ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-188/2017 от 17.09.2017 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Челябинск 17 сентября 2017 г.

Центральный районный суд г. Челябинска, расположенный по адресу <...> в составе председательствующего судьи Г.С. Важенина,

при секретаре С.Н. Араповой,

с участием инспектора ОП «Центральный» УМВД России по г. Челябинску ФИО7,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО8,

защитника А.Г. Лепёхина,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО8, <адрес>, ранее привлекавшегося в административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ постановлением Центрального районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ к штрафу (сведениями об исполнении наказания материалы дела не располагают),

привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. ФИО8 у <адрес> организовал и провел публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления, а именно возложение цветов и венков с выказыванием о захоронении экологии <адрес>, в нарушение требований Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 04 июня 2004 года.

В судебном заседании ФИО8 свою вину в совершении административного правонарушения не признал в полном объеме и показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 19 часов действительно находился у памятника «Нулевая верста» на <адрес>, куда пришел единолично, возложил цветы в связи с протестом против строительства Томинского ГОКА. Предварительно он разместил на личной страничке в социальной сети соответствующую информацию, к посещению данного мероприятия он никого не призывал, это была его личная инициатива. После того, как он прибыл к памятнику, то встретил там своих знакомых. После возложения цветов он их забрал и возложил их возле Вечного огня.

Защитник ФИО8 - адвокат Лепехин А.Г. в судебном заседании просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО8 в связи с отсутствием состава правонарушения.

Инспектор ОП «Центральный» УМВД России по г. Челябинску полагала составленный в отношении ФИО8 протокол об административном правонарушении законным и обоснованным, дополнив, что фактически ФИО8 организовал и провел возле памятника ДД.ММ.ГГГГ пикет.

Судья, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, изучив в полном объеме материалы дела и представленную видеозапись, полагает, что вина ФИО8 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в котором изложены обстоятельства его совершении л.д.

- рапортом начальника отдела ЦПЭ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО1 по обстоятельствам дела л.д.

- рапортом оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО2 по обстоятельствам дела л.д.

- фотографиями с места совершения административного правонарушения л.д.

- актом сбора образцов для сравнительного исследования л.д.

- объяснениями ФИО3, ФИО6 – участников произошедшего (л.д.

- объяснениями ФИО8 л.д.

- рапортом старшего оперуполномоченного УПЭ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО4л.д.

- сведениями о привлечении Золоторевского к административным правонарушениям л.д.

- видеозаписью совершенного административного правонарушения л.д.

Вышеперечисленные доказательства получены с соблюдением процессуальных норм КоАП РФ, являются достоверными, допустимыми последовательными, непротиворечивыми, полностью согласуются между собой, а их совокупность достаточной для признания ФИО8 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закона), участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Статьей 31 Конституции РФ действительно предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П "По делу о проверке конституционности положений ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, п. 3 ч. 4 ст. 5 и п. 5 ч. 3 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина ФИО5", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В рамках организации публичного мероприятия ст. 4 Закона предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

В частности, согласно ч. 1 ст. 7 Закона к ограничивающим процедурам относится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации, а именно: при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 3, ч. 5 ст. 5 данного закона уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 5 Закона).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Согласно п. 1, 6 ст. 2 Закона, публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Представленными доказательствами подтверждается, что ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, около 19 часов без подачи в установленном законом порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, находясь у <адрес> у памятника «Нулевая верста» организовал и провел пикетирование с целью свободного выражения и формирования мнений по вопросам экономической и социальной жизни страны, выражая несогласие со строительством Томинского Горно-обогатительного комбината, используя в качестве наглядной агитации надувные шары с характерным лозунгом.

Из просмотренной видеозаписи следует, что в процессе пикетирования к ФИО9 присоединилась группа единомышленников с аналогичными средствами агитации, в том числе и ФИО6

При этом, проведенное мероприятие не отвечало требованиям одиночного пикета, не требующего уведомления в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 7 Закона.

Доводы ФИО8 о том, что он никого не призывал к проведению публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ опровергаются результатами осмотра его личной странички в социальной сети «ВКонтакте», опубликованной заранее в 08 ч. 41 мин., а также объяснениями ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ в дневное время ФИО8 предложил ему поучаствовать в акции «Нулевая верста», о чем он дал свое согласие.

Данные объяснения свидетель ФИО6 подтвердил в судебном заседании. При этом, его пояснения о том, что ФИО9 не предлагал участвовать в публичном мероприятии, суд отвергает как несостоятельные, направленные на преуменьшение ответственности ФИО9, с которым находится в дружеских отношениях.

В протоколе об административном правонарушении все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, отражены, указанные выше процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Мнение ФИО9 о том, что перед составлением протокола по делу об административном правонарушении не разъяснялись права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, суд во внимание не принимает, поскольку ФИО9 в полной мере воспользовался такими правами при составлении в отношении него протокола, а именно воспользовался помощью защитника, при даче объяснений фактически воспользовался ст. 51 Конституции РФ, соответственно она была ему разъяснена и знакома.

Кроме того, на оборотной стороне протокола в отношении ФИО9 собственноручно сделал запись о том, что ФИО9 якобы не разъяснялись права, несмотря на то, что такая запись сделана непосредственно после распечатанных на обороте протокола правах в полном объеме так, как они содержатся в законодательстве, и копия протокола вручена ФИО9 и с его оригиналом он также ознакомлен.

Участие прокурора при рассмотрении дала об административном правонарушении четко закреплено нормами КоАП РФ. Соответствующее ходатайство защитника не основано на законе ввиду следующего.

Перечень дел об административном правонарушении, которые возбуждаются прокурором, закреплены в ст. 28.4 КоАП РФ. При этом в перечне ст. 20.2 КоАП РФ, не содержится. В отношении ФИО9 прокурором дело не возбуждалось.

Таким образом, участие прокурора при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО9 не является обязательным.

Состязательность обеспечена, в том числе, и участием в судебном заседании инспектора ОП «Центральный» УМВД России по г. Челябинску, составившей в отношении ФИО9 протокол об административном правонарушении.

Исследовав материалы административного производства, судья считает, что действия ФИО8 следует квалифицировать по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ как организация и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 ст. 20.2 КоАП РФ.

При определении вида и размера административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя.

Смягчающим ответственность ФИО8 обстоятельством суд признает наличие у него постоянного места жительства, обучение в высшем учебном заседании.

Отягчающим ответственность ФИО8 обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения.

При назначении наказания суд принимает во внимание также характер совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, личность правонарушителя, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, в связи с чем, считает возможным назначить ФИО8 наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.

Поскольку ФИО8 трудоспособен, обеспечен жильем, при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, оснований для применения в отношении него положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.1-29.12 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО8 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа на р/счет ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК ИНН КПП , ОКТМО , административный штраф УФК по Челябинской области (УМВД России по Челябинской области л/с ), КБК .

Настоящее постановление может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 суток со дня его вынесения или вручения его копии.

Судья п/п Г.С. Важенин

Копия верна, постановление в законную силу не вступило, но его обжалование не приостанавливает исполнение.

Судья Г.С. Важенин

Секретарь О.А. Попова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

(резолютивная часть)

г. Челябинск 17 сентября 2017 г.

Центральный районный суд г. Челябинска, расположенный по адресу <...> в составе председательствующего судьи Г.С. Важенина,

при секретаре С.Н. Араповой,

с участием инспектора ОП «Центральный» УМВД России по г. Челябинску ФИО7,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО8,

защитника А.Г. Лепёхина,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО8, <адрес>

привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ,

руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО8 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа на р/счет ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области, БИК ИНН КПП ОКТМО , административный штраф УФК по Челябинской области (УМВД России по Челябинской области л/с ), КБК .

Настоящее постановление может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 суток со дня его вынесения или вручения его копии.

Судья Г.С. Важенин