ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-18/2017 от 06.06.2017 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

.

По делу № 5-18/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чкаловск 06 июня 2017 года

Судья Чкаловского районного суда Нижегородской области Звягенцев С.Н., с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, аудитора контрольно-счетной палаты Нижегородской области Хлуновой Н.С., представителя органа - контрольно счетной палаты Нижегородской области Монаховой М.А. по доверенности, защитников лица, привлекаемого к административной ответственности: Быченкова В.А. – Алексашиной Е.С., Шевелевой Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица, Быченкова В.А., <дата> г.р., уроженца <данные изъяты>, работающего главой администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области, ранее привлекавшегося к административной ответственности по главе 15 КоАП РФ в течение года,

У С Т А Н О В И Л:

При проведении проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Чкаловск за 2016 года в соответствии со ст.ст. 136, 268.1 Бюджетного кодекса Россикской Федерации (далее – БК РФ) по месту нахождения администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области (<адрес>) установлено нарушение условия предоставления межбюджетных трансфертов получателем субсидий.

Городской округ город Чкаловск Нижегородской области является участником государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного стоительства на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2013 № 383. Согласно условиям программы финансирование мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется из трех источников – за счет средств субсидий Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - фонд), за счет средств субсидий из областного бюджета и средств местного бюджета. Разделом 5 программы «Порядок формирования, цели и условия предоставления субсидий муниципальным образованиям Нижегородской области на реализацию программы, совместно с порядком распределения субсидий между муниципальными образованиями в разрезе этапов реализации программы и порядком распределения субсидий между аварийными домами» установлено, что условием предоставления субсидий муниципальным образованиям является долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местных бюджетов.

Между администрацией городского округа город Чкаловск Нижегородской области (далее - администрация) и министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области заключено соглашение от 12.04.2016 года № 328/11-27-12 о предоставлении субсидий на реализацию 4 этапа программы. Согласно условиям данного соглашения объем долевого финансирования из бюджета городского округа город Чкаловск составляет <данные изъяты> рублей, субсидия за счет средств Фонда – <данные изъяты> рублей и субсидия за счет средств областного бюджета – <данные изъяты> рубля.

В течении 2016 года к соглашению было заключено три дополнительных соглашения. В редакции соглашения от 19.12.2016 года объем софинансирования за счет средств местного бюджета составляет <данные изъяты> рублей, субсидия за счет средств Фонда – <данные изъяты> рублей и субсидия за счет средств областного бюджета – <данные изъяты> рубля. Указанные объемы финансирования соответствуют объемам финансирования, предусмотренным Программой в редакции от 08.12.2016 года. Фактически, объем предоставленных субсидий в 2016 году составил <данные изъяты> рублей за счет средств Фонда и <данные изъяты> рубля за счет средств областного бюджета.

Софинансирование за счет средств местного бюджета в решении «О бюджете городского округа город Чкаловск Нижегородской области на 2016 год» предусмотрено не было.

Указанное является нарушением статьи 139 БК РФ и раздела 5 программы «Порядок формирования, цели и условия предоставления субсидий муниципальным образованиям Нижегородской области на реализацию Программы, совместно с порядком распределения субсидий между муниципальными образованиями в разрезе этапов раелизации Программы и порядком распределения субсидий между аварийными домами».

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Чкаловск за 2016 год в соответствии со ст.ст. 136 и 268.1 БК РФ от 21.03.2017 (пункт 2.1.2.1). акт подписан без разногласий.

Со стороны администрации соглашения и дополнительные соглашения подписаны главой администрации Быченковым В.А. (назначен на должность решением Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 30.12.2015 года № 95, на основании п. 4 ч. 1 ст. 40 Устава городского округа город Чкаловск Нижегородской области, принятого решением Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 03.12.2015 № 60, глава администрации городского округа осуществляет руководство деятельностью администрацией городского округа на приницпах единоначалия).

17.04.2017 года аудитором контрольно-счетной палаты Нижегородской области Хлуновой Н.С., был составлен протокол № 01-16/11 об административном правонарушении в отношении Быченкова В.А., главы администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области, административная ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В судебном заседании лицам, участвующим в деле разъяснены их права и ответственность, предусмотренные ст. ст. 24.4, 25.1, 25.5, 29.3 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации.

Отводов судье не заявлено.

Заявленные ходатайства разрешены.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - аудитор контрольно-счетной палаты Нижегородской области Хлунова Н.С., в судебном заседании пояснила, что нарушение имело место, поэтому был составлен протокол об административном правонарушении.

Представитель контрольно-счетной палаты Нижегородской области Монахова М.А., действующая по доверенности в судебном заседании пояснила, что глава администрации Быченков В.А. не предпринял никаких мер для того, чтобы изначально заложить деньги в бюджет г.о.г. Чкаловск для выполнения программы по переселению. Данная программа долгосрочная, и администрация, зная о ее существовании, должна была уже предусмотреть требуемые суммы в бюджете, так как денежные средства даются под каждый этап. Несмотря на то, что у района бюджет дефицитный необходимо было привлечь капитал. Можно было взять и кредит, который выдается под небольшие проценты на данные нужды. В данном случае администрация г.о.г. Чкаловска являлась как получателем субсидий, так тем, кто его (кредит) предоставляет.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности Быченков В.А., глава администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области, не явился. О дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела. От него в суд поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие. Его интересы в суде представляли защитники по доверенности Алексашина Е.С., Шевелева Н.А.

Защитники лица, привлекаемого к административной ответственности Быченкова В.А. – Алексашина Е.С., Шевелева Н.А. в судебном заседании пояснили, что административное правонарушение имеется. Финансирование программы долевое. Объем софинансирования менялся, поэтому, как только появилась возможность, то на 2017 год предусмотрели финансирование проекта. Тем более, что бюджет на 2016 год утверждался 15 декабря 2015 года, поэтому предусмотреть будущие расходы на программу не могли. У застройщиков претензий к администрации не было, администрация им выдавала гарантийные письма.

Бюджет принимается решением совета депутатов, поэтому глава не может нести ответственность за решения указанных лиц.

Неблагоприятные последствия в результате правонарушения не наступили, поэтому считает, что правонарушение является малозначительным, в связи с чем дело подлежит прекращению.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности в случае, если у суда имеются сведения о надлежащем извещении, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Дело об административном правонарушении в отношении Быченкова В.А., рассматривается без участия лица, привлекаемого к административной ответственности. Лицо, привлекаемое в административной ответственности о мете, времени и дате судебного заседания уведомлено, что подтверждается распиской.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ч. 1).

В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств (ч. 2).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (ч. 3).

В силу п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно п. 3 ст. 306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проанализировав нормы материального права, прихожу к следующему.

Решением Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 30.12.2015 года № 95, Быченков В.А. назначен на на должность главы администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 40 Устава городского округа город Чкаловск Нижегородской области, принятого Решением Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 03.12.2015 № 60, глава администрации городского округа осуществляет руководство деятельностью администрацией городского округа на приницпах единоначалия.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 40 Устава осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета.

Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области (далее – администрация) была проверена контрольно-счетной палатой Нижегородской области на соблюдение администрацией бюджетного законгодательства РФ, Нижегородской области, оценку степени достоверности, полноты и информативности бюджетной отчетности за 2016 год, исполнения бюджета городского округа город Чкаловск, обоснованности использования межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

При проведении проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Чкаловск за 2016 года в соответствии со ст.ст. 136, 268.1 Бюджетного кодекса Россикской Федерации были установлены нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов получателем субсидий, а именно было установлено, что городской округ город Чкаловск Нижегородской области является участником государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного строительства на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19.06.2013 № 383. Согласно условиям программы финансирование мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется из трех источников – за счет средств субсидий Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - фонд), за счет средств субсидий из областного бюджета и средств местного бюджета. Разделом 5 программы «Порядок формирования, цели и условия предосталения субсидий муниципальным образованиям Нижегородской области на реализацию программы, совместно с порядком распределения субсидий между муниципальными образованиями в разрезе этапов реализации программы и порядком распределения субсидий между аварийными домами» установлено, что условием предоставления субсидий муниципальным образованиям является долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местных бюджетов.

Между министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и администрацией городского круга город Чкаловск Нижегородской области заключено соглашение от 12.04.2016 года № 328/11-27-12 о предоставлении субсидий на реализацию 4 этапа программы. Данное соглашение подписано администрацией городского округа город Чкаловск Нижегородской области в лице главы администрации городского округа город Чкаловск Быченкова В.А., действующего на основании устава. Согласно условиям данного соглашения объем долевого финансирования из бюджета городского округа город Чкаловск составляет <данные изъяты> рублей, субсидия за счет средств Фонда – <данные изъяты> рублей и субсидия за счет средств областного бюджета – <данные изъяты> рубля (л.д. 20-27).

В течении 2016 года к соглашению было заключено три дополнительных соглашения, которые также были подписаны главой администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области Быченковым В.А. В редакции соглашения от 19.12.2016 года объем софинансирования за счет средств местного бюджета составляет <данные изъяты> рублей, субсидия за счет средств фонда – <данные изъяты> рублей и субсидия за счет средств областного бюджета – <данные изъяты> рубля. Указанные объемы финансирования соответствуют объемам финансирования, предусмотренным программой в редакции от 08.12.2016 года. Фактически, объем предоставленных субсидий в 2016 году составил <данные изъяты> рублей за счет средств фонда и <данные изъяты> рубля за счет средств областного бюджета (л.д. 28-30, 31-34, 35-36).

Решением Совета депутатов городского округа город Чкаловск Нижегородской области № 110 от 29.12.2016 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 21.12.2015 года № 68 «О бюджете городского округа город Чкаловск Нижегородской области на 2016 года» софинансирование за счет средств местного бюджета не предусмотрено (л.д. 16-17), что явилось нарушением статьи 139 БК РФ и раздела 5 программы «Порядок формирования, цели и условия предоставления субсидий муниципальным образованиям Нижегородской области на реализацию программы, совместно с порядком распределения субсидий между муниципальными образованиями в разрезе этапов раелизации программы и порядком распределения субсидий между аварийными домами».

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления межбюджетных трансферт.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.

Статьей предусмотрен специальный субъект административного правонарушения - должностные лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты, финансового органа, главного распорядителя, получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Глава администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области Быченков В.А. является должностным лицом и главным распорядителем бюджетных средств.

Исследовав материалы дела, считаю, что в судебном заседании нашло свое достаточное подтверждение нарушение ст. 139 Бюджетного кодекса РФ и раздела 5 программы «Порядок формирования, цели и условия предоставления субсидий муниципальным образованиям Нижегородской области на реализацию программы, совместно с порядком распределения субсидий между муниципальными образованиями в разрезе этапов раелизации программы и порядком распределения субсидий между аварийными домами», ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Факт нарушения бюджетного законодательства и виновность должностного лица, Быченкова В.А. в совершении правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 01-16/11 от 17.04.2017 года (л.д. 3-5), объяснениями, являющимися приложением к протоколу (л.д. 6), актом проверки годового отчета от 21.03.2017 года (л.д. 9-15). Считаю, что указанные доказательства допустимы, достоверны и достаточны в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

По смыслу закона, разъясненого п. 21 постановления Пленуми Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размере и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. При этом правоприменителю предоставлено право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.

Судья не находит оснований для признания административного правонарушения малозначительным на основании доводов защитника, так как выявленное правонарушение создает существенную угрозу в сфере формирования и распоряжения бюджетными средствами, которые должны быть направлены на защиту прав граждан на жилище, на расселение из аварийного жилья в соответствие с жилищным законодательством, как отдельных граждан, так и населения в целом в границах муниципального образования.

Считаю, что действия должностного лица – Быченкова В.А., необходимо квалифицировать по ст. 15.15.3 КоАП РФ, - как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Исследовав все доказательства в совокупности, считаю необходимым при назначении наказания с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также то, что ранее должностное лицо привлекалось к административной ответственности по главе 15 КоАП РФ в течение года, учитывая признание вины в совершении административного правонарушения, что следует из объяснений защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, и что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ, назначить наказание должностному лицу, Быченкову В.А. по ст. 15.15.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном статьей.

Руководствуясь ст.ст. 15.15.3, 4.1, 29.7 - 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

должностное лицо, Быченкова В.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа, в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Чкаловский районный суд Нижегородской области.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Счет № 40101810400000010002 в Волго-Вятском ГУ Банка России г. Нижний Новгород

БИК 042202001

ИНН 5260291907

КПП 526001001

ОКТМО 22701000

КБК 493 1 16 90020 02 000 140

Получатель: УФК по Нижегородской области (Контрольно-счетная палата Нижегородской области, л/с 04322076830);

Назначение платежа – штраф.

В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, штраф подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кроме того, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Квитанцию об оплате штрафа представить в Чкаловский районный суд Нижегородской области.

Судья С.Н.Звягенцев Постановление не вступило в законную силу

.

.

.

.