ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-189/2018 от 26.04.2018 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело №5-189/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Выкса 26 апреля 2018 года

Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», …

у с т а н о в и л:

Из поступившего на рассмотрение судье протокола следует, что ….2018 в 13.00 специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе г.Выкса, Вознесенском районе, городском округе г.Кулебаки, городском округе Навашинский (далее - ТОУ Роспотребнадзора) выявлено, что Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее ПАО ФСК ЕЭС) осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, по использованию недр с целью добычи подземных вод без специального разрешения (лицензии), а именно: имеющаяся у ПАО ФСК ЕЭС лицензия на пользование недрами НЖГ 01640 ВЭ (выдана Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, рег.№… от ДАТА, срок действия до ДАТА) предусматривает целевое назначение и виды работ – добыча подземных вод для технологического обеспечения водой подстанции «Радуга» на участке недр, расположенном в 2,5 км. северо-восточнее п.Мотмос Выксунского района Нижегородской области. Однако ПАО ФСК ЕЭС подает воду, предназначенную согласно действующей лицензии на технологические нужды, в водопроводную сеть, предназначенную для хозяйственно-питьевого водоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, подстанция Радуга, д.д.1, 2, а также использует для хозяйственно-бытовых нужд сотрудников предприятия, при этом качество холодной воды не соответствует санитарным правилам, что является нарушением п.п.4.2, 7.2.1, 7.2.2, 8.8 Условий пользования недрами – Приложения №1 к лицензии, а также ст.ст.11, 12 Федерального закона от 21.02.1992 №1992-1 «О недрах», ст.ст.2, 18, 19, 32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п.2.1, 3.2, 3.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1. Указанное нарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, жизни и здоровью граждан. Действия квалифицированы как правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.

При рассмотрении дела защитнику юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены права, предусмотренные ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, отвод не заявлен, ходатайство о приобщении документов удовлетворено.

Защитником Суворовой А.Н. в судебном заседании и в письменном отзыве указано на допущенные процессуальные нарушения - отсутствие извещения о времени и месте составления протокола, его составлении не уполномоченным лицом, также полагает, что отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора ФИО1 полагала обоснованным привлечение ПАО ФСК ЕЭС к административной ответственности за данное правонарушение.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные документы, нахожу следующее.

Исходя из положений ст.1 и ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование деятельности по использованию недр осуществляется в порядке, установленном федеральным законам, регулирующим отношения в соответствующей сфере деятельности.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 21.02.1992 №1992-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Согласно ст.12 Федерального закона от 21.02.1992 №1992-1 «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: …2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами.

В силу п.п.2.1, 3.2, 3.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 №3314-1 Недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. В границах одного и того же геологического отвода могут проводиться работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям, как однотипным, так и разным по своему целевому назначению.

Из материалов дела следует, что у ПАО ФСК ЕЭС имеется лицензия на пользование недрами НЖГ 01640 ВЭ (выдана Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, рег.№… от ДАТА, срок действия до ДАТА), которая предусматривает целевое назначение и виды работ – добыча подземных вод для технологического обеспечения водой подстанции «Радуга» на участке недр, расположенном в 2,5 км. северо-восточнее п.Мотмос Выксунского района Нижегородской области.

В ходе административного расследования, проведенного специалистом ТОУ Роспотребнадзора по обращению Т.В., было установлено, что ПАО ФСК ЕЭС подает воду, предназначенную согласно действующей лицензии на технологические нужды, в водопроводную сеть, предназначенную для хозяйственно-питьевого водоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, подстанция Радуга, д.д.1, 2, а также использует для хозяйственно-бытовых нужд сотрудников предприятия, при этом качество холодной воды не соответствует санитарным правилам, что является нарушением п.п.4.2, 7.2.1, 7.2.2, 8.8 Условий пользования недрами – Приложения №1 к лицензии.

Действия ПАО ФСК ЕЭС квалифицированы должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Однако, исходя из специфики охраняемых общественных отношений, законодателем была предусмотрена специальная норма об ответственности за данное правонарушение, а именно согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ наказуемым является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В рассматриваемом случае изменение квалификации недопустимо, поскольку составы правонарушений имеют разные родовые объекты посягательства, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, в соответствии с ч.1 ст.23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судей, а дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в соответствии со ст.23.22 КоАП РФ отнесено к компетенции должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. При этом также учитывается, что только должностным лицам органов, осуществляющих государственный геологический и горный надзор, предоставлены полномочия на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.3 КоАП РФ, должностные лица Роспотребнадзора согласно п.п.19, 63 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о лицензировании недропользования; в соответствии с ч.3 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа; Роспотребнадзор не является органом, осуществляющим лицензирование деятельности, связанной с недропользованием.

В соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: …2) отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья - Корокозов Д.Н.