ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 сентября 2015 года г. Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Сватикова Л.Т., при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия <данные изъяты>,
с участием представителя Государственного унитарного предприятия «<данные изъяты>Д, представителя Службы по <данные изъяты>Б.,
у с т а н о в и л:
07 сентября 2015 года консультантом отдела лицензирования в сфере здравоохранения Службы по <данные изъяты>Б составлен протокол об административном правонарушении в отношении Государственного унитарного предприятия <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3. ст. 19.20 КоАП РФ.
Указанный протокол с материалами дела передан в Кызылский городской суд для принятия решения.
В судебном заседании представитель Службы по <данные изъяты>Б просила привлечь указанное предприятие к административной ответственности.
Представитель Государственного унитарного предприятия <данные изъяты>Д просил прекратить производство по делу, указав, что все требования представления были устранены в ходе самой проверки: к договору приложена лицензия исполнителя; указание в акте 28 упаковок лекарственного препарата «бензонал» вместо 29 имело место по технической ошибке, вместо этого акта составлен другой, так как в последующих документах, а том числе акте на уничтожение указано фактическое количество препарата, подлежащего списанию - 29 упаковок; журнал учета операций, связанных с обращениями лекарственных средств медицинского применения, ведется, что подтверждает представленной копией. Кроме того, «Республиканская оптовая аптечная база» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли, поэтому вменяемое правонарушение не может быть отнесено к данному предприятию.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее- КоАП РФ) об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье ст.26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что на основании приказа руководителя Службы по <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного унитарного предприятия <данные изъяты> с целью проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в соответствии с требованиями п.5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г. №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», в результате которой консультантом отдела лицензирования в сфере здравоохранения Службы по <данные изъяты>Б составлен акт проверки в части соблюдения лицензиатом – юридическим лицом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ и протоколу по делу об административном правонарушении, в ходе проверки выявлены грубые нарушения требований, указанных в подпунктах «ж, з» п.5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 г. №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», а именно: несоблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Так, выявлено несоблюдение требований ст.57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» (в нарушение пп. «ж» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. №1081). В соответствии с п. 10. постановления Правительства РФ от 03.09.2010г. № 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств» владелец недоброкачественных лекарственных средств и (или) фальсифицированных лекарственных средств, принявший решение об их изъятии, уничтожении и вывозе, передает указанные лекарственные средства организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на основании соответствующего договора.
Предоставлена копия договора № на оказание услуг по уничтожению твердых и жидких лекарственных средств от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор по уничтожению). К договору не приложены копия лицензии «Исполнителя», приложение № 1 по п. 2.1.2.
По копии акта об уничтожении сданы на уничтожение № упаковок <данные изъяты>. По п. 2.2.2. договора по уничтожению «Заказчик» обязан заполнить акт на прием и уничтожение лекарственных средств по форме «Исполнителя», указанной в приложении к договору №. В акте об уничтожении не указаны номер, дата, дата договора по уничтожению, способ уничтожения, общий вес лекарственных средств, отсутствуют подписи комиссии и «Исполнителя».
Экспедиторской распиской № подтверждается отправка ГУП «<данные изъяты> на уничтожение от ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> в <адрес> ООО «<данные изъяты>» медикаментов в количестве 2 коробок объемом 0,2 куб. м. с указанием ФИО и подписей сдавших и принявших. В расписке отсутствует печать сдавшей организации ГУП <данные изъяты>.
Кроме того, выявлено несоблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (в нарушение пп.«з» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081).
Лекарственный препарат для медицинского применения «Бензобарбитал» («<данные изъяты>») подлежит предметно-количественному учету в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.04.2014 г. N 183н «Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету».
Предоставлена копия распечатки журнала учета операций, связанных с обращениями лекарственных средств медицинского применения (далее - журнала учета операций) «<данные изъяты>» за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август месяцы 2015 года. Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств, ведется по каждому торговому наименованию лекарственного средства (для каждой отдельной дозировки и лекарственной формы) «<данные изъяты>» в электронном виде (п. 4 приказа Министерства здравоохранения РФ от 17.06.2013 г. № 378н «Об утверждении Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» (далее - Приказ от 17.06.2013 г. № 378н).
По предоставленной копии журнала учета операций следует, что листы журнала учета, заполняемого в электронной форме, ежемесячно не распечатываются, не нумеруются, не подписываются лицом, уполномоченным на ведение и хранение журналов учета (нарушение п. 5 прил. № 2 к Приказу от 17.06.2013 г. № 378н).
По предоставленному акту списания <данные изъяты><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ списано <данные изъяты> упаковок <данные изъяты>». В акте в столбце № не указаны причины списания <данные изъяты>», должно быть указание на истечение срока годности от ДД.ММ.ГГГГ.
По предоставленному акту перемещения в карантинную зону № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - акт перемещения) перемещены <данные изъяты> упаковок «<данные изъяты>».
Имеются разногласия по количеству «<данные изъяты>» на 1 упаковку:
в журнале учета операций, акте перемещения, акте об уничтожении количество «Бензонал 100 мг №» № упаковок;
в акте списания количество <данные изъяты>№ упаковок.
В связи с выявлением указанных нарушений, допущенных ГУП «<данные изъяты>, консультантом отдела лицензирования в сфере здравоохранения Службы по <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ГУП <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, является осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Таким образом, исходя из приведенной нормы, необходимым условием для квалификации правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ является установление обстоятельства деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
Согласно п.47 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Из материалов дела видно, что Государственным унитарным предприятием <данные изъяты> получена лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в виде оптовой торговли.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Согласно пункту 1.3 Устава Государственного унитарного предприятия «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва предприятие является коммерческой организацией.
Согласно пункту 2.2. Устава Государственного унитарного предприятия «Республиканская оптовая аптечная база» Республики Тыва основным видом деятельности предприятия является, в числе прочего, оптовая реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения, в том числе медицинского спирта, сильнодействующих лекарственных средств и ядовитых веществ, перечисленных в списках ПККН, наркотических лекарственных средств, психотропных веществ и их прекурсоров; реализация лекарственных средств через розничную торговую сеть. Помимо основных видов деятельности Предприятие вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности: открытие розничных аптек, аптечных пунктов, магазинов «<данные изъяты>», специализированных аптек, транспортные перевозки.
В силу п.34 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовая торговля является видом торговой деятельности, а торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
В соответствии с п.1 ст.2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, Государственное унитарное предприятие <данные изъяты>, являющееся коммерческой организацией, в силу приведенных норм закона и Устава предприятия, осуществляет лицензируемую деятельность по оптовой реализации лекарственных средств, связанную с извлечением прибыли, а данная деятельность не охватывается диспозицией состава инкриминируемого ему правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, в действиях ГУП «<данные изъяты> отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в случае отсутствия состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении Государственное унитарное предприятие <данные изъяты> прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва лицами и в порядке, предусмотренном ст.30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Л.Т. Сватикова