дело №5-18/2018
Постановление
21 марта 2018 года город Бавлы
Судья Бавлинского городского суда Республики Татарстан Зиннуров А.А.,
при секретаре судебного заседания Стуликовой Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (далее МБОУ «СОШ № 7»),
установил:
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МБОУ «СОШ №7», расположенное по адресу: <адрес>, в нарушение части 1 статьи 91, статьей 46 и 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляла образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, а также при отсутствии документов, подтверждающих значимость уровня полученного образования и квалификацию, в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и законодательством Российской Федерации прав.
Представитель МБОУ «СОШ № 7» ФИО1 на судебное заседание не явился, заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Исследовав представленные доказательства, достоверность которых не вызывает сомнений, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 91 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пункта 14 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ лицензированию подлежит образовательная деятельность.
Пунктом 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании образовательной деятельности» к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Из протокола об административном правонарушении и акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки МБОУ «СОШ №7» установлено нарушение требований статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части ведения в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности. Кроме этого, в нарушение требований статей 46 и 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не представлены документы, официально подтверждающие значимость (уровень) полученного образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных, предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав: с августа 2015 года по настоящее время в МБОУ «СОШ №» в должности учителя английского языка работает ФИО2, представивший диплом, выданный Таджикским педагогическим университетом им. К. Джураева серии ТСИ № от ДД.ММ.ГГГГ о получении специальности «Английский и французский языки» не прошедший необходимой процедуры признания образования, полученного в иностранном государстве.
Из объяснений директора МБОУ «СОШ №7» ФИО3 имеющихся в материалах дела следует, что лицензия по дополнительным общеразвивающим программам не получена в связи с отсутствием финансирования и положительного санитарно-эпидемиологического заключения. В отношении учителя английского языка ФИО2 ожидается подтверждение о признании Российской Федерацией его диплома о высшем образовании полученного в иностранном государстве.
Согласно Уставу МБОУ «СОШ №7» создано в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (п. 1.1). Право на осуществлении образовательной деятельности с момента получения необходимой лицензии (п. 1.15).
Из лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБОУ «СОШ №7» имеет право на ведение образовательной деятельности на начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование.
Согласно штатному расписанию МБОУ «СОШ №7» на 2016-2017 учебный год предусмотрены 4 штатной единицы педагогов дополнительного образования, на 2017-2018 учебный год – 3,999 штатной единицы педагогов дополнительного образования.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ №7» допущены нарушения лицензионных требований предусмотренных частью 1 статьи 91, статьями 46 и 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснениями директора школы, лицензией и другими доказательствами.
Согласно протоколу об административном правонарушении действия МБОУ «СОШ №7» квалифицированы по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Пунктом 20 Пленума Верховного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С вышеуказанной квалификацией действий МБОУ «СОШ № 7» судья согласиться не может, так как нарушения лицензионных требований, не повлекли последствий, предусмотренных пунктом 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьей 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании образовательной деятельности», в связи они не могут быть признаны грубыми.
При таких обстоятельствах действий МБОУ «СОШ № 7» подлежат переквалификации на часть 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Иных доказательств, связанных с осуществлением деятельности при грубом нарушении лицензионных требований и условий протокол об административном правонарушении и материалы дела не содержат.
При избрании вида и меры наказания судья учитывает фактические обстоятельства дела, смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Ранее МБОУ «СОШ № 7» к административной ответственности не привлекалось, в настоящее время в целях устранения выявленных нарушений получено санитарно-эпидемиологическое заключение, а также свидетельство о том, что ФИО2 является обладателем образования и квалификации, которые признаются в Российской Федерации соответствующим высшему образованию – специалитет по направлению подготовки образования и педагогические науки иностранный язык с присвоением квалификации учитель иностранного языка.
Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица осуществляющего образовательную деятельность за счет бюджетных денежных средств, судья считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Бавлинский городской суд в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: А.А. Зиннуров