Дело № 5-188/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть объявлена 12.04.2016 г. Киров
Мотивированное постановление изготовлено 14.04.2016
Судья Первомайского районного суда г. Кирова Суворова В.В.,
с участием законного представителя КОГБУ «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» ФИО1, защитника Филимоновой К.В.,
при секретаре Жуйковой К.С.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
КОГБУ «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления», (Данные деперсонифицированы)
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении {Номер} от {Дата} следует, что на основании сведений, полученных Управлением Росреестра по Кировской области с официального сайта КОГБУ «ЦСРИР и СУ» csr43.ru, на котором размещена информация о географической информационной системе «Кировской области» (далее - ГИС Кировской области) и осуществляется доступ к ней (gis.geokirov.ru), подтверждённых письмом Министерства информационных технологий и связи Кировской области от {Дата}{Номер} (Рег. № {Номер} от {Дата}) о результатах проверки деятельности КОГБУ «ЦСРИР и СУ» по ведению ГИС Кировской области, установлено, что КОГБУ «ЦСРИР и СУ» осуществляет деятельность по ведению ГИС Кировской области, не связанную с получением прибыли.
ГИС Кировской области в соответствии с абзацем 3 пункта 5.1. ГОСТ Р 52155-2003 «Географические информационные системы. Федеральные, региональные, муниципальные. Общие технические требования» относится к региональным ГИС и охватывает территорию субъекта Российской Федерации.
Работы по созданию и ведению географических информационных систем федерального и регионального назначения относятся к геодезическим и картографическим работам федерального назначения в соответствии с абзацем 8 части 2 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее - закон «О геодезии и картографии») и подлежат лицензированию в соответствии со ст. 12 закона «О геодезии и картографии», п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - закон «О лицензировании»), Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 1016.
В соответствии с п. {Дата} Положения об управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от {Дата}{Номер}, полномочия по предоставлению лицензии на территории Кировской области осуществляет Управление.
Лицензия на право осуществления геодезических и картографических работ федерального назначения КОГБУ «ЦСРИР и СУ» Управлением не предоставлялась.
Следовательно, КОГБУ «ЦСРИР и СУ» без лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения ведёт ГИС Кировской области.
В судебном заседании законный представитель КОГБУ «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» ФИО1, защитник Филимонова К.В. вину КОГБУ «ЦСРИР и СУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, не признали. Пояснили, что в протоколе Управление Росреестра ссылается на сведения, полученные с официального сайта КОГБУ «ЦСРИР и СУ» csr43.ru, и на письмо Министерства информационных технологий и связи Кировской области (далее - МИТИС КО) от {Дата}{Номер} о результатах проверки КОГБУ «ЦСРИР и СУ» по факту ведения ГИС Кировской области. Представленные Управлением Росреестра скриншоты интернет-страниц, не могут быть приняты судом в качестве доказательств ведения КОГБУ «ЦСРИР и СУ» региональной геоинформационной системы Кировской области (далее - РГИС КО), поскольку из указанных документов невозможно установить дату их создания, интернет-сайт, иные сведения, свидетельствующие о фактическом осуществлении КОГБУ «ЦСРИР и СУ» деятельности по ведению РГИС КО, в представленных письменных материалах (скриншотах) отсутствует подпись и инициалы исполнителя. Простая распечатка скриншота без указания на дату, время, интернет-сайт, с которого она выполнена, без подписи и инициалов исполнителя не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства. Считают, что сведения, представленные Управлением Росреестра в виде скриншотов интернет страниц, не подтверждают факт ведения КОГБУ «ЦСРИРиСУ» деятельности по созданию и ведению геоинформационной системы регионального назначения, не являются надлежащим доказательством. В протоколе Управление Росреестра ссылается на письмо МИТИС КО, однако, в соответствии с п. 3.1.26 Постановления Правительства Кировской области от 25.06.2015 № 45/339 МИТИС по отношению к подведомственным учреждениям осуществляет финансово-хозяйственный контроль деятельности, контроль за результатами деятельности. Осуществление лицензионного контроля, по итогам, которого может быть установлено наличие противоправных действий, составляющих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, возложено на лицензирующий орган – Управление Росреестра (ст. 19 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»). Таким образом, МИТИС КО в пределах предоставленных полномочий не имеет возможности и законных оснований проведения проверки законности ведения лицензионного вида деятельности, а также выявления каких-либо правонарушений в сфере геодезической и картографической деятельности. Более того, согласно Распоряжению МИТИС КО № 53 от 25.12.2015 проводимая проверка являлась служебной, т.е. проводилась не по правилам, предусмотренным ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а согласно ст. 19 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионный контроль осуществляется именно в порядке и по правилам проведения проверок, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ. В акте проверки МИТИС КО от 29.01.2016 № 1 выводов о ведении КОГБУ «ЦСРИР и СУ» региональной геоинформационной системы не содержится. Также факты деятельности учреждения, направленной на создание и ведение ГИС КО не установлены. Факт того, что КОГБУ «ЦСРИР и СУ» выполняло какую-либо геодезическую и картографическую деятельность с использованием ГИС КО не доказан, как и не доказан факт выполнения учреждением работ, результатом которых были картографические изображения, т.е. свойственные карте изображение Земли, других небесных тел или небесной сферы и расположение на них объектов в той или иной системе картографических условных знаков на базе ГИС КО. Полагают, что доводы, изложенные в протоколе, и письменные материалы дела, предоставленные Управлением Росреестра, не подтверждают факт осуществления КОГБУ «ЦСРИР и СУ» лицензируемого вида деятельности, в этой связи в действиях КОГБУ «ЦСРИР и СУ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КОАП РФ. {Дата} КОГБУ «ЦСРИР и СУ» было подано заявление о предоставлении лицензии на ведение геодезических и картографических работ. В период с {Дата} по {Дата} Управлением Росреестра была проведена документарная проверка, по результатам которой специалистами Управления Ростреестра был составлен акт проверки заявления и документов, предоставленных КОГБУ «ЦСРИР и СУ», согласно выводу, изложенному в акте, КОГБУ «ЦСРИР и СУ» не подтвердило возможность использования и ведения ГИС КО, отсутствуют документы, подтверждающие использование КОГБУ «ЦСРИР и СУ».
Кроме того, в связи с реорганизацией и присоединением КОГБУ «ЦИТ» КОГБУ «ЦСРИР и СУ» была передана типовая муниципальная геоинформационная система, интегрированная с Геоинформационной системой Кировской области. Согласно уставу КОГБУ «ЦСРИР и СУ», утвержденному приказом главы департамента информационных технологий и связи Кировской области от {Дата}{Номер}, КОГБУ «ЦСРИР и СУ» оказывает услуги регионального оператора по работе с геоинформационной системой на территории Кировской области, в том числе, предоставляет доступ органам исполнительной власти Кировской области, органам местного самоуправления к информационным ресурсам геоинформационной системы Кировской области. По результатам выполнения опытно-конструкторской работы по созданию геоинформационной системы Кировской области был создан опытный образец ГИС. Как следует из отчетов об исполнении государственного задания КОГБУ «ЦСРИР и СУ» за {Дата} и КОГБУ «Центр информационных технологий» за {Дата}, показатели количества разработанных и поддерживаемых в работоспособном состоянии тематических слоев ГИС Кировской области по заявкам органов исполнительной власти, доступа к региональной геоинформационной системе Кировской области остаются неизменными, что свидетельствует об отсутствии какой-либо деятельности по указанному направлению.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 19.20 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» к геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Управлением Росреестра по Кировской области на основании письма Министерства информационных технологий и связи Кировской области от {Дата}{Номер} (Рег. № {Номер} от {Дата}) о результатах проверки деятельности КОГБУ «ЦСРИР и СУ» по ведению ГИС Кировской области, установлено, что КОГБУ «ЦСРИР и СУ» осуществляет деятельность по ведению ГИС Кировской области, не связанную с получением прибыли.
Согласно распоряжению председателя Правительства Кировской области {Номер} от {Дата} КОГБУ «ЦСРИР и СУ» реорганизовано в форме присоединения к нему КОГБУ «Центр информационных технологий». На основании передаточного акта от {Дата} КОГБУ «Центр информационных технологий» передало на баланс КОГБУ «ЦСРИР и СУ» типовую муниципальную геоинформационную систему интегрированную с Геоинформационной системой Кировской области.
Согласно уставу КОГБУ «ЦСРИР и СУ», утвержденному приказом главы департамента информационных технологий и связи Кировской области от {Дата}{Номер}, КОГБУ «ЦСРИР и СУ» оказывает услуги регионального оператора по работе с геоинформационной системой на территории Кировской области, в том числе, предоставляет доступ органам исполнительной власти Кировской области, органам местного самоуправления к информационным ресурсам геоинформационной системы Кировской области.
Согласно договору на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию геоинформационной системы Кировской области {Номер} от {Дата} КОГБУ «Центр информационных технологий» поручает ОАО «Научно-производственная корпорация «РЕКОРД», которая принимает на себя обязательство выполнить опытно-конструкторские работы по созданию геоинформационной системы Кировской области, в том числе, создание опытного образца ГИС, разработку технического проекта ГИС. {Дата} на геопортале Кировской области ОАО НПК «РЕКОРД» была размещена повыдельная база данных 1 лесного участка.
Как следует из отчетов об исполнении государственного задания КОГБУ «ЦСРИР и СУ» за {Дата} и КОГБУ «Центр информационных технологий» за {Дата}, количество разработанных и поддерживаемых в работоспособном состоянии тематических слоев ГИС Кировской области по заявкам органов исполнительной власти КОГБУ «ЦСРИР и СУ» и КОГБУ «Центр информационных технологий» за разные промежутки времени составляет 50 штук, количество услуг по доступу к региональной геоинформационной системе Кировской области КОГБУ «ЦСРИР и СУ» и КОГБУ «Центр информационных технологий» за разные промежутки времени – 70, что свидетельствует об отсутствии какой-либо деятельности по ведению ГИС Кировской области КОГБУ «ЦСРИР и СУ».
Содержание приведенных доказательств в совокупности свидетельствует об отсутствии в материалах дела достаточных данных, свидетельствующих о том, что КОГБУ «ЦСРИР и СУ» осуществляло и осуществляет деятельность по ведению ГИС Кировской области, относящейся к региональным ГИС, без лицензии.
Бесспорные доказательства, которые могли бы свидетельствовать об обратном, в материалах дела отсутствуют.
Скриншоты интернет-страниц, имеющиеся в материалах дела, суд в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ признает недопустимыми доказательствами, поскольку из указанных документов невозможно установить дату их создания, интернет-сайт, с которого они были сделаны, кем они были выполнены. Кроме того, указанные скриншоты не содержат сведения, свидетельствующие о фактическом осуществлении КОГБУ «ЦСРИРиСУ» деятельности по ведению региональной геоинформационной системы Кировской области.
Имеющееся в материалах дела письмо и.о. Министра Министерства информационных технологий и связи Кировской области от {Дата} также не свидетельствует об осуществлении КОГБУ «ЦСРИР и СУ» деятельности по ведению ГИС Кировской области, поскольку из указанного письма невозможно сделать однозначный вывод о том, в чем именно выразилось ведение ГИС Кировской области КОГБУ «ЦСРИР и СУ», а также о том, что ГИС Кировской области является региональной геоинформационной системой Кировской области.
Таким образом, сделать однозначный вывод о том, что КОГБУ «ЦСРИР и СУ» осуществляло деятельность по ведению региональной геоинформационной системы Кировской области, не имея на то лицензии, на основании имеющихся письменных материалов дела невозможно.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку в материалах дела отсутствует совокупность допустимых доказательств, позволяющих с достоверностью установить факт ведения КОГБУ «ЦСРИР и СУ» региональной геоинформационной системы Кировской области, у суда возникли неустранимые сомнения в виновности указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Суд толкует данные сомнения в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, приходит к выводу о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях КОГБУ «ЦСРИР и СУ» состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
На основании изложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 1 ст. 19.20, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении КОГБУ «Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения его копии.
Судья В.В. Суворова