ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-18/20 от 11.08.2020 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №5-18/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Алдан 11 августа 2020 года

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Паньчук М.В.,

при секретаре судебного заседания Тухватуллиной Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении №5-18/2020 в отношении Акционерного общества Акционерной компании «Железные дороги Якутии», должностного лица генерального директора Акционерного общества Акционерной компании «Железные дороги Якутии» Ш.В.В., привлекаемых к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

В производство Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) поступило два административных материала:

№ 5-18/2020 в отношении юридического лица Акционерного общества Акционерной компании «Железные дороги Якутии», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

№ 5-23/2020 в отношении должностного лица генерального директора Акционерного общества Акционерной компании «Железные дороги Якутии» Ш.В.В., привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Согласно определения Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от [Дата] указанные производства по административным материалам объединены для рассмотрения в одно производство, которому присвоен номер № 5-18/2020.

На основании Распоряжения [Номер] от [Дата] Ленского управления Ростехнадзора по обращению начальника управления - главного государственного инспектора Госжелдорнадзора Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ространснадзор) от [Дата][Номер] проведена проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов, использующих сжиженный природный газ, расположенных на железнодорожных станциях (разъездах) участках Томмот-Нижний Вестях Болотный, ФИО2, Ханиердах, Амга, Кюргелях, Олень АО «АК «Железные дороги Якутии».

По ее результатам составлен акт [Номер] от [Дата] и предписание [Номер] от [Дата], с указанием выявленных, в ходе проведения проверки нарушений, требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности. Согласно ч. 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать требования промышленной опасности, а именно: АО «АК «Железные дороги Якутии» не уведомила Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством РФ по эксплуатации объектов, связанных с использованием природного газа, относящегося к категории горючих воспламеняющих опасных веществ;

- не зарегистрировала в государственном реестре опасных производственных объектов, объекты использующие природный газ (СПГ) высокого давления, расположенные на железнодорожных станциях ФИО1, ФИО2, Амга. Объекты относятся к категории опасных производственных объектов по критерию использования воспламеняющихся и горючих веществ 3 класса опасности

- АО «АК «Железные дороги Якутии» осуществляет эксплуатацию объектов без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности, расположенных на железнодорожных станциях (разъездах) участках Томмот-Бестях Болотный, ФИО2, Ханиердах, Амга, Кюргелях, Олень АО «АК «Железные дороги Якутии».

- не обеспечила укомплектованность штата инженерно-технических работников производственного объекта, аттестованных в установленном порядке;

- не выполнена приемка сетей газораспределения и газопотребления по завершению строительно-монтажных работ по объектам газоснабжения железнодорожных станций (разъездах) участках ФИО1, ФИО2, Ханиердах, Амга, Олень АО «АК «ЖДЯ».

- не определена оценка соответствия и газораспределения и газопотребления, в соответствие с требованиями технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного «Постановлением Правительства РФ от [Дата][Номер].

АО «АК «Железные дороги Якутии» не были разработаны мероприятия по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при опасных производственных объектов направленные на реализацию мер по снижению риска аварий, а также не приняло мер по устранению нарушений требований промышленной безопасности, что свидетельствует о его вине.

Исходя из того, что данная организация не выполняет вышеуказанные требования в области промышленной безопасности, тем самым создает угрозу жизни и здоровью работников опасных производственных объектов, а также третьим лицам.

Данные нарушения квалифицируются как нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет административную ответственность, установленную статьей 9.1 часть 1 KoAП РФ, как юридического лица.

На основании Распоряжения [Номер] от [Дата] Ленского управления Ростехнадзора по обращению Начальника управления - главного государственного инспектора Госжелдорнадзора Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ространснадзор) от [Дата][Номер] проведена проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов, использующих сжиженный природный газ, расположенных на железнодорожных станциях (разъездах) участках Томмот-Нижний Вестях Болотный, ФИО2, Ханиердах, Амга, Кюргелях, Олень АО «АК «Железные дороги Якутии». По ее результатам составлен акт [Номер] от [Дата] и предписание [Номер] от [Дата], с указанием выявленных, в ходе проведения проверки нарушений, требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ: организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать требования промышленной безопасности, а именно:

- АО «АК «Железные дороги Якутии» не уведомила Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством РФ по эксплуатации объектов, связанных с использованием природного газа, относящегося к категории горючих воспламеняющих опасных веществ;

- Не зарегистрировала в государственном реестре опасных производственных обьектов, объекты использующие природный газ высокого давления, расположенные на железнодорожных станциях ФИО1, ФИО2, Амга. Объекты относятся к категории опасных производственных объектов по критерию использования воспламеняющихся и горючих веществ 3 класса опасности

- АО «АК «Железные дороги Якутии» осуществляет эксплуатацию объектов без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности, расположенных на железнодорожных станциях (разъездах) участках ФИО1, ФИО2, Ханиердах, Амга, Кюргелях, Олень АО «АК «Железные дороги Якутии».

В соответствии с должностными обязанностями генеральный директор Ш.В.В. является должностным лицом, выполняет организационно-распорядительные функции, в том числе:

- осуществляет оперативное руководство деятельностью компании, разрабатывает хозяйственную политику ее деятельности, принимает соответствующие решения и осуществляет контроль за их реализацией, организует работу и эффективное взаимодействие всех структур подразделения компании;

- исполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечение нормальной его работы, в соответствии с действующим законодательством, Уставом Общества, за исключением функций, закрепленных Советом директоров и др.

Генеральный директор несет ответственность за непринятия мер по пресечению выявленных нарушений правил внутреннего распорядка, правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности АО «АК «ЖДЯ».

Данные нарушения квалифицируются как нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и влечет административную ответственность, установленную статьей 9.1 часть 1 КоАП РФ, должностного лица.

В судебное заседание представитель административного органа государственный инспектор Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора В.Т.Р. не явилась, извещена судебным извещением о времени и месте судебного заседания, через канцелярию суда поступило ходатайство за вх. [Номер] от [Дата] о рассмотрении дела дела без участия представителя административного органа в связи с удаленностью местонахождения рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель привлекаемого юридического лица АО АК «Железные дороги Якутии» (далее - АО «АК « Железные дороги Якутии») по доверенности Ю.Т.Н. по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «АК «Железные дороги Якутии» пояснила о том что предписание Ленского управления Ростехнадзора выполнено в полном объеме. Объекты, использующие сжиженный природный газ, расположенные на железнодорожных станциях (разъездах) участках ФИО1, ФИО2, Ханиердах, Амга, Кюргелях, Олень АО «АК «Железные дороги Якутии» не входят в перечень опасных производственных объектов, в связи с чем обязанность по соблюдению требований в области промышленной безопасности при осуществлении деятельности отсутствовала. Срок устранения нарушения установлен до [Дата], однако Ленским управлением Ростехнадзора материалы дела направлены в Алданский районный суд [Дата] Настаивала прекратить производство по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица АО АК «Железные дороги Якутии» в связи с устранением нарушений указанных в предписании Управления Ленского Ростехнадзора в полном объеме.

По эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. представитель привлекаемого должностного лица по доверенности Ю.Т.Н. пояснила, предписание Ленского управления Ростехнадзора выполнено в полном объеме. Объекты, использующие сжиженный природный газ, расположенные на железнодорожных станциях (разъездах) участках Томмот-Нижний Вестях Болотный, ФИО2, Ханиердах, Амга, Кюргелях, Олень АО «АК «Железные дороги Якутии» не входят в перечень опасных производственных объектов, в связи с чем обязанность по соблюдению требований в области промышленной безопасности при осуществлении деятельности отсутствовала. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении [Номер] от [Дата] в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. отсутствует подпись должностного лица, привлекаемого к административной ответственности. Настаивала прекратить производство по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. прекратить в связи с устранением нарушений указанных в предписании Управления Ленского Ростехнадзора в полном объеме.

Суд, изучив, огласив материалы, проанализировав материалы дела об административных правонарушениях, выслушав пояснения представителя юридического лица, должностного лица, привлекаемых к административной ответственности, приходит к следующему выводу.

Проанализировав материалы дела по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «АК «Железные дороги Якутии» установил, протокол об административном правонарушении [Номер] от [Дата] составлен в присутствии представителя юридического лица АО «АК «Железные дороги Якутии» по доверенности Т.Д.Д., который ознакомлен с указанным протоколом, получен оригинал протокола [Дата], о чем свидетельствуют подписи Т.Д.Д., объяснения Т.Д.Д. по существу административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении.

Представителю юридического лица АО «АК «Железные дороги Якутии» Т.Д.Д. выдана, и приобщена к материалам дела доверенность [Номер] от [Дата]

В соответствии с указанной доверенностью согласно которой Т.Д.Д. наделен полномочиями от имени доверителя обращаться в органы государственной власти, территориальные органы государственной власти, Российской Федерации, включая правоохранительные, антимонопольные, налоговые органы местного самоуправления, иные органы, а также к юридическим и физическим лицам с заявлениями, перечислены.

Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Полномочия представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, со ссылкой на положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть специально оговорено в доверенности, полномочиями которыми не был наделен Т.Д.Д. В указанной доверенности организация обязана была перечислить все предметные процессуальные действия представителя Т.Д.Д. В приведенной доверенности Т.Д.Д. имел право обращаться я в органы госвласти, и получать документы. Организацией не возложено право участвовать в конкретных процессуальных действиях по Административной отрасли. В следствие, которой бы возникала ответственность за правонарушение юридического лица. Следовательно, Т.Д.Д. не уполномоченное лицо.

Согласно ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, доверенность от имени организации выдается за подписью руководителя, скрепленной печатью организации.

Вместе с тем, доверенность не содержит указание на наличие у Т.Д.Д. полномочий на представление интересов по конкретному административному делу и полномочий на рассмотрение административных дел, в доверенности отсутствует ссылка на положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Т.Д.Д. неправомочно допущен государственным инспектором Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора В.Т.Р. к процедуре привлечения юридического лица АО «АК «Железные дороги Якутии» к административной ответственности, не обладает какими-либо полномочиями на совершение указанных действий, выданная ему доверенность не содержит указание на представление интересов по конкретному административному делу и полномочий на рассмотрение административных дел, в связи с чем производство по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО АК «Железные дороги Якутии» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Суд, изучив, проанализировав материалы дела по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. установил, протокол об административном правонарушении [Номер] от [Дата] составлен без участия представителя должностного лица.

Кроме того, протокол об административном правонарушении [Номер] от [Дата] в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. составлен по результатам проверки юридического лица АО «АК «Железные дороги Якутии» на основании распоряжения [Номер] от [Дата] о проведении проверки в отношении юридического лица АО АК «Железные дороги Якутии» в рамках контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовления монтаже, накладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Согласно распоряжения от [Дата] за [Номер], указана предметно только проверка юридического лица. В приведенном распоряжении не указано о проверке предметно должностного лица. Иного в распоряжении о проверке должностного лица директора Ш.В.В. в административном деле отсутствует. Следовательно, Главным Государственным инспектором Ленского отдела по надзору – В.Т.Р. не издавалось.

В акте проверки от [Дата] за [Номер], составлен в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, подписал акт М.А.А.

29 января выноситься предписание в котором предписывают АО» АК» ЖДЯ, юридическому лицу, а не должностному лицу сроком устранения нарушений до [Дата] Следовательно, приведенные процессуальные документы указывают на то обстоятельство, что вменяется эпизод административного правонарушения должностному лицу. А первичные процессуальные документы перенесены из эпизода – юридического лица. Следовательно, приведенное не может образовать административный состав в отношении должностного лица. Так как, в первичных документах указано только юридическое лицо. Протокол [Номер] от [Дата] в реквизитах приведенного административного протокола отсутствует подпись должностного лица. Кроме, того М.А.А. неправомочно допущен главным государственным инспектором в административное производство в отношении должностного лица. В доверенности отсутствовал объем процессуальных полномочий возложенных на М.А.А., а указаны организации, и общий порядок получения документов. При наличии приведенной доверенности не дано согласие с объемом процессуальных полномочий в конкретном административном деле.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении ст. 26.1 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В силу требований п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, если они не являются объектом проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.

Нарушение указанных требований расценивается как превышение пределов предмета проверки.

В качестве отсутствия события административного правонарушения судом установлено отсутствие обязанности должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. исполнять запрос контролирующего органа поскольку на момент проведения внеплановой документарной проверки юридического лица отсутствовали правовые основания и распорядительные документы на проведение проверки должностного лица (Определение Верховного Суда РФ от [Дата][Номер] по делу № А56-80396/2018). В распоряжении от [Дата][Номер], указано только юридическое лицо.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие правовых оснований и распорядительных документов на проведение проверки в отношении должностного лица генерального директора АО «АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В., суд приходит к выводу о том, что производство по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

Поскольку протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. составлен государственным инспектором Ленского отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора В.Т.Р. без оформления акта проверки, с учетом положений примечания к ст. 28.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу о нарушении процедуры привлечения должностного лица к административной ответственности.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от [Дата][Номер] «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Определением Алданского районного суда PC (Я) от [Дата] объединены два административных материала [Номер] и [Номер] для рассмотрения их в одном производстве [Номер] с вынесением одного постановления по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО АК «Железные дороги Якутии» и по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л

Производство по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица АО АК «Железные дороги Якутии» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Производство по эпизоду административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица генерального директора АО АК «Железные дороги Якутии» Ш.В.В. прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Постановление суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья Алданского

районного суда PC (Я) М.В. Паньчук