ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Салехард 01 апреля 2021 года
Салехардский городской суд ЯНАО в составе председательствующего судьи Токмаковой Н.А. с участием главного специалиста отдела государственного надзора и правового регулирования службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «Агроторг», адрес местонахождения: <...> (ИНН №, КПП №, ОГРН №),
УСТАНОВИЛ:
Главный специалист отдела государственного надзора и правового регулирования службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО ФИО1 12.02.2021 составлен протокол № об административном правонарушении в отношении ООО «Агроторг» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
Ввиду несанкционированного ведения работ по изменению фасадов здания, расположенного по адресу: <...> №, Службой государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО на основании задания службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО от 25.01.2021 № осуществлено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Территория села Обдорского ХVIII – ХIХвв.» (г. Салехард, историческая часть).
Указанное здание расположено в границах объекта культурного наследия в Режиме Р-1.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что на фасадах здания со стороны ул. Свердлова и Ного размещена зеленая полоса шириной от 50 до 70 см (материал фасадные металлокассеты); основная вывеска фирменного знака сети магазинов «5 Пятерочка» смонтирована на кровле входной группы; фирменный логотип «5» в количестве 2 шт; переустройство входной группы – установлены новые стеклопакеты серого цвета, козырек над входной группой на столбиках.
На момент проведения контрольного мероприятия работы не были завершены – козырек был обшит фасадными металлокассетами только на половину.
Было установлено, что указанное здание принадлежит на праве собственности ООО «Лик-Ямал», на основании договора аренды нежилого помещения от 24.09.2020 № передано в аренду ООО «Агроторг».
В соответствии с под. 3.1.6 и 3.1 раздела 3 договора аренды, арендатор – ООО «Агроторг» своими силами и за свой счет размещает и получает разрешительные документы в соответствии с Правилами благоустройства территории МО г. Салехард.
Представитель ООО «Агроторг» в судебном заседании участия не принимал.
Главный специалист отдела государственного надзора и правового регулирования службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО ФИО1, в судебном заседании полагал вину ООО «Агроторг» в правонарушении доказанной, просил привлечь его к административной ответственности.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании участия не принимал, до начала судебного заседания поступили письменные объяснения с приложенными документами. Из содержания объяснений следует, что ООО «Агроторг» не отрицает факт выполнения работ по архитектурному оформлению фасада здания по указанному адресу без получения предварительного согласования Службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО, поскольку при заключении договора аренды нежилого помещения № от 24.09.2020 собственник помещения не уведомил о том, что здание входит в состав объекта культурного наследия. В выписке из ЕГРН, предоставленной собственником при заключении договора, вопреки требованиям ч.7 ст. 3.1 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», такие сведения отсутствуют. В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации описание достопримечательного места «Территория села Обдорского ХVIII – ХIХвв.» включено без указания конкретных адресов объектов недвижимости, входящих в данный объект, с общим описанием его границ, что не позволило установить факт отнесения спорного нежилого здания к объектам культурного наследия при поиске в реестре. На дату производства работ Общество не знало о том, что здание относится к объектам культурного наследия и для производства работ требуется согласование Службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО. В настоящее время, после того, как Обществу стало известно об указанном факте, был подготовлен и направлен на согласование в Службу государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО проект колористического паспорта фасада. Согласование получено 02.03.2021. В настоящее время вывеска на здании перемещена в соответствии с согласованным колористическим паспортом, осуществляется согласование сметы на проведение работ по демонтажу фриза (зеленой полосы) с фасада здания, после чего данные работы также будут выполнены в целях приведения внешнего вида здания в соответствие с согласованным вариантом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные документальные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Салехарда, утв. решением Городской Думы МО г. Салехард от 29.04.2020 № 35, Правила устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты и т.д. создают условия рационального использования городских территорий с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории г. Салехарда, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения и развития историко-культурного наследия.
Согласно пп.1 п.3 ст. 17 Правил в соответствии с ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Согласно ч.5 ст. 36 ГрК РФ применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким законом на территории Российской Федерации является ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно пп. 2 п.3 ст. 5.1 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения.
Таким документом на территории ЯНАО являлся приказ Департамента культуры ЯНАО от 21.09.2016 № «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место "Территория села Обдорского XVIII - XIX вв.", требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границе территории достопримечательного места» (действовавшего до 20.02.2021).
Согласно приложению № к указанному приказу, в границах территории достопримечательного места земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иные работы, должны быть согласованы с региональным органом охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа.
Приказом Министерства культуры РФ от 30.06.2015 № 848-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Территория села Обдорского ХVIII-ХIХвв.» (Ямало-Ненецкий автономный округ в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объект зарегистрирован за №.
Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Согласно п. 2 ст. 36 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Постановлением Правительства ЯНАО от 14.10.2016 № 969-П утверждено Положение о службе государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа.
Согласно указанному Положению Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по региональному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Установлено, что ввиду несанкционированного ведения работ по изменению фасадов здания, расположенного по адресу: <...> №, Службой государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО на основании задания Службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО от 25.01.2021 № 3-С/2021 осуществлено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения достопримечательное место «Территория села Обдорского ХVIII – ХIХвв.» (г. Салехард, историческая часть).
Указанное здание расположено в границах объекта культурного наследия в Режиме Р-1.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что на фасадах здания со стороны ул. Свердлова и Ного размещена зеленая полоса шириной от 50 до 70 см (материал фасадные металлокассеты); основная вывеска фирменного знака сети магазинов «5 Пятерочка» смонтирована на кровле входной группы; фирменный логотип «5» в количестве 2 шт; переустройство входной группы – установлены новые стеклопакеты серого цвета, козырек над входной группой на столбиках. На момент проведения контрольного мероприятия работы не были завершены – козырек был обшит фасадными металлокассетами только на половину.
Здание, по указанному адресу, принадлежит на праве собственности ООО «ЛиК-Ямал».
На основании договора № аренды нежилого помещения от 24.09.2020, заключенного между ООО «ЛиК-Ямал» (арендодатель) и ООО «Агроторг» (арендатор) указанное здание передано в аренду последнему.
Согласно под. 3.1.6 и 3.1 разд. 3, арендатор своими силами и за свой счет размещает и получает разрешительные документы в соответствии с Правилами благоустройства территории МО г. Салехард.
ООО «Агроторг» вопреки перечисленным нормам производство работ на фасадах указанного здания со Службой государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО не согласовывалось.
Согласно ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что они объективно подтверждают событие административного правонарушения и свидетельствуют о виновности ООО «Агроторг» в его совершении.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Оснований для освобождения ООО «Агроторг» от административной ответственности не усматривается.
Правовых оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ у суда не имеется в силу следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, изложенных в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст.ст. 4.1-4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, применение положений ст.2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае, не представляется возможным.
С учетом изложенного суд считает необходимым привлечь ООО «Агроторг» к административной ответственности в виде административного штрафа и в пределах санкции статьи.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют. Смягчающим ответственность обстоятельством является признание ООО «Агроторг» своей вины.
При назначении административного наказания суд учитывает положения ст. 2.4. КоАП РФ, фактические обстоятельства, характер совершенного ООО «Агроторг» административного правонарушения, в связи с чем, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном его размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Агроторг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления, о наложении административного штрафа в законную силу в соответствии со следующими банковскими реквизитами:
Межрегиональное операционное УФК (Министерства культуры Российской Федерации л/сч №)
ИНН № КПП №
р/с 40№
Банк: Операционный департамент Банка России/ Межрегиональное операционное УФК г. Москва
БИК № кор.счета – нет
Единый казначейский счет 40№
Казначейский счет 03№
ОКТМО №.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с момента получения его копии заинтересованным лицом.
Судья Токмакова Н.А.