ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-18/2017 от 18.04.2017 Ногайского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 5-18-17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 апреля 2017 года с Терекли-Мектеб

Судья Ногайского районного суда Республики Дагестан Кулунчаков А.И., при секретаре Баймурзаевой А.А., с участием заявителя ФИО1, рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера Управления социальной защиты населения (далее УСЗН) в МО «Ногайский район» РД ФИО1 по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В Ногайский районный суд РД поступил административный материал по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1, составленного инспектором Счетной палаты Республики Дагестан ФИО2 по результатам проведенной им проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных УСЗН в МО «Ногайский район» в 2016 году.

Инспектор Счетной палаты Республики Дагестан ФИО2 в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежаще был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Председатель Счетной палаты Республики Дагестан ФИО3 обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела без участия представителя Счетной палаты Республики Дагестан.

Согласно протоколу об административном правонарушении №144И04 от 03.03.2017г. главный бухгалтер УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1 обвиняется в допущении нарушений требований статьи 38 и пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ при следующих обстоятельствах.

Согласно уточненной бюджетной смете на 2016 год УСЗН в МО «Ногайский район» утверждены расходы на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением 123 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по видам расходов классификации бюджета 148 0707 19710 54570 323 262 в сумме 1413,9 тыс. рублей (из расчета 11495 рублей за 1 путевку). Фактически на организацию отдыха и оздоровление детей, зарегистрированных и проживающих в МО «Ногайский район» израсходовано 655,2 тыс. рублей (57 путевок).

Бюджетные средства в сумме 758,7 тыс. рублей израсходованы на приобретение 66 путевок, на организацию отдыха и оздоровление детей, зарегистрированных и проживающих в муниципальных образованиях г.Кизилюрт, г.Хасавюрт, Кизилюртовский район и Хасавюртовский район.

Исходя из вышеизложенного, бюджетные средства в сумме 758,7 тыс. рублей оплаченные заявками на кассовый расход №№633, 637, 641 – 647 от 25.07.2016г. на приобретение 66 путевок израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой, что является нарушением ст. 38 и п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

И главному бухгалтеру УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1 инкриминируется совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Главный бухгалтер УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1 вину свою в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ не признала и по существу показала суду, что она в занимаемой должности состоит с 2007 года. В соответствии с должностным регламентом старшего специалиста 2 разряда – главного бухгалтера УСЗН в МО «Ногайский район», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития РД, она несет ответственность за законность и обоснованность перечисления бюджетных средств на приобретение путевок на организацию отдых и оздоровление детей. В данном случае указанные бюджетные средства были перечислены на основании заключенных начальником УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО4 и директором ООО Детский оздоровительный лагерь «Сулак» ФИО5 государственных контрактов на оказание услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и поставку для этих целей «Заказчику» путевок. Государственные контракты были заключены в целях реализации утвержденной сметы на 2016 год, направленная на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей. И указанные бюджетные средства были перечислены ею согласно утвержденной бюджетной смете и выделенных УСЗН в МО «Ногайский район» финансовых средств. Она не несет ответственности за распределение выделенных Управлению путевок, т.к. этим занимается непосредственно начальник Управления ФИО4 и специалист по организации отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Поэтому она не может нести административную ответственность за неправильное использование путевок. Изначально бюджетные средства на приобретение путевок были перечислены на основании заключенных между УСЗН в МО «Ногайский район» и детским оздоровительным центром «Сулак» государственных контрактов. Поэтому просит суд прекратить производство по административному делу за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

ФИО6 Мурзадинович показал суду, что он является руководителем Управления социальной защиты населения в МО «Ногайский район» с 2014 года. По поводу составленного инспектором Счетной палаты РД в отношении главного бухгалтера ФИО1 протокола об административном правонарушении поясняет, что бюджетные средства в сумме 758,7 тысяч рублей на приобретение 66 путевок были перечислены бухгалтерией законно, на основании заключенного им государственного контракта с детским оздоровительным лагерем «Сулак». На 2016 год на эти цели были выделены УСЗН в МО «Ногайский район» бюджетные средства на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением 123 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целях реализации этих мероприятий им были заключены с детским оздоровительным лагерем «Сулак» государственные контракты на поставку путевок. И на основании заключенных контрактов главным бухгалтером ФИО1 были перечислены сначала в виде аванса, а затем и оставшаяся сумма. К распределению путевок главный бухгалтер ФИО1 отношения не имела, этим непосредственного занимался он и специалист по организации отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Приобретенные 66 путевок не были использованы детьми, проживающими в Ногайском районе, т.к. в 2016 году в районе неожиданно возникла неблагоприятная эпидемиологическая обстановка среди детей. В этой связи по согласованию с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан часть уже приобретенных путевок (66 путевок) было решено передать в распоряжение УСЗН в МО г.Кизилюрт, МО г.Хасавюрт, МО Кизилюртовский район и МО Хасавюртовский район. Поэтому считает необоснованным составление в отношении главного бухгалтера ФИО1 протокола об административном правонарушении.

Суд, выслушав доводы главного бухгалтера УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1 и объяснение начальника УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО4, исследовав представленные сторонами в распоряжение суда материалы дела приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, являются наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из протокола об административном правонарушении 144И04 от 03.03.2017г., составленного инспектором Счетной палаты Республики Дагестан, основанием для привлечения главного бухгалтера Управления социальной защиты населения в МО «Ногайский район» ФИО1 к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ явилось израсходование бюджетных денежных средств на приобретение путевок для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, часть которых впоследствии была передана на организацию отдыха и оздоровления детей, зарегистрированных и проживающих в муниципальных образованиях г.Кизилюрт, г.Хасавюрт, Кизилюртовском районе и Хасавюртовском районе.

Из материалов дела следует, что выделенные Министерством труда и социального развития денежные средства в размере 1 413 900 рублей, фактически израсходованы на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно на приобретение 123 путевок из расчета 11 495 рублей за 1 путевку, согласно Государственным контрактам, заключенным УСЗН в МО «Ногайский район» в лице начальника ФИО4 и ООО детский оздоровительный лагерь «Сулак», в лице директора ФИО5 на приобретение путевок в загородное стационарное учреждение отдыха и оздоровления детей.

Вместе с тем судом также установлено, что из всего приобретенных УСЗН в МО «Ногайский район» путевок, всего 57 путевок использовано на отдых и оздоровление детей зарегистрированных и проживающих на территории МО «Ногайский район». 66 путевок переданы детям попавшим в трудную жизненную ситуацию, зарегистрированным и проживающим на территории муниципальных образований г.Кизилюрт, г.Хасавюрт, Кизилюртовский район и Хасавюртовский район.

Как пояснил в судебном заседании свидетель ФИО4, являющийся начальником Управления социальной защиты населения в МО «Ногайский район», в целях реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, им были заключены с детским оздоровительным лагерем «Сулак» государственные контракты на поставку путевок. И на основании заключенных контрактов главным бухгалтером ФИО1 были перечислены бюджетные денежные средства сначала в виде аванса, а затем и оставшаяся сумма. К распределению путевок главный бухгалтер ФИО1 отношения не имела, этим непосредственного занимался он и специалист по организации отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Приобретенные путевки не были использованы детьми, проживающими в Ногайском районе, т.к. в 2016 году в районе неожиданно возникла неблагоприятная эпидемиологическая обстановка среди детей. В этой связи по согласованию с Министерством труда и социального развития по Республике Дагестан часть уже приобретенных путевок (66 путевок) было решено передать в распоряжение УСЗН в МО г.Кизилюрт, МО г.Хасавюрт, МО Кизилюртовский район и МО Хасавюртовский район.

В разделе 3 Должностного Регламента старшего специалиста 2 разряда - главного бухгалтера Управления социальной защиты населения в МО «Ногайский район» указан перечень должностных обязанностей ФИО1

Из указанного перечня следует, что в должностные обязанности ФИО1 входит обязанность по соблюдению расходования бюджетных средств строго по направленным видам социальных выплат и составление отчетов о расходовании средств, направленных на все виды социальных выплат.

Главным бухгалтером Управления социальной защиты населения в МО «Ногайский район» ФИО1 должностные обязанности по расходованию бюджетных денежных средств строго по целевому назначению (приобретение по Государственным контрактам путевок в детские оздоровительные лагеря), исполнены.

Из Должностного регламента ФИО1 не следует, что в ее должностные обязанности входит обязанность по распределению приобретенных на бюджетные денежные средства путевок в детские оздоровительные лагеря. Из пояснений начальника УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО4 распределением путевок непосредственного занимался он и специалист по организации отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В связи с чем, любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

А в данном случае бюджетные денежные средства выделенные Министерством труда и социального развития Республики Дагестан на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, израсходованы строго по их целевому назначению по видам расходов классификации расходов бюджета 148 0707 19710 54570 323 262.

Нарушения принципа адресности расходования бюджетных денежных средств главным бухгалтером УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1 судом не установлено.

ФИО1 бюджетные денежные средства, в соответствии с их назначением, согласно приказа министра труда и социального развития Республики Дагестан от 26.05.2016г. №04/1-323, направлены на исполнение заключенных начальником УСЗН в МО «Ногайский район» Государственных контрактов на приобретение путевок в детский оздоровительный лагерь в рамках реализации мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом указанных положений и установленных по делу обстоятельств нельзя признать достаточно обоснованным вывод должностного лица о наличии в действиях главного бухгалтера УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КРФ об АП.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд считает действия главного бухгалтера УСЗН в МО «Ногайский район» ФИО1 не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Изучением составленного инспектором Счетной палаты Республики Дагестан протокола об административном правонарушении 144И04 от 03.032.016г. установлено, что при его составлении инспектор Счетной палаты РД указав инкриминируемую статью КоАП РФ, не описал само событие административного правонарушения, не указал, в чем именно выразились виновные действия ФИО1

И суд прекращает производство по делу в отношении должностного лица – главного бухгалтера Управления социальной защиты в МО «Ногайский район» ФИО1, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 ч.1 п.2, 29.9 ч.1.1 п.1 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу в отношении главного бухгалтера Управления социальной защиты в МО «Ногайский район» РД ФИО1 прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение 10-дней с момента его вынесения.

Судья А.И.Кулунчаков