Дело № 5- 1909 -2020
УИД 75RS0027-01-2020-000755-24
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 октября 2020 <...>
Судья Центрального районного суда г. Читы Шестаков Д.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ, в отношении АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания», ИНН №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
старшим государственным инспектором Забайкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол №/юл об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в отношении АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания» (далее – АО «ЗабТЭК») в связи с нарушением требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.
В судебном заседании защитник АО «ЗабТЭК» ФИО1 с протоколом об административном правонарушении не согласилась, просила производство по делу прекратить ввиду недоказанности вины АО «ЗабТЭК» в совершении административного правонарушения. По вменяемым нарушениям пояснила, что: не обеспечена эксплуатация оборотной гидравлической системы золошлакоудаления Первомайской ТЭЦ в бессточном режиме, поскольку эта система отсутствует и не была предусмотрена проектом; отсутствует проектная документация на оборотные системы гидрозолоудаления, так как нет самих систем; отсутствуют правила эксплуатации ГТС, не внесены обновленные сведения о ГТС в Российский Регистр ГТС, отсутствует разрешение на эксплуатацию ГТС золохранилища в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом №255-ФЗ данные правила утверждаются, сведения вносятся в регистр и готовится разрешение после утверждения декларации безопасности ГТС, сама декларация будет составлена до октября 2021 г., то есть в течение пяти лет со дня вступления в силу данного Федерального закона. Проектная оборотная гидравлическая система водоснабжения ГЗУ не была демонтирована, ее никогда не было. Несанкционированный сброс осветленной воды из золохранилища в «Средний и Нижний створы» хвостохранилищ происходил, поскольку так технически устроена Первомайская ТЭЦ. Химический состав сбросных осветленных вод в системе ГЗУ не был представлен, так как его не определяли. Доказательств тому, что не поддерживается среднегодовой баланс воды гидравлической системы золошлакоудаления не имеется. Осветленная вода в технических целях не используется, поскольку отсутствует оборотная гидравлическая система. Первомайская ТЭЦ это единственный в районе объект теплоснабжения, поэтому АО «ЗабТЭК» вынужден использовать гидротехнические сооружения в том виде, в каком есть.
Представитель Забайкальского управления Ростехнадзора ФИО2 в судебном заседании пояснил, что последняя декларация безопасности ГТС при эксплуатации ГТС III класса имелась в ДД.ММ.ГГГГ., с этого года декларация больше не составлялась. При эксплуатации гидротехнических сооружений должна быть обеспечена эксплуатация оборотной гидравлической системы. Выявленные нарушения грозят большими экологическими последствиями.
Должностное лицо, оставившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 в судебном заседании пояснил, что АО «ЗабТЭК» приняла в эксплуатацию ТЭЦ с имевшимися нарушениями, их не устранило и продолжает эксплуатировать гидротехнические сооружения с нарушениями требований к безопасности. Сейчас несанкционированный сброс происходит усиленно в связи с наступлением отопительного сезона, происходит загрязнение окружающей среды. Оборотная система гидравлической системы золошлакоудаления должна быть в комплексе. Ранее она была, поскольку на объекте остались следы ее эксплуатации, от нее осталось основание – фундамент.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям, обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Безопасность гидротехнического сооружения обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ.
Одним из общих требований, на основании которых осуществляется обеспечение безопасности ГТС, является, в том числе, представление деклараций безопасности ГТС.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ собственники или эксплуатирующая организация представляют декларацию безопасности ГТС в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные органы федеральной исполнительной власти. Декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" определено, что сведения о гидротехническом сооружении, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновленные в Российском регистре гидротехнических сооружений до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию.
В соответствии с п. 4.10.14 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, эксплуатация оборотных (замкнутых) гидравлических систем золошлакоудаления должна быть организована в бессточном режиме, предусматривающем: поддержание баланса воды в среднем за год; преимущественное использование осветленной воды в технических целях (обмывка поверхностей нагрева котлов, золоулавливающих установок, гидроуборка зольных помещений, уплотнение подшипников багерных насосов, орошение сухих участков золоотвалов для пылеподавления, охлаждение газов путем впрыска воды, приготовление бетонных растворов и т.д.) и направление образующихся стоков в систему гидрозолоудаления (ГЗУ). Сброс осветленной воды из золоотвалов в реки и природные водоемы допускается только по согласованию с региональными природоохранными органами.
Согласно п.1.7.1 вышеприведенных правил на каждом энергообъекте должны быть документы, в том числе утвержденная проектная документация со всеми последующими изменениями; документация в соответствии с требованиями органов государственного контроля и надзора. Комплект указанной выше документации должен храниться в техническом архиве энергообъекта.
Пунктами 2.1 и 3.3 Методических указаний по нормированию сбросов загрязняющих веществ со сточными водами тепловых электростанций. РД 153-34.0-02.405-99, определено, что нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами ТЭС осуществляется в целях ограничения вредного воздействия на водный объект. Химический состав сбросных вод систем ГЗУ определяется видом сжигаемого на ТЭС твердого топлива, способом золоулавливания и золоудаления, временем эксплуатации и степенью замкнутости оборотной системы ГЗУ. Общая минерализация этих вод представлена преимущественно ионами кальция, сульфат-, гидрокарбонат-ионами, а для ТЭС, сжигающих щелочные топлива, также и гидроксид-ионами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 ч. в ходе проведения сотрудниками Забайкальского управления Ростехнадзора внеплановой выездной проверки гидротехнических сооружений золохранилища по адресу: <адрес>, <адрес>, выявлены нарушения в действиях (бездействии) АО «ЗабТЭК», эксплуатирующего данные гидротехнические сооружения.
А именно, было установлено, что в нарушение вышеприведенных норм и правил не обеспечена эксплуатация оборотной гидравлической системы золошлакоудаления Первомайской ТЭЦ в бессточном режиме, отсутствует (не представлена) проектная документация на оборотные системы гидрозолоудаления: насосная станция осветленной воды, золошлакопроводов, трубопровода осветленной воды; отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором, отсутствует (не представлена) Декларация безопасности ГТС при эксплуатации ГТС III класса, не внесены обновленные сведения о ГТС в Российский Регистр ГТС, отсутствует разрешение на эксплуатацию ГТС золохранилища Первомайской ТЭЦ, демонтирована проектная оборотная (замкнутая) гидравлическая система водоснабжения ГЗУ (насосная станция, трубопровод осветленной воды), осуществляется несанкционированный сброс осветленной воды из золохранилища в «Средний и Нижний створы» хвостохранилищ ООО «Первомайской ГОК», не представлен химический состав сбросных осветленных вод в системе ГЗУ, не поддерживается среднегодовой баланс воды гидравлической системы золошлакоудаления (895351 тонна), не используется осветленная вода в технических целях (на обмывку поверхностей нагрева котлов, золоулавливающих установок, гидроуборки помещений, уплотнения подшипников, багерных насосов), сброс осветленной воды из золохранилища осуществляется без согласования с региональными природоохранными органами.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных на рассмотрение документов: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Приведенные доказательства отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении и получены с соблюдением установленного законом порядка.
Оснований не доверять данным материалам дела не имеется.
Достоверность и допустимость вышеуказанных доказательств сомнений не вызывают, поскольку они не противоречивы, согласуются между собой, получены в соответствии с законом.
При установленных обстоятельствах судья квалифицирует действия (бездействие) АО «ЗабТЭК» как правонарушение, предусмотренное ст.9.2 КоАП РФ (нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений).
Вопреки доводам защитника АО «ЗабТЭК» ФИО1 оснований для прекращения производства по делу не усматривается.
Утверждения защитника об отсутствии возможности обеспечения эксплуатации оборотной гидравлической системы золошлакоудаления, использования осветленной воды в технических целях, поскольку отсутствует сама оборотная гидравлическая система, отсутствие необходимой документации на оборотную гидравлическую систему обуславливается отсутствием самой системы, сведения в регистр ГТС будет внесены и получено разрешение в эксплуатацию после составления декларации безопасности, являются необоснованными и не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Как указано выше, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
Именно на эксплуатирующую организацию возложена обязанность принять соответствующие меры по капитальному ремонту, реконструкции, консервации и ликвидации в случае несоответствия обязательным требованиям гидротехнического сооружения.
Эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Материалами дела подтверждается, что гидротехническое сооружение фактически эксплуатируется с нарушениями требований безопасности и без каких-либо разрешающих документов, подтверждающих его безопасность, поэтому оснований для освобождения АО «ЗабТЭК» от административной ответственности не имеется.
Также из материалов дела не усматривается наличие каких-либо нарушений КоАП РФ, указывающих на незаконность возбуждения дела об административном правонарушении.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, имущественное и финансовое положение юридического лица, и считает возможным назначить наказание в виде штрафа.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
АО «Забайкальская топливно-энергетическая компания» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель: УФК по <адрес> (Забайкальское управление Ростехнадзора), л/с №.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Уплата административного штрафа подтверждается квитанцией, предоставленной в суд.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Шестаков Д.А.
Мотивированное постановление изготовлено 19.10.2020