П О С Т А Н О В Л Е Н И Е (вступило в законную силу)
09 марта 2016 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Мотивированное постановление в окончательной форме изготовлено 14 марта 2016 года.
Судья Черновского районного суда города Читы Петров А.В.,
при секретаре Чебан Ю.С.,
рассмотрев в помещении суда, в городе Чите, протокол об административном правонарушении № от 24.12.2015 в отношении ЗАО «Транспортная Логистическая Компания» (юридический адрес: 127051, г.Москва, Цветной бульвар, д. 30, стр. 1, ИНН 7702663636, КПП 770201001, ОГРН 1087746120164, зарегистрировано 28.01.2008 в Межрайонной инспекции ФНС № 46 по г. Москве, генеральный директор – Магера А.А., далее по тексту – ЗАО «ТЛК»), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
30.05.2015 на Читинский таможенный пост Читинской таможни подана декларация на товары, которой при регистрации присвоен регистрационный номер № (далее – ЭД). В соответствии со сведениями, заявленными в ЭД и на основании условий контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> среди прочих товаров поступил товар №1: «изделия огнеупорные, безобжиговые (кирпич) для футеровки сталеразливочных ковшей с химическими связующими веществами: с содержанием MgO не менее 80%, С не менее 12%, открытая пористость не более 4%, кажущаяся плотность не менее 3,05 г/см3, предел прочности при сжатии не менее 40МПа, DALCALD PFC-9812RA (7/30)-10,447ТН (1003$/тн) - с содержанием MgO не менее 76%, С не менее 14%, открытая пористость не более 4%, кажущаяся плотность не менее 2,98г/см3, предел прочности при сжатии не менее 40МПа, РС-14Н (150)-0,318 тн (1500$/тн), РС-14Н (200)-0,637 тн (1500$/тн), - с содержанием СR2O3 не менее 12%, MgO не менее 70%, открытая пористость не более 18%, кажущаяся плотность не менее 3,15г/см3, предел прочности при сжатии не менее 45МПа, РLС-0,6%, температура размягчения 1620гр,термрстойкость не менее 5 циклов DALMACR CR-8D-2,581 ТН (950$/тн): изделия огнеупорные безобжиговые ленточный блок с химическими связующими веществами с содержанием MgO не менее 76%, С не менее 14%, открытая пористость не более 4%, кажущаяся плотность не менее 2,98 г/см3, предел прочности при сжатии не менее 40МПа, DALCАR Р14М (А7)-0,665 ТН (1600$/тн): изделия огнеупорные безобжиговые гнездовый блок с химическими связующими веществами с содержанием AL2O3 не менее 95%, кажущаяся плотность не менее 3.25 г/см3, предел прочности при сжатии не менее 80МПа при температуре 110 гр, не менее 120МПа при температуре 1500 гр, предел прочности при изгибе не менее 12 МПа при температуре 110 гр, не менее 15Мпа при температуре 1500 гр, RLC не менее 0,14 PR-P95-6шт. (258,77$/тн). Изготовитель: <данные изъяты>. Классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001, общий вес брутто товара 18174 кг, вес нетто 17634 кг. Таможенная стоимость 1093514,46 рублей.
Товар заявлен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».
Декларантом, лицом, ответственным за финансовое урегулирование согласно графам 14, 9 ЭД является <данные изъяты>.
Согласно графе 54 вышеуказанной ЭД декларация на товары оформлена и представлена на Читинский таможенный пост для проведения таможенного оформления таможенным представителем ЗАО «Транспортная Логистическая Компания» Барановым Д.В.
В соответствии с профилем риска № произведен отбор проб и образцов товара.
По результатам таможенного контроля 30.05.2015 Читинским таможенным постом по товару назначена первичная идентификационная таможенная экспертиза, производство которой поручено ЦЭКТУ. Перед экспертами поставлены вопросы: идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; определить состав представленных образцов, в том числе установить наличие либо отсутствие связующих веществ (органических или неорганических); относится ли товар к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химически связующими веществами.
На основании Решения о назначении таможенной экспертизы, таможенными экспертами ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Иркутск В.И. Верхозиным, Ю.В. Каткевичем и Ю.А. Чувашевым проведена идентификационная экспертиза, по результатам которой вынесено заключение таможенных экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из выводов экспертов, проба товара по ЭД № идентифицирована как фрагмент изделия, изготовленного из огнеупорного материала без химических связующих веществ. Изделие, фрагментом которого является исследованная проба, относится к термообработанным периклазоуглеродистым огнеупорным изделиям на органической связке. Заявленные в графе 31 декларации на товары сведения о товаре соответствуют фактически установленным характеристикам исследованного объекта, за исключением вида связки, использованной при изготовлении изделия. Основным компонентом в составе исследованной пробы является периклаз (MgО), содержание которого составляет 75,2%. Содержание гигроскопической влаги, органических веществ (феноло-формальдегидной смолы и каменноугольного пека) и углерода (графита) составляет 15,14%. В качестве антиоксиданта в составе материала пробы присутствует алюминий в свободной форме. Наличие неорганических связующих веществ в составе пробы не установлено. Использованные при изготовлении феноло-формальдегидная смола и каменноугольный пек относятся к органическим связующим веществам. Изделие, фрагментом которого является исследованная проба товара, не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами.
Представители ЗАО «ТЛК» Баранов Д.В. и Логинов А.В., действующие на основании доверенностей, оспаривали привлечение общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Представителем общества Барановым Д.В. было заявлено ходатайство о проведении по делу независимой экспертизы, в связи с несогласием с сутью вменяемого обществу таможенными органами правонарушения.
Определением от 09.03.2016 в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы отказано.
Представитель Читинской таможни Тумашев А.Н., действующий на основании доверенности от 09.11.2015 полагал, что в действиях ЗАО «ТЛК» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Выслушав представителя Читинской таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 179, 180, 181, 183 ТК ТС, товары подлежат письменному таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии ТК ТС. Согласно ст. 181 ТК ТС декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах (наименовании, описание, классификационном коде по ТН ВЭД, описание упаковок, количество в килограммах – вес брутто, вес нетто) и других сведений, необходимых для таможенных целей.
По результатам таможенной экспертизы в отношении товара, заявленного в ЭД №, вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 6815990009 (классификационное решение от ДД.ММ.ГГГГ № РКТ-10612000-15/000086).
Принятие классификационного решения влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 2 ст. 77 ТК ТС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001 - составляет 12,5% от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость – 18%.
При подаче таможенной декларации ЗАО «ТЛК» произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей по товару №1: ввозная таможенная пошлина составила 136 689,31 руб., НДС – 221 436,68 руб.
С учетом результатов идентификационной экспертизы и вынесенного классификационного решения, декларируемый товар классифицируется кодом ТН ВЭД ЕАЭС – 6815990009, согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины составляет 13,8 % от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость – 18%.
С учетом результатов идентификационной экспертизы и вынесенного классификационного решения размер подлежащих уплате таможенных платежей по товару составил: ввозная таможенная пошлина - 150 905 рублей, НДС – 223 995,50 рублей; занижение размера таможенных пошлин, налогов на сумму 16774,51 рублей.
Таким образом, ЗАО «ТЛК» в декларации на товары № при декларировании товара заявлены недостоверные сведения об описании товара, коде ТН ВЭД ЕАЭС, при этом такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на сумму 16 774,51 рублей.
В соответствии со ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант обязан, произвести таможенное декларирование товаров, уплатить таможенные платежи и обеспечить их уплату и выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
На основании ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, в том числе за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенным органом таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Заявление недостоверных сведений о товаре (о его описании, коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС), послужившее основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Субъектом ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем - таможенный представитель.
В соответствии со ст. 4 ТК ТС ЗАО «ТЛК» является таможенным представителем, и, следовательно, выступает субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях ЗАО «ТЛК» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является общественные правоотношения, регулируемые таможенным законодательством в части касающейся порядка таможенного декларирования и таможенного контроля.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение имеет при классификации товаров их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 ОПИ ТН ВЭД.
Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Спорный товар в ЭД классифицирован таможенным представителем в товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, к которой отнесены прочие изделия из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами, в другом месте не поименованные и не включенные.
Между тем согласно заключению ЭКС образец товара №1 по ЭД № идентифицирован как необожженное формованное изделие из огнеупорных материалов (периклазоуглеродистое) без химических связующих веществ. Основным компонентом в составе образца является периклаз содержанием 78, 9%, графитом. Содержание фенолоформальдегидной смолы и каменноугольного пека составляет 3,6масс. %. Наличие неорганических связующих веществ в составе образца не установлено. Использованные при изготовлении фенолоформальдегидная смола и каменноугольный пек относятся к органическим связующим веществам.
В подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются необожженные изделия из огнеупорных материалов, содержащие в своем составе только химические связки на основе фосфатов, хлоридов, сульфатов, щелочных силикатов или других солей.
В заключении ЭКС указано, что в соответствии с национальными стандартами и данными технической литературы огнеупорные изделия производятся на неорганической и органической связках. По характеру твердения неорганические связки подразделяются на плавленолитые (твердение расплава при охлаждении), керамические (спекание при температуре выше 800°С), химические (твердение в результате взаимодействия с растворами солей при температуре не выше 800°С), гидравлические (твердение в результате взаимодействия с водой при температуре окружающей среды).
Исходя из данной классификации типичными солями, используемыми в качестве химической связки, являются фосфаты, хлориды и силикаты щелочных и других металлов.
По результатам исследования материала образца товара таможенным экспертом установлено, что фазовый (минеральный) состав исследуемого образца представлен периклазом MgO и графитом С. Фосфатов, сульфатов, хлоридов, силикатов и других солей в исследуемом образце не установлено.
В определенной таможенным органом товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются прочие изделия из огнеупорных материалов без химических связующих веществ, в другом месте не поименованные и не включенные.
В то же время в пояснениях к товарной позиции 6815 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствуют разъяснения термина «химические связующие вещества». Однако, в пункте 96 ГОСТа Р 52918-2008 «Огнеупоры. Термины и определения» (далее - ГОСТ Р 52918-2008) закреплено понятие химической связки огнеупорного изделия, к которой относится неорганическая связка огнеупорного изделия, придающая ему прочность за счет реакции взаимодействия с растворами фосфатов, хлоридов, сульфатов, щелочных силикатов или других солей при температуре ниже 800 °С.
При этом к органической связке огнеупорного изделия относится связка огнеупорного изделия органической химической природы, придающая ему прочность в результате полимеризации, поликонденсации или коксования (пункт 97 ГОСТ / Р 52918-2008).
Неорганическая связка - это связка огнеупорного изделия неорганической химической природы, придающая ему прочность в результате коагуляции, рекристаллизации, гидратации и других химических реакций (пункт 93 ГОСТ Р 52918-2008).
В контексте указанного деления связок тому или иному изделию подлежит присвоению код, указанный в Решении Совета Евразийской комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».
Поскольку к товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС относятся только изделия из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами, к которым органические связки не относятся, то Читинским таможенным постом товар №1, продекларированный по ЭД №, правомерно отнесен к товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Классификационное решение от ДД.ММ.ГГГГ № № ЗАО «ТЛК» и <данные изъяты> не обжаловалось.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров в форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно информации Отдела товарной номенклатуры, происхождения товара и торговых ограничений Читинской таможни, в декларации на товары 10612050/300515/0004668 сведения о товаре №1 были заявлены как «Изделия огнеупорные необожжённые с хим. связующими веществами: периклазоуглеродистые изделия (кирпичи)». Классификация товара декларантом осуществлена в товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС (Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные: прочие изделия: из огнеупорных материалов, с химическими связующими веществами). Согласно выводов таможенных экспертов проба товара №1 идентифицирована как «необожженные формованные изделия из огнеупорных материалов (периклазоуглеродистых) без химически связующих веществ. Товар не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами». В соответствии с пунктом 20 Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, утвержденного приказом ФТС России от 20.11.2014 № 2264 «Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы», результаты таможенной экспертизы обязательны для применения таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу. В соответствии с Основными правилами интерпретации (ОПИ) для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (ОПИ 1). Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6). «Необожженные формованные изделия, изготовленные из огнеупорных материалов без химически связующих веществ» согласно ОПИ 1 и 6 следует классифицировать в товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные: прочие изделия: прочие). Таким образом, решение о классификации товара от 10.07.2015 № РКТ-10612000-15/000086, вынесенное должностным лицом Читинского таможенного поста в вышеуказанной товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, является правомерным. Основанием для отнесения декларируемого товара к товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС послужили ОПИ 1 и 6 и выводы, содержащиеся в заключении таможенного эксперта ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. ЗАО «ТЛК» не обращалось в ОТНПТ и ТО за консультацией по порядку определения классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии со ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант обязан, в том числе произвести таможенное декларирование товаров, уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату.
На основании ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст.188 ТК ТС, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001 - составляет 12,5% от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость – 18%.
При подаче таможенной декларации ЗАО «ТЛК» произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей по товару №1: ввозная таможенная пошлина составила 136 689,31 руб., НДС – 221 436,68 руб.
По результатам таможенного контроля в отношении спорных товаров, изменились: описание товаров, коды в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины (ввозная таможенная пошлина - 13,8 % от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость – 18%, и, соответственно, размер таможенных платежей - пошлин и налогов, подлежащих уплате, который составил: ввозная таможенная пошлина - 150 905 рублей, НДС – 223 995,50 рублей; занижение размера таможенных пошлин, налогов на сумму 16 774,51 рублей.
Разница между фактически заявленными к уплате таможенными пошлинами и налогами по спорному товару и подлежащими уплате, в связи с изменением описания товара и кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС составила 16 774,51 рублей.
Таким образом, ЗАО «ТЛК» при декларировании товара в ЭД № заявлены недостоверные сведения об описании товара, коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ выражается в заявлении таможенным представителем (ЗАО «ТЛК») при декларировании товара недостоверных сведений о товаре, а именно о его описании и коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что повлекло за собой занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Понятие административного правонарушения, как оно определено ст. 2.1 КоАП РФ, специально выделяет в качестве обязательного признака вину физического или юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая обязанность ЗАО «ТЛК» как лица, ответственного за полное и достоверное (соответствующее действительности) декларирование товара, и, следовательно - за уплату таможенных платежей, вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей, которые, являясь по характеру публично-правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в гражданско-обязательственных частноправовых отношениях. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда РФ (постановление от 27.04.2001 № 7-П). Наличие указанных обязанностей ЗАО «ТЛК» не оспаривается и их наличие у ЗАО «ТЛК» установлено в процессе производства по делу.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 №7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
С учетом положений ст. 401 ГК РФ, определяющих понятие непреодолимой силы, можно утверждать, что под характеристикой обстоятельств, названных Конституционным Судом РФ «чрезвычайными, объективно непредотвратимыми» понимается непреодолимая сила. Под обстоятельствами, имеющими характер «непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля обязанных лиц», следует понимать обстоятельства, которые, не являясь непреодолимой силой, сродни ей по степени своего влияния на надлежащее исполнение обязанностей обязанным лицом, и находятся за пределами влияния и возможностей лица на их преодоление. Обстоятельств с подобной характеристикой (т.е. - обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ЗАО «ТЛК») материалами административного дела не установлено и ЗАО «ТЛК» в ходе административного расследования не представлялось.
В соответствии со ст. 15 ТК ТС таможенный представитель при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Согласно ст. 16 ТК ТС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом. За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза (ст. 17 ТК ТС).
Согласно ст. 53 ТК ТС таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с главой 6 ТК ТС. Таможенные органы, определенные законодательством государств-членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
Для реализации предоставления данной услуги, разработан и утвержден Приказ ФТС России № 760 от 18 апреля 2012 года «Административный регламент Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза». Таким образом, в случае возникновения каких-либо сомнений, относительно заявления правильного описания и кода товара, а также его классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный представитель мог обратиться в таможенный орган для получения предварительного классификационного решения по данному товару, либо рекомендовать это сделать декларанту.
Согласно информации Отдела товарной номенклатуры, происхождения товара и торговых ограничений Читинской таможни классификационное решение вынесенное Читинской таможней правомерно, ЗАО «ТЛК» не обращалось в отдел за получением разъяснений, консультаций по порядку определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии со ст. 187 ТК ТС, декларант (таможенный представитель) при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, вправе осматривать, измерять, совершать отбор проб и образцов для проведения экспертных исследований и выполнять иные грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем с разрешения таможенного органа, если оно требуется.
Исходя из материалов дела следует, что при заявлении сведений о связующих веществах спорного товара ЗАО «ТЛК» перед подачей таможенной декларации не воспользовалось предусмотренными ст. 187 Таможенного кодекса ТС правами, хотя имело реальную возможность это сделать. ЗАО «ТЛК» при подаче таможенной декларации в таможенный орган использовало информацию, указанную в товаросопроводительных документах, не установив фактический состав декларируемого товара «изделия огнеупорные».
При декларировании спорного товара таможенным представителем сведения о товаре, заявленные в графе 31 ЭД, указаны на основании декларации производителя, отгрузочной накладной, инвойса и внешнеторгового контракта. В данных документах отсутствует информация о связующих веществах огнеупорного изделия (химическом составе), их количественных показателях. При декларировании спорного товара декларантом представлено письмо отправителя товара б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что при производстве безобжигового кирпича в рамках контракта № от ДД.ММ.ГГГГ применяются химические связующие добавки. В данном письме также отсутствует информация о компонентах связующих веществ (химическом составе). Кроме того, в приложении № к контракту купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, представленном при таможенном декларировании, указан код спорного товара 6815099000. Иных, документов (исследований), подтверждающих состав связующего вещества (связки) ввезенного товара ЗАО «ТЛК» при декларировании товара и в ходе производства по делу об АП не представлено.
Правила классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС являются общедоступными.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ТК ТС, при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе: требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований; иметь доступ в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей.
У Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства. В частности, ЗАО «ТЛК» являясь, длительное время таможенным представителем, получив не полные сведения о товаре, с целью заявления достоверного описания товара и его классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, имело возможность истребовать необходимую для декларирования товаров информацию, подтвержденную лабораторными исследованиями у представляемого им лица ООО «Группа «Магнезит»», однако, соответствующие меры им не были предприняты своевременно.
Кроме того, необходимо отметить тот факт, что работник ЗАО «ТЛК», заявляя сведения об описании и коде ТН ВЭД ЕАЭС мог и должен был инициировать осмотр прибывшего товара, отбор проб образцов и проведение идентификационной экспертизы (по согласованию с руководителем Общества), предпринять меры для получения пояснений специалистов, консультаций таможенного органа по классификации спорного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, что свидетельствует о ненадлежащем отношении данного лица к исполнению возложенных на него должностных обязанностей, с одной стороны, и ненадлежащего контроля за деятельностью своих работников руководителем ЗАО «ТЛК», с другой.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются, в том числе и в действиях его работников, т.е. тех физических лиц, которые представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, т.е. все действия работника рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников – все это также является проявлением разумной осмотрительности юридического лица в лице его руководства, направленной на обеспечение его деятельности.
Таким образом, у таможенного представителя ЗАО «ТЛК» имелась правовая и реальная возможность заявить в таможенной декларации достоверные сведения о товаре.
Непринятие Обществом всех необходимых (достаточных) мер для соблюдения таможенного законодательства повлекло за собой заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, которые послужили основанием для занижения подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Исходя из вышеизложенного следует, что при достаточной степени заботливости и осмотрительности ЗАО «ТЛК» могло соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, в действиях ЗАО «ТЛК» усматривается субъективная сторона (т.е. вина) административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Каких-либо документов, подтверждающих, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, или другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ЗАО «ТЛК» в ходе административного расследования не установлено и ЗАО «ТЛК» не представлялось.
Таким образом, ЗАО «ТЛК» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.
В действиях ЗАО «ТЛК» присутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Вина ЗАО «ТЛК» в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: копией ЭД № (л.д. №), копиями товаросопроводительных документов (л.д. №), копией акта отбора проб и образцов № (л.д. №), заключением таможенного эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), классификационным решением от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. №), заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), информацией из отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№) (л.д. №).
Согласно базе данных «Правоохрана – Административные правонарушения» Читинской таможни, к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения в течение года ЗАО «ТЛК» привлекалось по 7 делам об административном правонарушении.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ЗАО «ТЛК», в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ не установлено.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, согласно ст. 4.3. КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года.
В процессе производства по делу товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался, арест на него не накладывался, издержек нет.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Закрытое акционерное общество «Транспортная Логистическая Компания» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения – в сумме 8 387 руб. 26 коп.
Изъятые по делу образцы товара: «изделие огнеупорное» в количестве 2 штук, находящиеся в камере хранения вещественных доказательств Читинской таможни (г. Чита, ул. Чкалова, 129), возвратить ЗАО «ТЛК».
Исполнение постановления в части возврата образцов товара возложить на Читинскую таможню.
Разъяснить, что согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам.
Банк получателя ОПЕРУ – 1 Банка России, г. Москва, 701
БИК 044501002
Счет № 40101810800000002901
Получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
ИНН 7730176610
КПП 773001001
ОКТМО 45328000
При заполнении платежных поручений в обязательном порядке должны быть заполнены следующие поля:
(101) – двузначный показатель статуса плательщика
(61) – ИНН получателя 7730176610
(103) – КПП получателя 773001001
(16) – получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
(104) – КБК 153 116 040 000 16 000 140 (штраф)
КБК 153 113 029 910 16 300 130 (издержки)
(105) значение кода ОКАТО 45268595000
(107) код таможенного органа 10612000 (Читинская таможня)
В графе платежного поручения «назначение платежа» обязательно указать: «В счет уплаты штрафа по постановлению 10612000-1681/2015».
УИН штрафа – 15310106120001681157
Взыскатель: Читинская таможня, РФ, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 129, зарегистрирована в качестве юридического лица 13.11.1996, ИНН 7536030497.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, обязано направить судье.
В случае невыполнения указанных требований лицо будет нести ответственность в соответствии со статьёй 20.25 КоАП РФ – наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа.
Должностные лица и орган, составившие протокол об административном правонарушении, должны проконтролировать добровольную уплату правонарушителем административного штрафа и направить судье районного суда в течение 3 дней с момента истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения постановления, письменную информацию об исполнении либо неисполнении постановления.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд с момента получения или вручения копии постановления путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.
Судья А.В. Петров