Дело 5-2/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Бабик А.А.,
при секретаре Стахиеве С.А.,
с участием должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,
должностного лица, составившего протокол ФИО10,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностного лица:
ФИО1, <...>,
у с т а н о в и л:
согласно протоколу от <дата>, составленного заведующим сектором муниципального финансового контроля Управления финансов администрации МР «Корткеросский» ФИО10, ФИО1, являясь начальником Управления образования администрации МР «Корткеросский», обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то есть должностным лицом, находясь в администрации МР «Корткеросский», расположенной по адресу: <адрес>, получив <дата> предписание об устранении нарушений бюджетного законодательства со сроком исполнения до <дата>, составленного по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности, проведённой в период с <дата> по <дата> Управлением финансов администрации МР «Корткеросский» на основании плана контрольно-ревизионной работы от <дата> и приказа начальника Управления финансов ХХХ от <дата>, в установленный срок не исполнила пункты 1, 6, 7, 8, 16 предписания. Предписание органа муниципального финансового контроля не исполнено по состоянию на <дата>. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа муниципального финансового контроля образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 суду пояснила, что с протоколом об административном правонарушении она не согласна. Предписание о выявленных нарушениях в ходе плановой проверки она оспаривает в Арбитражном суде. Решения данного суда по её исковому заявлению пока нет. Она полагает, что п.п. 1, 7 и 16 предписания Управлением образования исполнены, а п.п. 6 и 8 предписания, возложены на них незаконно, в связи с чем, они обратились в Арбитражный суд. В указанном предписании было предписано, что выявленные нарушения Управление образования должно устранить до <дата>. Пункт 1 предписания, информация, касающаяся муниципального задания, размещена подведомственным учреждениям. Пункт 7 о выплате задолженности работнику ФИО3 они исполнили до указанной в предписании даты, направив в Управление финансов расчётный лист ФИО3, однако Управление финансов не принимает его в расчёт. По пункту 16 предписания была проведена служебная проверка. Они исполнили его <дата>, как и указано в предписании в отношении данного пункта о проведении служебной проверки.
По пунктам 6 и 8 предписания, в части излишне начисленной и выплаченной материальной помощи муниципальным служащим Управления образования они не согласны. Управление образования руководствуется п. 4 постановления АМР «Корткеросский» за ХХХ от <дата>, два раза в год в размере среднемесячного фонда оплаты труда равными частями. Первая часть выплачивается по выходу работника в отпуск, вторая в конце года. Управление финансов ссылается на п. 7 Решения Совета МР «Корткеросский» за ХХХ от <дата>, который противоречит п. 4 постановления администрации. Они считают, что правильно начисляют материальную помощь, руководствуясь постановлением администрации. Полагает, что её вина в совершении указанного правонарушения не доказана, предлагает дождаться решения Арбитражного суда по их иску.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ФИО10 суду пояснила, что <дата> в адрес Управления образования направлено предписание. По указанным нарушениям ими был получен ответ, что п. 1 предписания, то есть информация, касающаяся муниципального задания, будет размещена <дата>, с чем они не согласны, поскольку времени у Управления образования для устранения данного нарушения было достаточно. По пункту 6, материальная помощь сотрудникам предоставляется за фактически отработанное время, в связи с чем, при его начислении, нужно вычесть время нахождения сотрудника в отпуске и на листе нетрудоспособности. Об исполнении пункта 7 предписания им предоставлен расчётный лист ФИО3, который кем-либо не подписан и не заверен. В связи с этим, подтверждающим документом в данном случае может служить ведомость о выплате заработной платы или выписка из банка о перечислении ФИО3 указанной в предписании суммы, то есть подтверждение поступления работнику денежных средств на её счёт. Однако таких документов им не поступало. По п. 8 предписания материальная помощь муниципальным служащим в соответствии с п. 7 Решения Совета района начисляется без премии, поэтому излишне начисленные муниципальным служащим денежные средства нужно возвратить. По выполнению п. 16 предписания на сегодняшний день о проведении служебной проверки в Управление финансов подтверждающих документов не поступало, хотя до истечения срока исполнения предписания время было.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Неотменённое к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что на основании плана контрольных мероприятий Управления финансов администрации муниципального района «Корткеросский» на <дата> и приказа начальника Управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» ФИО4 от <дата>ХХХ, в Управлении образования администрации МР «Корткеросский» проведена комплексная ревизия за период с <дата> по <дата>.
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства.
По результатам проверки, в присутствии и.о. начальника Управления образования ФИО5, <дата> составлен акт комплексной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления образования администрации МР «Корткеросский», в котором указаны выявленные нарушения, а именно:
- в нарушение пункта 8 Постановления АМР «Корткеросский» от <дата>ХХХ на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подведомственных учреждений Управления образования муниципального района «Корткеросский» не размещены муниципальные задания на <дата>, отчёты о выполнении муниципальных заданий за <дата>;
- в нарушение пункта 4 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» работники не ознакомлены с Порядком ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. В нарушение пункта 11 Инструкции 157н отчёт кассира не подписан кассиром, а также не проверен начальником отдела;
- в нарушение статьи 135 Трудового кодекса РФ не утверждён локально-нормативный акт, регламентирующий систему оплаты труда работников информационно-методического кабинета в период с <дата> по <дата>;
- <дата> по структурному подразделению информационно-методического кабинета установлено превышение фонда оплаты труда на сумму 69 383,62 рубля;
- принятое на основании Постановления ХХХ положение о материальном стимулировании работников отдела эксплуатации, ремонта, материально-технического обеспечения и информатизации не регламентирует систему оплаты труда по должностям отдела. В <дата> по структурному подразделению отдела эксплуатации, ремонта, материально-технического обеспечения установлено превышение фонда на 117 211,91 рублей;
- в нарушение подпункта 2 пункта 2 положения о материальном стимулировании Постановления ХХХ при установлении надбавок работникам отдела бухгалтерского учёта критерии оценки выполнения работ не учитываются, ежемесячно надбавка выплачивается «за сложность и напряжённость в работе». Оплачивались пени и штрафы по требованиям внебюджетных фондов, при этом премии выплачиваются в максимальном размере. Нарушен порядок выплаты материальной помощи, в результате чего сумма излишне начисленной материальной помощи за проверяемый период составила 220 441,34 рубль. Ведущему экономисту ФИО6 размер надбавки начислен и выплачен свыше установленного приказами, в связи с чем, сумма излишне выплаченной заработной платы составила 5316,07 рублей;
- в нарушение установленного порядка материальная помощь выплачивалась в период временной нетрудоспособности муниципальных служащих, в результате чего муниципальным служащим <дата> излишне начислена материальная помощь в сумме 79 875,27 рублей. Главному специалисту ФИО3 неверно применён размер ежемесячной надбавки в результате недоначислена заработная плата <дата>, <дата> в сумме 649,40 рублей. В нарушение подпункта 12 пункта 6.3 раздела IX Положения Управления образования не утверждены штатные расписания структурных отделов Управления на <дата> и не рассчитан плановый фонд оплаты труда;
- в нарушение методических указаний, утверждённых приложением № 5 Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, в карточках-справках не заполняются графы: квалификация, категория, образование, стаж, должность, номер приказа о принятии на работу, изменения оклада, надбавок, не отражаются новые оклады, надбавки;
- нарушена статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
- в нарушение статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» в форме 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» по состоянию на <дата>, <дата> по счёту 130231000 «Расчёты по приобретению основных средств» отражена недостоверная кредиторская задолженность на сумму 2890 рублей;
- в нарушение статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пункта 3.45 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, приложения № 1 приказа от 17.04.2017 № ОД-/170417 «Об учётной политике» ежегодная инвентаризация расчётов с дебиторами и кредиторами не проводилась;
- в нарушение пункта 11 Инструкции 157н записи в регистры бухгалтерского учёта осуществляются несвоевременно, нарушена хронология подшивки документов;
- в нарушение пункта 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» у товароведа ФИО7 имеется дебиторская задолженность по а/о от <дата>ХХХ на сумму 18 рублей;
- в нарушение пункта 54 Инструкции 157н инвентарные карточки не заполнены, не пронумерованы, не указана норма и сумма амортизации, дата начисления, не указывается краткая характеристика объекта. Описи инвентарных карточек по учёту основных средств к проверке не предоставлены. <дата> по товарной накладной ХХХ получен сейф стоимостью 23 760 рублей, карточка отсутствует, объект поставлен на учёт только <дата>;
- в нарушение приказов начальника Управления образования сроки проведения инвентаризации имущества не соблюдались;
- в нарушение учётной политики, статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пункта 114 Инструкции 157н количество литров горюче-смазочных материалов списанных актами на списание не соответствует фактическому расходу, отражённому в путевых листах. Фактический остаток бензина марки АИ-92 по состоянию на <дата> составил 436,6045 литров на сумму 16 413,08 рублей: в том числе у материально-ответственных лиц ФИО8 – 11,445 литров на сумму 455,40 рублей, ФИО7 – 45,812 литров на сумму 1822,85 рубля, ФИО9 – 379,3475 литров на сумму 14 134,83 рубля;
- в нарушение пункта 7 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ в путевых листах допускались исправления, при этом не проставлялась дата исправления, а также подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Данный акт получен лично ФИО5 – <дата>, что подтверждается её подписью.
В соответствии с предписанием от <дата>ХХХ, начальнику Управления образования администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», было предписано устранить нарушения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:
- разместить на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подведомственных учреждений Управления образования муниципального района «Корткеросский» муниципальные задания на <дата>, <дата>, отчёты о выполнении муниципальных заданий за <дата>, <дата>;
- соблюдать Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», ознакомить работников с данным порядком;
- принять положение о материальном стимулировании работников отдела эксплуатации, ремонта, материально-технического обеспечения и информатизации Управления образования в соответствии с Постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата>ХХХ «Об оплате труда работников общеотраслевых должностей и профессий муниципальных учреждений муниципального района «Корткеросский»;
- не допускать превышения планового фонда оплаты труда по структурным подразделениям Управления образования;
- возместить в бюджет муниципального района «Корткеросский» сумму 5316,07 рублей, излишне начисленной заработной платы ФИО6;
- возместить в бюджет муниципального района «Корткеросский» сумму 220 441,34 рубль, излишне начисленной и выплаченной материальной помощи работникам централизованной бухгалтерии Управления образования;
- выплатить сумму заработной платы 649,40 рублей, недоначисленную главному специалисту ФИО3;
- возместить в бюджет муниципального района «Корткеросский» сумму 79 875,27 рублей, излишне начисленной и выплаченной материальной помощи муниципальным служащим Управления образования;
- отразить в карточках-справках применяемых для регистрации справочных сведений о заработной плате работников все графы в соответствии с методическими указаниями, утверждёнными приложением № 5 Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
- при составлении годовой бухгалтерской отчётности в «Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности» отражать достоверную задолженность;
- ежегодно проводить инвентаризацию расчётов с дебиторами и кредиторами, в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пунктом 3.45 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, приложением № 1 приказа от 17.04.2017 № ОД-/170417 «Об учётной политике»;
- записи в регистры бухгалтерского учёта осуществлять своевременно, не нарушать хронологию подшивки документов;
- удержать и возместить в бюджет муниципального района «Корткеросский» сумму дебиторской задолженности у товароведа ФИО7 в сумме 18 рублей;
- инвентарные карточки привести в соответствии с пунктом 54 Инструкции 157н, инвентарные карточки регистрировать в описях инвентарных карточек по учёту основных средств, своевременно осуществлять постановку на учёт объекты основных средств;
- соблюдать сроки проведения инвентаризации имущества;
- провести служебную проверку по факту несоответствия фактического наличия горюче-смазочных материалов с данными регистров бухгалтерского учёта, установить фактическое наличие горюче-смазочных материалов, выявить причины недостачи, получить пояснения по факту недостачи. Удержать с материально-ответственного лица недостачу стоимости горюче-смазочных материалов на сумму 10 334,56 рубля (277,3635 литров), полученную как разницу между фактически установленной по данным путевых листов, 14 134,83 рубля (379,3475 литров) и отражённой в последнем путевом листе водителя 3799,92 рублей (101,984 литров). Удержать с материально-ответственных лиц стоимость горюче-смазочных материалов в сумме 2278,25 рублей;
- не допускать исправления в путевых листах без указания фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации лица, сделавшего исправление.
О результатах исполнения предписания следовало проинформировать Управление финансов администрации МР «Корткеросский» в срок до <дата>.
В установленный срок законное предписание органа муниципального финансового контроля в полном объёме исполнено не было.
Поскольку предписание Управления финансов администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» от <дата>ХХХ, выданное в адрес начальника Управления образования администрации МР «Корткеросский», было вынесено уполномоченным лицом, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, суд считает его законным и обоснованным.
Факт невыполнения законного предписания подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от <дата>, предписанием от <дата>, актом комплексной ревизии от <дата>, которые являются допустимыми доказательствами в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица – начальника Управления образования администрации МР «Корткеросский» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При определении ФИО1 вида и размера наказания, суд учитывает характер совершённого ею административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признаёт совершение правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребёнка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Санкция ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершённое административное правонарушение малозначительным, как и оснований для освобождения начальника Управления образования администрации МР «Корткеросский» ФИО1 от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела не установлено.
Принимая во внимание обстоятельства совершённого правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, с учётом обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о назначении ФИО1 наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, что будет соразмерно предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
признать должностное лицо – начальника Управления образования администрации муниципального района «Корткеросский» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по РК (Управление финансов администрации муниципального образования муниципальный район «Корткеросский», 04073009240)
Счёт – 40101810000000010004
Наименование банка – Отделение - НБ Республика Коми г. Сыктывкар
БИК – 048702001
КБК 92211690050050000140
ОКТМО 87616000
ОГРН <***>
ОКПО 89796776
Наименование платежа – административный штраф по протоколу сектора муниципального финансового контроля Управления финансов администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата>.
После уплаты штрафа квитанцию необходимо представить в суд.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток через Корткеросский районный суд со дня вручения или получения его копии.
Судья - А.А. Бабик