ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-189/2021 от 14.01.2022 Архаринского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0-02

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 января 2022 года п. ФИО1

Судья Архаринского районного суда Копылова Г.Н., при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «ФИО1»,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» (далее - ООО «ФИО1»), осуществляя на основании заключённых договоров купли-продажи золота операции купли-продажи драгоценных металлов, а именно золота клиенту ПАО «Промсвязьбанк» на суммы, превышающие 600 000 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представило в уполномоченный орган - Росфинмониторинг сведения о всех совершенных, подлежащих обязательному контролю в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, операциях купли-продажи драгоценных металлов.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и представитель МРУ Пробирной палаты России по ДФО о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно, надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть с их участием с использованием системы видео-конференц-связи.

Указанное ходатайство подлежит отклонению, поскольку судьей признано не обязательным присутствие в судебном заседании указанных лиц.

Представитель ООО «ФИО1», о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно, надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием не представил.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 данной статьи.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ)

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены, в частности, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.

Согласно подпункту 4 части 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Из пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения таких операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

К таким сведениям относятся: вид операции и основания ее совершения, дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена, сведения, необходимые для идентификации юридического лица, сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя.

Согласно статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.

Осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по проведению в установленных настоящим Федеральным законом случаях упрощенной идентификации клиентов - физических лиц, установлению информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В силу положений статьи 9.1 Федерального закона № 115-ФЗ предметом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является соблюдение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора) (часть 1 статьи 9).

Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения осуществляется контрольными (надзорными) органами в соответствующей сфере деятельности (часть 2 статьи 9).

Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки ООО «ФИО1», проведенной должностными лицами отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней МРУ Пробирной палаты России по ДФО с целью осуществления государственного контроля (надзора) в части исполнения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ и иных нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено нарушение обществом процедур внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих контролю.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ № ЮЭ от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «ФИО1» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ИНН 2810005441, КПП 281001001, ОГРН 1142813000439.

ООО «ФИО1» состоит на специальном учёте в МРУ Пробирной палаты России по ДФО как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Основным видом деятельности ООО «ФИО1» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) и иные виды деятельности, не связанные с обращением драгоценных металлов.

Экономическая деятельность ООО «ФИО1» подразумевает осуществление операций купли-продажи драгоценных металлов, в связи с чем указанное юридическое лицо является субъектом ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

В проверяемый период ООО «ФИО1» совершало операции купли-продажи драгоценных металлов по договору купли-продажи золота от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ПАО «Промсвязьбанк», на суммы, превышающие 600 000 рублей, при этом в нарушение требований нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а именно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ, пп. «а» п. 3 и пп. «а» п. 4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; пп. «а» п. 1.4, п. 5.1, 5.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ФИО1» не представило в уполномоченный орган - Росфинмониторинг сведения о всех совершенных, подлежащих обязательному контролю, 47 (сорока семи) операциях купли-продажи драгоценных металлов, не направив формализованные электронные сообщения по форме 1-ФМ.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней МРУ Пробирной палаты России по ДФО в отношении ООО «ФИО1» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении; распоряжением МРУ Пробирной палаты России по ДФО от ДД.ММ.ГГГГп о проведении плановой документарной проверки ООО «ФИО1»; актом плановой документарной проверки общества от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о постановке на специальный учет ООО «ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ; картой специального учета ООО «ФИО1»; уведомлением о включении в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; приказами о приеме и переводе работника на другую работу (генерального директора ООО «ФИО1» ФИО4); приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения; сводной таблицей по сделкам купли-продажи драгоценных металлов ООО «ФИО1»; договором на оказание услуг по аффинажу драгоценных металлов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с АО «Новосибирский аффинажный завод»; договором купли-продажи золота от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с ПАО «Промсвязьбанк»; подтверждениями условий указанной сделки; счетами-фактурами на заявленные суммы сделок; отчетом по лицевому счету ПАО «Промсвязьбанк» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; платежными поручениями за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; объяснением генерального директора ООО «ФИО1» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, представленным на уведомление о рассмотрении материалов административного дела; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являются достаточными для рассмотрения дела по существу, они оцениваются судьёй по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, признаются достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо, вступая в соответствующие правоотношения, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения исключается, если будет установлено, что административное правонарушение произошло в силу чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, обстоятельств, которые не могли быть предвиденными или являлись объективно непреодолимыми для конкретного юридического лица.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

Действия юридического лица ООО «ФИО1» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, его вина доказана.

Решая вопрос о назначении вида и размера административного наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения, наличие смягчающего наказание обстоятельства как признание вины, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также имущественное положение.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено.

Оснований для освобождения от административной ответственности ООО «ФИО1» не имеется.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения ООО «ФИО1» к административной ответственности, не истек.

Учитывая изложенное, полагаю справедливым и соразмерным содеянному назначить наказание за совершенное административное правонарушение в виде административного штрафа.

Вопреки содержащемуся в объяснении генерального директора ООО «ФИО1» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он вины общества не отрицал, однако указал, что все нарушения устранены, ранее общество к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось и совершенное обществом правонарушение не несет угрозы охраняемым общественным отношениям, утверждению о возможности замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Как следует из материалов дела, ООО «ФИО1» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем в силу ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Таким образом, невыполнение ООО «ФИО1» требований Федерального закона № 115-ФЗ создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.

Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены ООО «ФИО1» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании обществом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обстоятельств для применения ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается по тем же основаниям.

Руководствуясь ч.2 ст. 15.27, ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ФИО1» (ИНН 2810005441, ОГРН 1142813000439) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Уплату административного штрафа произвести по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН 2724239580 КПП 254301001 УФК по(МРУ Пробирной палаты России по ДФО л/с 04221F94000) расчетный счет 03

Банк получателя: БИК 010813050 Отделение Хабаровск Банка России//УФК покор. счет 40 КБК 14 – штрафы ОКТМО 08701000

В соответствии со ст.32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Амурской областной суд через Архаринский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Г.Н. Копылова

Подлинный документ находится в материалах производства в Архаринском районном суде .

Копия верна, судья Г.Н. Копылова