не установлено.

 Положениями ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Нормами ст. 46 названного Федерального закона установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

 Поскольку ФИО2, ФИО15, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО4, ФИО10, ФИО13, ФИО20 ФИО8, ФИО9 не отвечают установленным квалификационным требованиям, то МБОУ СОШ № 40 <адрес> не имеет права допускать их к осуществлению педагогической деятельности в тех должностях, которые они фактически занимают.

 Дальнейшее осуществление указанными лицами педагогической деятельности в занимаемых должностях будет являться незаконным, образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и нарушать права несовершеннолетних на получение квалифицированного образования.

 С учётом изложенного, принимая во внимание, что с момента выявления правонарушения ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ СОШ № 40 <адрес> каких-либо мер по устранению нарушения закона не принято, суд полагает, что такой вид наказания как административный штраф не будет обеспечивать частную и общую превенции совершения МБОУ СОШ № 40 <адрес> административных правонарушений.

 Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

 ПОСТАНОВИЛ:

 Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Назначить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 40 <адрес> наказание в виде административного приостановления деятельности по осуществлению педагогической деятельности работником ФИО2 в должности учителя математики, работником ФИО15 в должности учителя географии, работником ФИО11 в должности учителя математики, работником ФИО12 в должности учителя младших классов, работником ФИО14 в должности учителя химии, работником ФИО4 в должности учителя обществознания и экономики, работником ФИО10 в должности педагога-психолога, работником ФИО13 в должности социального педагога, работником ФИО21 в должности социального педагога, работником ФИО8 в должности преподавателя-организатора ОБЖ, работником ФИО9 в должности педагога-организатора сроком на десять суток.

 Разъяснить законному представителю муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 <адрес> право, предоставленное ч. 3 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на заявление перед судом ходатайства о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если суду будут представлены доказательства об устранении обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания.

 Настоящее постановление может быть обжаловано в <адрес> краевой суд в течение десяти суток с момента получения копии постановления, через суд его вынесший.

 Судья Железнодорожного

 районного суда <адрес>                 Горлач А.В.

 <данные изъяты>