Постановление
по делу об административном правонарушении
18 августа 2016 года г.Дербент
Судья Дербентского городского суда РД Гасанов М.Р.
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Ф-Групп»- ФИО1, действующей на основании доверенности от 28.07.2016года,
рассмотрев дело об административном правонарушении по протоколу <номер изъят> от 30 мая 2016 года, составленному начальником отдела объектов культурного наследия федерального значения Министерства культуры Республики Дагестан, находящийся по адресу: <адрес изъят>
в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ф-Групп», расположенного по адресу <адрес изъят>, ОГРН: <номер изъят>, ИНН: <номер изъят>, КПП: <номер изъят>, привлекаемого по ст.7.13 ч.1 КоАП РФ,
Права и обязанности привлеченного к административной ответственности, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ представителю юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Ф-Групп» » - ФИО1 судьей разъяснены,
УСТАНОВИЛ:
В Дербентский городской суд поступил протокол <номер изъят> об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Ф-Групп», которому вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ - Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В протоколе <номер изъят> об административном правонарушении от 30 мая 2016 года, составленным начальником отдела объектов культурного наследия федерального значения Министерства культуры РД ФИО3 указано, что юридическое лицо-ООО «Ф-ГРУПП» допустило правонарушение, заключающееся в следующем:
18 марта 2016 года в Министерство культуры РД, являющийся органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным осуществлять государственный контроль в области государственной охраны объектов культурного наследия, на основании п.3 ч.2 ст.9.1 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», п.6 Положения о Министерстве культуры РД, утвержденного постановлением Правительства РД от 28 ноября 2008 года <номер изъят> обратился директор ГБУ «Дербентский Государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» по факту осуществления земляных работ - строительных работ под многоэтажное строение по <адрес изъят> юридическим лицом - ООО «Ф-ГРУПП».
Работы проводятся без согласования и без определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земляных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных работ, в случае если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земляных участках объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, что является нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно ст.28, 30 и 31 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В нарушении ст.28 ФЗ от 25 июня 2002 года №73-ФЗ указанные работы осуществляются без проведения историко-культурной экспертизы, необходимой для определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных работ без наличия информации от органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии на указанном участке объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
За необходимой информацией о наличии (отсутствии) объектов культурного наследия ООО «Ф-ГРУПП» в уполномоченный орган по охране объектов культурного наследия - Министерство культуры РФ не обращалось.
Министерство культуры РФ не имеет данных об отсутствии на данном участке строительства объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Из представленных норм законодательства следует, что перед началом строительных работ застройщик обязан обратиться в орган охраны объектов культурного наследия (Министерство культуры РД) для выяснения наличия (отсутствия) на участке застройки объектов культурного наследия.
Сведения, которыми располагает ООО «Ф-ГРУПП» об отсутствии объектов культурного наследия на территории строительства, выданного Дербентским музеем -заповедником в адрес МБУ «УЖКХ» г.Дербент, не относятся к выявленным объектам культурного наследия, так как их наличие (отсутствие) определяется путем проведения государственной историко - культурной экспертизы, и Дербентский музей - заповедник не является органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации государственной охраны объектов культурного наследия, имеющим право на выдачу подобных сведений. Таким образом, своими действиями ООО «Ф-ГРУПП» нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народом РФ при ведении строительных работ.
При изучении материалов дела об административном правонарушении усматривается, что имеются обстоятельства, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, при которых выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Допрошенная в судебном заседании представитель юридического лица - ООО «Ф -ГРУПП» ФИО1, действующая на основании доверенности №б\н от 28 июля 2016 года, вину не признала и пояснила, что состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия. Требования об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется. В составленном и рассматриваемом протоколе об административном правонарушении не указано: к какой зоне относится земельный участок, расположенный в <адрес изъят>, составы которых определены и описаны в статье 34 Закона №73-ФЗ. В указанном протоколе вменяется в вину, что обществом проводятся земляные работы без согласования и без определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земляных участках, подлежащих воздействию земляных строительных работ. Однако, подтверждений того, что на данном участке имеются выявленные объекты культурного наследия, или объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, не приводится. Данное утверждение содержится и в самом протоколе об административном правонарушении. Законодатель утвердил «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года. В данном документе установлен порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территории указанных зон. Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются органами исполнительной власти субъектов России, а в отношении объектов культурного наследия федерального значении, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов России или включенных в список всемирного наследия - Министерством культуры России. В представленных стороной обвинения материалах отсутствуют ссылки на документ, которым установлены такие зоны, подтверждающие осуществление деятельности Обществом вопреки установленным правилам. Напротив, Общество осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии и сотрудничестве с органами исполнительной связи.
Снос домостроения по адресу <адрес изъят> осуществлялся в соответствии с договором сноса аварийного дома, заключенного Обществом с МБУ «УЖКХ» г.Дербент, которое до начала работ получило справку из Дербентского музея-заповедника об отсутствии объектов культурного наследия на территории строительства. Отсутствие правомочий на предоставление указанных сведений музеем-заповедником в суд министерством культуры не представлено.
Обществом получено разрешение на строительство, выданное отделом по делам архитектуры и градостроительства администрации городского округа г.Дербент, которым Обществу дано право на возведение девятиэтажного жилого дома.
01 июля 2016 года ООО «Ф-ГРУПП» было получено Положительное заключение государственной экспертизы <номер изъят> Объекта капитального строительства «9-этажный жилой дом, состоящий из двух блоков, со встроенными помещениями торгово-бытового назначения на 1-м этаже и подвальным этажом по <адрес изъят> в г. Дербенте», где Объектом государственной экспертизы являлась Проектная документация и результаты инженерных изысканий.
Также Обществом заключен муниципальный договор на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
К тому же, в протоколе <номер изъят> ООО «Ф-ГРУПП» вменяется в вину нарушение ст.30 ФЗ, где в качестве одного из объектов историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками культурного наследия. Считают, что данная норм совсем не применима к даной ситуации, так как в рамках рассматриваемой статьи регламентируются отношения, связанные с оборотом лесных участков, а ООО «Ф-ГРУПП» ведет строительство многоквартирного дома на землях жилой застройки, находящейся в черте города Дербент на основании муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Дербент» на 2014-2017 годы».
Просит суд признать, что ООО «Ф-ГРУПП» не осуществляло свою деятельность в нарушении установленных норм и правил, ничего противоправного не совершило, в связи, с чем прекратить производство по делу из-за отсутствия события вменяемого правонарушения. Просит прекратить производство по делу, учитывая тот факт, что даже умысла на совершение правонарушения нет. Просит приложить к материалам дела письменные возражения с приложениями из 6 наименований.
Ходатайство судом удовлетворено, вышеуказанные документы приложены к материалам дела.
В ст.1.5 КоАП РФ закреплено: « 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшим дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».
Вменяемая в вину ООО «Ф-ГРУПП» норма административного права - часть 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия только федерального значения. Правовое регулирование вопросов отнесения объектов к памятникам культуры и истории федерального значения осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
К объектам культурного наследия федерального значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. Перечень указанных объектов утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176 и периодически уточняется (см., например, Указ Президента РФ от 5 мая 1997 г. N 452).
Режим содержания и использования объектов исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, определяется Министерством культуры РФ, которое также подготавливает и вносит предложения о включении объектов исторического и культурного наследия в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения.
В целях учета объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России объектов, представляющих историко-культурную ценность, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено ведение Единого государственного реестра указанных объектов (ст. 15). Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждено Приказом Росохранкультуры от 27 февраля 2009 г. N 37 (с изм. и доп.). Порядок включения объектов культурного наследия в Единый реестр определен ст. ст. 18 и 63 Закона.
В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры в их исторической среде на сопряженной с ними территории устанавливаются зоны охраны, специально выделенные территории. В пределах этих зон устанавливается особый режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительные и другие работы (см. комментарий к ст. 7.14).
Начальником отдела объектов культурного наследия федерального значения Министерства культуры РД ФИО3 к протоколу об административном правонарушении не приобщено никаких доказательств, что строящийся объект, расположенный по адресу : <адрес изъят> расположен на территории объекта исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В то же время представителем ГБУ «Дербентский Государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник» в судебном заседании представлен Проект зон охраны объектов культурного наследия, из которого усматривается, что земельный участок, расположенный в <адрес изъят> входит в зону регулируемой застройки - ЗРЗ Р1. При этом дано пояснение, что данный проект был утвержден Постановлением Правительства Республики Дагестан 27 мая 2016 года. Но из Постановления от 12 августа 2016 г. №239 Правительств Республики Дагестан «О введении в действие Постановления Правительства Республики Дагестан №148 от 27 мая 2016г.» следует, что указанное постановление от 27 мая 2016 года вступает в силу с 15 декабря 2016 года. Суд пришел к выводу, что представленное Постановление и проект зоны охраны объектов культурного наследия регулирует отношения в отношении Объектов культурного наследия, расположенных в г. Дербенте, но не касается границы территории объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В то же время в ст. 3.1 ФЗ закреплено, что
Ч. 4. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).
Ч. 7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Данные требования не соблюдены.
Следовательно, лица, производящие строительные и земляные работы по адресу <адрес изъят> не являлись субъектами вменяемого правонарушения, поскольку охранные зоны не были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Судом принято во внимание, что в ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что 1. Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
2. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
3. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
4. В случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности такого объекта в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых находится обнаруженный объект культурного наследия.» Данная норма закона, обязывает сотрудников отдела объектов культурного наследия федерального значения Министерства культуры РД проводить экспертизу и определять наличие либо отсутствие объектов культурного наследия на земельном участке, где проводятся земляные работы.
Судом принято во внимание, что из представленного Отчета по инженерно-геологическим изысканиям под проект : Строительство 9-ти этажного жилого дома со встроенными помещениями торгово-бытового назначения по <адрес изъят> в г.Дербенте РД, заказчик ООО «Монолит», заказ №16 имеются инженерно-геологическое заключение, где в п.1.9 Заключение указано, что исследуемая площадка пригодна для строительства 9-ти этажного жилого дома со встроенными помещениями торгово-бытового назначения по <адрес изъят> в г.Дербенте. В п.1.4 Геологическое строение зафиксировано, что сводный геолого-литологический разрез участка представлен разностями грунтов сверху вниз в порядке наслоении : насыпной грунт (от 0.80 до 1.20м), песок коричневато-желтый, мелкий (от 2.10 до 7.70м), известняк- ракушечник коричневато-желтый, средней прочности в кровле трещиноватый (от 3.30 до 8.80м). Но об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия ничего не сказано.
Следовательно, ООО «Ф-ГРУПП» изыскательские работы проведены были, но объектов культурного наследия Государственным унитарным предприятием РД «Дагестангражданкоммунпроект» не обнаружили, в связи, с чем не было необходимости в проведении историко-культурной экспертизы, необходимой для определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных работ без наличия информации от органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии на указанном участке объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В ст.30 Федерального закона от 25.06.20002 года №73-ФЗ сказано, что «Объектами историко-культурной экспертизы являются:
земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)».
Из материалов дела видно, что строительные работы ведутся на землях городского поселения, и отношения на данном участке не регулируются Лесным Кодексов РФ. Все данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии события вменяемого правонарушения.
Судом принято во внимание, что Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и положениям статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство представляет собой документ, выдаваемый органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, дающий застройщику право на осуществление строительства. Такой документ ООО «Ф-ГРУПП» получен 04 июля 2016 года и приобщен к материалам дела.
Исключение из этого правила выдачи разрешения органами местного самоуправления составляют случаи выдачи разрешения, предусмотренные частью 5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Отсюда следует, что для выяснения органа, уполномоченного выдавать разрешение на строительство многоэтажного дома, возводимого по заказу МБУ «УЖКХ» городского округа «город Дербент», необходимо выяснить, устанавливается ли на земельный участок, расположенный в <адрес изъят> градостроительный регламент либо распространяется ли на этот участок действие градостроительного регламента или нет.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент представляют собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия;
Из этой нормы закона следует, что градостроительный регламент не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» не включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и он расположен на земельном участке, входящим в состав ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».
Соответственно, на земельные участки, расположенные в границах этого объекта культурного наследия согласно приведенной норме закона градостроительные регламенты не распространяются, в связи с чем разрешение на строительство объектов капитального строительства на земельном участке по адресу : <адрес изъят>, если он расположен в границах территории этого объекта должно было быть получено у федеральных органов.
Из смысла приведенных норм также следует то, что для правильного определения органа, который уполномочен выдать разрешение на строительство, необходимо выяснить сами границы территории, которая входит в состав объекта культурного наследия.
Статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона объекта культурного наследия представляет собой территорию, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.
Эти границы утверждаются нормативным правовым актом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (ныне эта служба упразднена и ее функции переданы Министерству культуры Российской Федерации) по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует изданный Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по согласованию с Министерством регионального развития Российской Федерации и соответствующим органом Республики Дагестан нормативно-правовой акт (т.е. акт, который опубликован и вступил в силу в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", и определяет эти зоны и их границы) об утверждении границ охранных зон объекта культурного наследия. Не ссылался на такой акт в протоколе об административном правонарушении начальник отдела объектов культурного наследия федерального значения Министерства культуры Республики Дагестан - ФИО3
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший в пределах своей компетенции акт, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 и 10 этого Федерального закона сведения, в том числе сведения об индивидуальных обозначениях (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, описании местоположения границ таких зон, наименовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, реквизитах решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений, содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (пункт 20 названного выше Положения).
Согласно пункту 26 этого Положения правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляет собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), и имеет целью обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Эти сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
Из системного анализа приведенных нормативных актов следует, что:
сведения об охранных зонах объектов культурного наследия (которые согласно статьям 1 и 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статье 94 ЗК РФ относятся к землям историко-культурного назначения, соответственно, к землям особо охраняемых территорий, т.е. к зонам с особыми условиями использования территорий), их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон, должны быть переданы в органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимости;
сведения об охранных зонах объектов культурного наследия, их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы, подлежат обязательному размещению органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности с тем, чтобы граждане, земельные участки которых оказываются в границах охранных зон объектов культурного наследия, могли иметь сведения о возможностях использования принадлежащих им в этих границах земельных участков и защищать свои права на эти участки.
В судебном заседании установлено, что эти требования норм материального права не выполнены, сведения об охранных зонах объекта культурного наследия - достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» и их границах в установленном порядке на день составления протокола об административном правонарушении не размещены в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в г.Дербенте и в Республике Дагестан.
Следовательно, тот факт, что зона охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента " в установленном законом порядке не определена, не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, на которых ООО "Ф-Групп» осуществляет строительство, входит в состав этой зоны.
Между тем, как это вытекает из объяснений представителя ООО «Ф-ГРУПП» они не располагали представленными им в установленном порядке сведениями об охранных зонах объекта культурного наследия - достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» и их границах и ограничении прав на земельные участки, эти сведения нигде не опубликованы, не зарегистрированы в органе, осуществляющем кадастровый учет объектов недвижимости, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, в связи, с чем они осуществляют снос старых зданий в границах ранее существовавших объектов, как это было разрешено постановлением администрации г.Дербент.
Эти доводы заслуживают внимания, поскольку, как указано выше, установление охранных зон объектов культурного наследия и их границ должно осуществляться нормативно-правовым актом, а в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Такая же норма права предусмотрена и статьей 58 Закона Республики Дагестан "О нормативных правовых актах Республики Дагестан".
Эти нормы права соответствуют, как указано выше, требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которым любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В судебном заседании обсуждался вопрос о наличии опубликованного нормативного акта, устанавливающего охранные зоны объекта культурного наследия- достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» и их границы. Однако, такого нормативного акта на день составления протокола <номер изъят> об административном правонарушении не имелось, в связи с чем в силу приведенных норм права акты, которыми установлены охранные зоны указанного объекта культурного наследия, не могут применяться при разрешении настоящего административного дела.
Не опубликованы на момент проведения проверки сведения об охранных зонах объекта культурного наследия - достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента" и их границах, содержащиеся и в реестре объектов культурного наследия, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
Согласно статье 4 названного Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, и другие, которые в силу статьи 1 этого Закона указывают на наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
Статьей 8 этого Закона на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе на органы охраны объектов культурного наследия, возлагается обязанность направлять в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, в том числе и относительно имущества, отнесенного к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.
Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.
Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации (статья 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку зоны охраны объектов культурного наследия органами государственной власти устанавливаются в соответствии с законодательством в публичных интересах, государственная регистрация ограничений (обременений) прав собственников земельных участков, входящих в зону охраны объекта культурного наследия - достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента", должна была производиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления либо органов по охране объектов культурного наследия с обязательным уведомлением ответчиков о зарегистрированном ограничении (обременении) их прав.
В судебном заседании установлено, что ни один из таких органов государственной власти (Правительство Республики Дагестан, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), Министерство культуры Российской Федерации, органы прокуратуры и т.д.), ни органы местного самоуправления МО "город Дербент", ни ГБУ "Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", на которого согласно его уставу возложены обязанности по контролю за сохранностью названного объекта культурного наследия, не проявили инициативу для организации государственной регистрации обременений (ограничений) прав собственников земельных участков, расположенных в зоне охраны этого объекта, данные ограничения не зарегистрированы, что привело к тому, что юридическое лицо - ООО «Ф-ГРУПП» осуществляет земляные - строительные работы под многоэтажное строение по адресу: <адрес изъят> без согласований и без определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, как утверждается в протоколе об административном правонарушении, в границах на земляных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Суд, при изложенных обстоятельствах считает, что линия границы территории объекта культурного наследия охранной зоны - зона регулируемой застройки объекта культурного наследия достопримечательного места «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» не проходит по <адрес изъят>, и данные сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение вменяемого правонарушения.
Из представленного в суд письма директора ГБУ «Дербентский государственный историко - архитектурный и художественный музей-заповедник» за №335 от 28 декабря 2015 года на имя начальника МБУ УЖКХ г. Дербент следует, что «на территории квартала указанной в схеме ограниченными улицами: Буйнакского, Бестужева-ФИО5, ФИО2 и ФИО4 в г. Дербенте, объекты культурного наследия, внесенных в перечет памятников истории и культуры, не значатся. Данным письмом подтверждается, что умысла на допущение вменяемого правонарушения у ООО «Ф-ГРУПП» не было.
В представленном и исследованном в ходе судебного заседания Разрешении на строительство от 04 июля 2016 года <номер изъят>, выданного Отделом по делам архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» указано, что ООО «Ф-ГРУПП» разрешено строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес изъят>.
Из Договора <номер изъят> сноса аварийного дома от 08 февраля 2016 года, заключенного между МБУ «УЖКХ» городского округа «<адрес изъят>» и ООО «Ф-ГРУПП» следует, что подрядчик (ООО «Ф-ГРУПП») обязуется по заданию заказчика выполнить работы по сносу здания, расположенного по адресу: РФ, РД, <адрес изъят><номер изъят> согласно проектно-сметной документации. При этом в п.1.4 договора закреплено, что получение разрешений на производство Работ осуществляет МБУ «УЖКХ» городского округа «город Дербент».
Муниципальным Договором №61-2016 на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 05 июля 2016 года подтверждается, что Застройщик-ООО «Ф-ГРУПП» обязуется построить многоквартирный дом по строительному адресу: <адрес изъят>, а администрация городского округа «город Дербент» обязуется уплатить обусловленную Договором цену и принять указанные объекты.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается, что умысла на допущение правонарушения не было, следовательно, в действиях юридического лица - ООО «Ф-ГРУПП» нет состава вменяемого правонарушения.
20 июля 2016 года заключен договор между ООО «Ф-ГРУПП» и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук на выполнение археологического обследования земельного участка, расположенного в г.Дербенте в квартале между улицами Буйнакского, ФИО4, ФИО2 и ФИО5 в объёмах и требованиях, указанных в приложениях к настоящему договору, где обусловлено проведение государственной историко-культурной экспертизы.
В связи с этим суд приходит к выводу о недоказанности наличия события административного правонарушения и обстоятельств, на основании которых составлен протокол об административном правонарушении, что в соответствии с п. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ влечет прекращение производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29. 9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Ф-Групп» по ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ прекратить.
Копию постановления направить лицу, в отношении которого оно вынесено, и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.Р. Гасанов
Постановление составлено и напечатано в совещательной комнате