ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-18/2017 от 08.02.2017 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Коблов Н.В., с участием представителей ГУ Минюста России по Свердловской области <ФИО>3, <ФИО>4, <ФИО>5, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <адрес><ФИО>10 ОГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН , учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка <адрес><ФИО>11 (далее по тексту <ФИО>12 расположенной по адресу: <ФИО>13, <адрес>, о соответствии деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки выявлено, что <ФИО>14 выполнялись функции иностранного агента путем получения денежных средств и иного имущества от иностранных граждан и участия, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

С протоколом об административном правонарушении законный представитель юридического лица ознакомлен, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положение ст. 51 Конституции Российской Федерации ему разъяснены.

На рассмотрение дела представитель юридического лица не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом путем направления судебной повестки почтой, которая вернулась обратно в суд с отметкой "истек срок хранения", вследствие чего судья полагает возможным рассмотреть данное дело без участия представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель <ФИО>38<ФИО>4 пояснила, что факт совершения административного правонарушения общественной организации полностью подтверждается материалами проверки, на привлечении к административной ответственности настаивала.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее по тексту – Закон о некоммерческих организациях) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Абзац второй п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях предусматривает обязанность некоммерческой организации, намеревающейся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно п. 12 Приказа Минюста России от 30 ноября 2012 года N 223 "О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Министерство или его территориальный орган.

Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде <ФИО>15 действовала на основании устава, утвержденного решением общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав).

Согласно п. 2.1 Устава <ФИО>16 создается с целью содействия легальной миграции путем участия в совершенствовании миграционного законодательства и проведения правового просвещения всех участников миграционного процесса.

В силу п. 2.2 Устава основными задачами <ФИО>17 направленными на достижение указанной цели являются: содействие и защита прав и основных свобод всех участников миграционного процесса: иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, трудовых мигрантов, соотечественников, возвращающихся на историческую родину и членов их семей, иностранных студентов, детей из семей мигрантов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; наблюдение за осуществлением прав и основных свобод мигрантов и защита их интересов; придание гласности и распространение достоверной информации о существенных нарушениях прав мигрантов, привлечение внимания общественности, государственных структур к такого рода нарушениям; обеспечение мигрантам равных с другими гражданами возможностей, решение задач их интеграции и адаптации в местное сообщество; содействие созданию благоприятного общественного мнения в отношении мигрантов; содействие и участие в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации мигрантов, привлечение внимания государственных органов и общественности к их проблемам; противодействие коррупции путем ее профилактики, выявление фактов коррупции и предания их гласности, проведение мониторинга правоприменительной практики миграционного законодательства; разработка и внедрение программ целевого набора иностранной рабочей силы; участие и содействие программам добровольного переселения соотечественников; содействие созданию инфраструктуры (благоприятных условий) для цивилизованного приема мигрантов; социальная и психологическая поддержка женщин-мигрантов и их детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; содействие и проведение профилактических мероприятий с женщинами- мигрантами, а также женщинами, имеющими российское гражданство и состоящими в браке с мигрантами, направленных на избежание расставания с детьми; содействие сохранению семей, членом или членами которых являются мигранты; содействие созданию и организация работы ресурсного центра поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций – национально-культурных автономий, деятельность которых будет направлена на саморегулирование и решение проблем собственными силами, формирование инфраструктуры поддержки этих объединений; оказание помощи пострадавшим в результате национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие укреплению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Из информационного письма <ФИО>18 следует, что организацией в проверяемом периоде осуществлялась следующая деятельность:

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – открытие <ФИО>20;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проведение конкурса детского рисунка <ФИО>19

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – подготовка и проведение <ФИО>21;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – участие в подготовке предложений по совершенствованию миграционной политики Российской Федерации;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ реализация <ФИО>22";

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – мероприятие <ФИО>23".

Кроме того, <ФИО>24" осуществляла мероприятия, в том числе носящие политический характер.

Так, руководитель <ФИО>25<ФИО>6, являясь экспертом Общероссийского миграционного форума, принимала активное участие в выработке предложений форума по внесению изменений в действующее законодательство, которые были направлены в органы государственной власти.

С ее участием подготовлены следующие предложения: урегулировать правовой статус отдельных категорий трудовых мигрантов (миграционную амнистию), включая недокументированных мигрантов, въезд которым в Россию запрещен за совершение незначительных административных правонарушений; включить в п. 2 ст. 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации положения об обязанности удостоверения начальниками специальных учреждений временного содержания иностранных граждан ФМС России доверенностей находящимся в них иностранным гражданам и лицам без гражданства и приравнивания таких доверенностей к нотариально удостоверенным; содействовать внедрению идеи о создании муниципальной милиции. Добиваться принятия закона "О муниципальной милиции", который позволит муниципальным образованиям получать финансирование на эти цели и определять штатную численность части подразделений полиции; добиваться сокращения контрольных функций (в части общего надзора) прокуратуры, которая сейчас играет роль главного контролера и регулятора для всех государственных, а, зачастую, и частных структур. В качестве альтернативы общему надзору прокуратуры рассматривать гражданско-правовые инструменты, в том числе иски в защиту интересов неопределенного круга лиц и др.

В Екатеринбурге ДД.ММ.ГГГГ состоялся круглый стол с участием посла Норвегии и руководителями правозащитных общественных организаций Свердловской области, в том числе с руководителем <ФИО>26". На встрече обсуждались проблемы, связанные с защитой прав человека в Российской Федерации. Обсуждались вопросы финансовой поддержки общественных организаций.

Организация приняла участие в круглом столе "Защита трудовых прав граждан в условиях социально-экономической нестабильности", прошедшем ДД.ММ.ГГГГ в офисе <ФИО>27" в рамках проекта "<ФИО>28

Согласно информации, содержащейся в ежегодном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2015 году, утвержденному Постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 09 февраля 2016 года № 2662-ПЗС, <ФИО>29 вносила предложения по совершенствованию миграционного законодательства.

Председатель <ФИО>30<ФИО>6 входит в состав Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом. Данная Межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Свердловской области, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области территорий вселения, общественных объединений по реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 – 2020 годы.

В соответствии с протоколами заседаний Межведомственной комиссии <ФИО>6 в качестве председателя <ФИО>31" вносит предложения в план мероприятий на 2014 – 2015 годы по организации Программы по оказанию добровольному переселению в Свердловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на годы.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями <ФИО>39" являются: <ФИО>7, <ФИО>8, <ФИО>6, <ФИО>9

Кроме того, председатель <ФИО>32<ФИО>6 является членом <ФИО>33 (включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 6.2 Устава <ФИО>34 денежные средства организации образуются из: членских и вступительных взносов; благотворительных пожертвований от юридических и физических лиц; иных целевых поступлений; доходов от предпринимательской деятельности Организации; доходов по ценным бумагам и вкладам; поступлений от проводимых Организацией акций и мероприятий; иных законных поступлений.

<ФИО>35 зарегистрирована в помещении, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>. Данное помещение предоставлено на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с индивидуальным предпринимателем <ФИО>36, являющегося гражданином Вьетнама. Также <ФИО>37" по договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТМ02, за плату передано помещение , расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, гражданину Вьетнама ФИО1,

Кроме того, в проверяемом периоде <ФИО>40 получала финансирование из иностранных источников:

В 2014 году денежные средства в размере <иные данные>. по договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ № ЦТМ02, заключенному с гражданином Вьетнама индивидуальным предпринимателем <ФИО>42.

Пожертвования гражданина Вьетнама <ФИО>41 по платежным поручениям

от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <иные данные>.; от ДД.ММ.ГГГГ<иные данные>.; от ДД.ММ.ГГГГ<иные данные> руб.

Пожертвования гражданина Вьетнама <ФИО>1 платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <иные данные> руб.

Полученные денежные средства от иностранных источников использовались <ФИО>53", в том числе, для осуществления на территории Российской Федерации политической деятельности, то есть выполнения функции иностранного агента.

Таким образом, в ходе проверки ГУ Минюста России по Свердловской области установлено, что <ФИО>43" получает иностранное финансирование и осуществляет на территории Российской Федерации политическую деятельность, то есть выполняет функции иностранного агента, однако до настоящего времени с заявлением о внесении сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилась.

Данный факт обоснованно зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-10), а также подтверждается собранными по делу доказательствами: сведениями ЕГРЮЛ в отношении юридического лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13); уставом <ФИО>44 (л.д. 14-23); распоряжением ГУ Минюста России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ-р "О проведении внеплановой документарной проверки <ФИО>45", вынесенным в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (л.д. 24-25); актом проверки ГУ Минюста России по Свердловской области, составленного ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки <ФИО>52 (л.д. 26-36); материалами внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, в совокупности в соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о наличии состава правонарушения и доказанности вины <ФИО>46 в совершении правонарушения, ее действия судья квалифицирует по ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов дела следует, что правонарушение совершено юридическим лицом виновно, что выразилось в том, что им не исполнены требования действующего законодательства.

Допущенное юридическим лицом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, и, следовательно, оно должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения законодательно установленных обязанностей.

Нарушений процедуры привлечения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности, которые бы являлись существенными и не позволили рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно, не имеется.

Оснований для признания совершенного <ФИО>47 правонарушения малозначительным не имеется.

Совершенное <ФИО>48 правонарушение является существенным по своему характеру, так как относится к сфере порядка управления, а выполнение функций иностранного агента, без включения в соответствующий реестр, нарушает законодательство о некоммерческих организациях. Позволяет получать финансирование и иное имущество из иностранных источников и принимать участие в политической деятельности, осуществляемой в Российской Федерации, без установленного законом уведомления об этом уполномоченных органов власти, и поэтому не может быть признано малозначительным.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении <ФИО>49 к исполнению обязанностей, установленных законом.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие тяжких последствий, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, судья не усматривает исключительных обстоятельствах, позволяющих назначить наказание в соответствии с требованиями ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

Учитывая изложенное, в целях предупреждения совершения новых правонарушений лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья считает возможным применить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо – <ФИО>50 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.

Административный штраф уплачивается по следующим реквизитам: УФК по Свердловской области (ГУ Минюста России по Свердловской области), БИК , КПП , ИНН , счет получателя в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области, ОКТМО , КБК 31, УИН .

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В случае неуплаты штрафа в указанный срок, копия постановления о наложении штрафа будет направлена судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф в установленный законом срок, санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев при наличии заявления лица, в отношении которого вынесено постановление.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья Н.В. Коблов