ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-189/2016 от 14.04.2016 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

5-189/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 апреля 2016 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Демехин С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Архкомхоз» <данные изъяты>

установил:

Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка МУП «Архкомхоз».

В ходе проверки установлено, что МУП «Архкомхоз» является муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим уборку и содержание уличных территорий, дорог и мостов, дренажно-ливневой канализации. Так же предприятие производит ремонт собственного оборудования и автотранспортной техники.

Согласно списку основных средств, представленных в ходе проверки письмом от 12.11.2015 № 2594, на балансе МУП «Архкомхоз» помимо прочих объектов числятся производственные помещения, транспортные средства (93 машины), производственное оборудование (металлообрабатывающие станки, сварочное оборудование в т.п.). Аппарат управления МУП «Архкомхоз» располагается в здании по адресу: г. Архангельск, <адрес>.

18 ноября 2015 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Архангельской области осуществлен выезд на предприятие, в результате которого в присутствии представителя по доверенности - заместителя директора по производству ФИО1 проведен осмотр производственной территории участка механизации, расположенной по адресу: г. Архангельск, <адрес> осмотра от 18.11.2015, который подписан ФИО1

В соответствии с Актом осмотра от 18.11.2015 к производственным процессам предприятия, в результате которых образуются отходы, относятся: обслуживание и текущий ремонт транспортных средств, эксплуатация дорог и мостов, содержание дренажно-ливневой сети и дренажно-насосных станций, жизнедеятельность персонала, административная деятельность.

В результате административной деятельности аппарата управления образуются: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.

При ремонте автотранспорта образуются: аккумуляторы свинцовые отработанны, неповрежденные, с электролитом; тормозные колодки отработанные без накладок асбестовых; шины пневматические автомобильные отработанные; фильтры воздушные, автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные; свечи зажигания автомобильные отработанные; тара из черных металлов загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5 %); остатки и огарки стальных сварочных электродов; шлак сварочный; стружка черных металлов несортированная незагрязненная, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий кусков, несортированные; обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15 % и более); обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %); мусор и смет производственных помещений малоопасный; мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный.

Деятельность по содержанию, очистке и ремонту дорог, мостов, дренажно-ливневой канализации, дренажно-насосных станций связана с образованием отходов мусора и смета уличного; мусора и смета от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства; лома и отходов, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; отходов (шлама) при очистке сетей, колодцев дождевой (ливневой) канализации; осадка очистных сооружений дождевой (ливневой) канализации малоопасного; мусора с защитных решеток дождевой (ливневой) канализации.

При осмотре территории участка механизации установлено наличие следующих отходов (Акт о смотра территории 18.11.2015):

- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (по ФККО 1 класс опасности);

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (по ФККО 3 и 4 класс опасности в зависимости от содержания нефтепродуктов);

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (по ФККО 4 класс опасности);

- стружка черных металлов несортированная незагрязненная (по ФККО 5 класс опасности);

- мусор и смет производственных помещений малоопасный мусор и смет производственных помещений малоопасный (по ФККО 4 класс опасности).

Отходы собираются на специальных площадках накопления в различной таре. Емкости для хранения отходов имеют маркировку. На территории организованы отдельные площадки для сбора мусора, нефтезагрязненных отходов, отработанных фильтров, отработанного масла, отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторных батарей.

20.11.2015 в рамках контрольно-надзорных мероприятий с привлечением специалистов Филиал ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области» отобраны пробы обтирочного материала, загрязненного нефтепродуктами, отработанных масляных фильтров и бытового мусора с целью установления класса опасности для окружающей среды. Расчетный метод определения класса опасности и результаты биотестирования водной вытяжки данных отходов позволили отнести отходы бытового мусора и обтирочную ветошь к 4 классу опасности, а отработанный масляный фильтр к 3 классу опасности (протоколы определения класса опасности отходов от 30.11.2015 № ТО-317/01, ТО-317/02, ТО-317/03).

В соответствии с расчетами платы за 1,2,3 квартал 2015 года при осуществлении хозяйственной деятельности МУП «Архкомхоз» МО «г. Архангельск» образовалось 60,4112 тонн отходов:

Вид отхода

1 квартал 2015

2 квартал 2015

3 квартал 2015

лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

0,0832

мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

3

3,7

2,9

лом и отход, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные

49,754

0,704

отходы синтетических и полусинтетических масел и гидравлических жидкостей

0,27

Итого, тонн:

53,1072

4,404

2,9

Согласно справке предприятия от 20.11.2015, заверенной зам. главного бухгалтера МУП «Архкомхоз», с января по октябрь 2015 года вывезено в места размещения 1082,78 м3 отходов.

Предприятием представлены договоры на передачу отходов:

- договор от 24.11.2014 № 380ОТ/2014 с ООО «ТЭЧ-Сервис» на передачу отходов от ремонта автотранспорта, офисной техники, отработанных люминесцентных ламп);

- договор от 01.01.2013 с МУП «САХ по уборке города» на оказание услуг по размещению твердых бытовых отходов;

- договор от 26.10.2015 с ООО «СевМетПром» купли-продажи лома и отходов металла.

Так же в ходе проверки представлены документы, подтверждающие передачу отходов специализированным организациям:

- акт приема-передачи отходов отработанных масел ООО «РОСА-1» от 04.03.2015 № 15/В-111;

- счета фактуры и приемопередаточные акты на передачу металлолома, лома черных и цветных металлов ООО «Базис» и ООО «КТА.ЛЕС» за январь, февраль и март 2015 года;

- счет фактура от 06.02.2015 на передачу отработанных ламп ЛБ и энергосберегающих ламп ООО «ТЭЧ-Сервис»;

- квитанции приема отходов на Архангельский городской полигон за январь-март 2015 года.

Таким образом, предприятие в результате своей хозяйственной деятельности образует отходы производства и потребления.

По результатам проверки установлено, что МУП «Архкомхоз» при осуществлении хозяйственной деятельности допускает нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Так, при осуществлении хозяйственной деятельности МУП «Архкомхоз не организован первичный учет образующихся отходов производства и потребления в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721, что указывает на нарушения требований статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.

Предприятием не представлены материалы паспортизации отходов I-IV классов опасности. Согласно данным Управления (письмо от 23.11.2015 № 07/10097 МУП «Архкомхоз» не имеет паспортов отходов I - IV класса опасности.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отхода производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительстве Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3 этой статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Порядок проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности определен «Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Согласно данным Правилам паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности. На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в

сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В ходе проверки предприятием представлены отдельные листы (титульный лист и общая пояснительная записка) из Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного в 2008 году. Однако документы о его согласовании в Управлении Росприроднадзора по Архангельской области отсутствуют. Кроме того, на момент проверки действие проекта закончено (проект НООЛР разрабатывается на 5 лет). По данным Управления (письмо от 23.11.2015 № 07/10097) в настоящее время у МУП «Архкомхоз» отсутствует согласованный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Часть 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентирует, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Так же согласно пункту 7 данного порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

При проведении проверки установлено, что к обращению с отходами I - IV класса опасности допущены: начальник участка механизации, главный механик, рабочие проводящие ремонт автотранспорта, сотрудник, отвечающий за работу склада ГСМ, водители, осуществляющие транспортирование отходов. Данные сотрудники МУП «Архкомхоз» не имеют профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Статьей 15 Федерального закона 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Таким образом, при проведении плановой выездной проверки установлено, что МУП «Архкомхоз» при осуществлении хозяйственной деятельности:

- не ведет первичный учет, образующихся отходов производства и потребления;

- сотрудники, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности, не имеют профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV класса опасности;

- отсутствуют приказы о допуске лиц по обращению с отходами I-IV класса опасности;

- отсутствует согласованный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- отсутствуют нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- отсутствуют паспорта и материалы паспортизации на отходы производства и потребления.

Допустив вышеуказанные нарушения, тем самым МУП «Архкомхоз» совершило административное правонарушение предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами)

В судебном заседании защитник МУП «Архкомхоз» ФИО2, не отрицая наличие события и состава административного правонарушения, в виду тяжелого материального положения предприятия, просил назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Архангельской области ФИО3 не возражала против назначения наказания юридическому лицу в виде штрафа ниже низшего предела.

При назначении административного наказания МУП «Архкомхоз»учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение предприятия, отсутствие обстоятельств отягчающих и наличие смягчающего ответственность обстоятельства (признание вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений), и считаю возможным назначить МУП «Архкомхоз» наказание в виде штрафа, при этом достаточных оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, как наиболее строгого вида наказания, не имеется.

Частью 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, имущественное и финансовое положение МУП «Архкомхоз», полагаю возможным снизить размер административного штрафа до 50000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать Муниципальное унитарное предприятие «Архкомхоз» муниципального образования «г. Архангельск» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Штраф следует перечислить по следующим реквизитам: получатель - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (администратор платежа - Управление Росприроднадзора по Архангельской области, л/сч <***>, ИНН <***>, КПП 290101001), Р/с получателя 40101810500000010003, Банк: Отделение Архангельск г.Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, Код бюджетной классификации - 048 1 16 25050 01 6000 140.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.В. Демехин

Копия верна Судья С.В. Демехин