ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-18/2018 от 17.05.2018 Шумячского районного суда (Смоленская область)

Дело № 5-18/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

п.Шумячи 17 мая 2018 года

Судья Шумячского районного суда Смоленской области Иколенко Н.В.,

с участием прокурора Смирновой Е.М.,

при секретаре Карезо М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Шумячского районного Совета депутатов, расположенного по адресу: <...> привлекаемого к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

В Шумячский районный суд Смоленской области поступило постановление прокурора Шумячского района о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ, в соответствии с которым Шумячский районный Совет депутатов, осуществляющий свою деятельность по адресу: <...>, в период с 24.02.2018 года по 28.02.2018 года, в нарушение ст.22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» нарушил срок рассмотрения представления прокурора Шумячского района Смоленской области от 24.10.2017 года №42ж-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и не принял конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Прокурор Смирнова Е.М. в судебном заседании суду пояснила, что 24 октября 2017 года прокурором Шумячского района Смоленской области в адрес Шумячского районного Совета депутатов было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в соответствии с которым прокурор требовал рассмотреть представление на заседании Шумячского районного Совета депутатов, решить вопрос о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутатов Шумячского районного Совета депутатов пятого Созыва в связи с утратой доверия - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 Срок рассмотрения представления прокурором не указывался, поскольку в силу прямого указания закона – ст.24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» представления прокурора подлежат безотлагательному рассмотрению. Исходя из требования представления Шумячский районный Совет депутатов должен был рассмотреть представление и в соответствии с допущенными депутатами и выявленными в ходе проверки нарушениями коррупционного законодательства решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, указанных в представлении, известить прокурора о рассмотрении представления, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору. Однако Шумячский районный Совет депутатов нарушил месячный срок рассмотрения представление и не принял конкретных мер по устранению нарушений закона. По результатам рассмотрения представления Шумячским районным Советом депутатов было вынесено решение о принятии представления прокурора к сведению.

Пояснила также, что после направления 24.10.2017 года в Шумячский районный Совет депутатов представления прокурора, в адрес исполняющего на тот момент полномочия Председателя Шумячского районного Совета 13.11.2017 года было направлено заявление с просьбой не рассматривать представление прокурора от 24.10.2017 года на заседании Совета 15.11.2017 года ввиду необходимости уточнения требований. После этого 29.12.2017 года в адрес Шумячского районного Совета депутатов направлялось письмо, в котором сообщалось о частичном изменении содержания представления в отношении депутата ФИО6 Однако указанное письмо фактически было направлено в Шумячский районный Совет депутатов в январе 2018 года и получено Советом 25 января 2018 года по разной книге. Полагает, что именно после получения письма прокурора от 29.12.2017 года и надлежит исчислять месячный срок рассмотрения представления прокурора от 24.10.2017 года, поскольку отложение по просьбе прокурора рассмотрения представления продляет месячный срок его рассмотрения.

Поскольку представление прокурора было рассмотрено 28 февраля 2018 года, то есть с нарушением месячного срока рассмотрения представления после получения 25.01.2018 года Советом уточненного в части текста представления, Шумячский районный Совет депутатов подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение срока рассмотрения представления. Кроме того, по результатам рассмотрения представления Советом было принято решение №20 от 28.02.2018 года, в соответствии с которым представление прокуратуры Шумячского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 24.10.2017 года №42ж-2017 принято к сведению. Такое решение не свидетельствует об исполнении требований прокурора, поскольку не содержит конкретных мер по устранению выявленных коррупционных нарушений, что также является основанием для привлечения Шумячского районного Совета депутатов к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

Представитель Шумячского районного Совета депутатов ФИО3 вину не признал и суду пояснил, что после получения представления прокурора от 24.10.2017 года №42ж-2017 его рассмотрение было назначено на 15 ноября 2017 года. Однако в последующем прокурор обратился с заявлением не рассматривать данное представление на заседании Совета 15 ноября 2017 года в связи с необходимостью уточнения требований. В дальнейшем, в январе 2018 года в Шумячский районный Совет депутатов поступило сообщение прокурора Шумячского района сообщающее о том, что часть представления, касающаяся депутата ФИО6, изложена в другой редакции. На ближайшем заседании Совета - 28 февраля 2018 года представление прокурора было рассмотрено и принято к сведению При этом прокурором на заседании Совета не были представлены материалы проведенных в отношении депутатов проверок, депутаты не были ознакомлены с документами, на основании которых прокурор пришел к выводу о нарушении депутатами коррупционного законодательства. Считает, что требование прокурора в представлении от 24.10.2017 года решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов в связи с утратой доверия является незаконным.

Заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 3 ст. 22 Закона предусмотрено, что прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении следует, что 24.10.2017 года прокурор Шумячского района Смоленской области направил в адрес Шумячского районного Совета депутатов представление №42ж-2017, содержащее требование о его рассмотрении, решении вопроса о досрочном прекращении полномочий (освобождении от должности) депутатов Шумячского районного Совета депутатов пятого Созыва в связи с утратой доверия - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, о рассмотрении представления известить прокурора, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору.

Указанное представление было получено Шумячским районным Советом депутатов 24.10.2017 года, что подтверждается копией разносной книги.

Таким образом, исходя из положений п.1 ст.24 Закона «О прокуратуре» представление подлежало безотлагательному рассмотрению и исполнению в месячный срок с даты внесения представления.

Месячный срок в данном случае подлежит исчислению с 25.10.2017 года по 24.11.2017 года. Следовательно, по данному делу трехмесячный срок давности привлечения Совета к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ истек 25.01.2018 года.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Суд считает несостоятельными и не основанными на законе доводы прокурора о том, что в случае, если прокурор просит отложить рассмотрение внесенного представления, уточняет его редакцию, указанные действия продляют месячный срок, предусмотренный ст.24 Закона «О прокуратуре».

Федеральный закон №2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре в Российской Федерации» условий о продлении срока рассмотрения и исполнения представлений прокурора не содержит.

Кроме того, привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ возможно только в случае совершения его умышленно. Однако по данному делу именно прокурор откладывал рассмотрение представления своим письмом от 13.11.2017 года, а в последующем лишь 25.01.2018 года в Шумячский районный Совет депутатов поступила уточненная редакция представления, внесенного 24.10.2017 года.

При таких обстоятельствах в силу ч.1 ст.4.5 и ст.24.5 КоАП РФ производство по административному делу в отношении Шумячского районного Совета депутатов подлежит прекращению за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь п. 6 ч.1 ст.24.5, п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ судья

П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Шумячского районного Совета депутатов, привлекаемого к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Шумячский районный суд Смоленской области.

Судья Н.В. Иколенко