Дело № 5-190/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Челябинск 21 октября 2019 года
Судья Центрального районного суда г. Челябинска Бандуровская Е.В.,
при секретаре Клепининой И.А., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - Муниципальное Унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» ФИО1, действующего на основании доверенности, представителей Министерства экологии Челябинской области – государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды ФИО2 и ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Челябинска по адресу: <адрес>, дело об административном правонарушении в отношении: юридического лица Муниципальное Унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» г. Челябинска (далее МУП «ПОВВ»), ИНН <адрес> привлекаемого к административной ответственности по ст.8.39 КоАП ПФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ из-под полотна автомобильной дороги по <адрес> (вблизи АЗС «Газпромнефть») произошел излив канализационных вод на рельеф местности, в результате коммунальной аварии на коллекторе сети водоотведения, эксплуатируемого МУП «ПОВВ», с последующим попаданием канализационных вод на территорию памятника природы Челябинский (городской) бор (номер границы ЗОУИТ- адрес).
В судебном заседании представитель МУП «ПОВВ» ФИО4 вину в совершении административного правонарушения юридическим лицом не признал, пояснив, что в материалах дела отсутствуют доказательства, того, что вытекали именно сточные воды, так как пробы не отбирались, в это время шли дожди, кроме того МУП «ПОВВ» не могло осуществлять ремонт бесхозяйного объекта к которому относится спорный канализационный коллектор.
Представители Министерства экологии Челябинской области ФИО2 и ФИО3 – доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержали полностью.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с пп. "б" п. 2 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений.
Согласно части 1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 КоАП РФ).
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективную сторону правонарушения представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Согласно Положению о памятнике природы Челябинской области Челябинский (городской) бор, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 15 февраля 2007 года №27-П в границах памятника природы Челябинский (городской) бор, запрещается: сброс сточных и ливневых вод; складирование и захоронение промышленных, строительных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, размещение мест складирования ядохимикатов, минеральных удобрений, навоза и горюче-смазочных материалов, захламление земель.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Выслушав представителя МУП «ПОВВ», исследовав материалы дела, судья находит, что вина МУП «ПОВВ» в совершении, вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ подтверждена совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-8); письмом Управления жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.18); письмом МУП «ПОВВ» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.23-25); письмом Управлении дорожного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.30); письмом Комитета по Управлению имуществом и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-36); письмом МУП «ПОВВ» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.39-40); письмом Управления жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№(л.д.44); актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-54), заданием на проведение планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55), видеозаписью на оптическом ДВД-диске (л.д.56); актом обследования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-64); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении МУП «ПОВВ» (л.д.65-85).
Из материалов дела следует, что Министерством экологии Челябинской области на основании, выявленного в ходе акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, вблизи АЗС «Газпромнефть» произошел прорыв канализационной сети. Канализационные воды из коллектора сети водоотведения по рельефу поступают в Челябинский (городской) бор. Координаты GPS согласно акта адрес. Министерством в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Согласно акту обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ специалистами Министерства экологии Челябинской области, в ходе исследования вышеуказанной территории зафиксировано, что излив канализационных вод (стоков) происходит из-под полотна автомобильной дороги на рельеф местности к Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №, по адресу: <адрес>. На месте излива зафиксирована работа специализированной техники с эмблемами МУП «ПОВВ».
Согласно данным публичной кадастровой карты точки по маршруту движения канализационных вод (стоков) пересекают неотмежеванный земельный участок (вблизи автомобильной дороги) и попадают на земельный участок с кадастровым номером : №, который входит в границы памятника природы Челябинской области – Челябинский (городской) бор. Номер границы №
По информации представленной по запросу МУП ПОВВ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный канализационный коллектор эксплуатируется МУП «ПОВВ», как бесхозяйный. Все стоки поступают на очистные сооружения канализации. С места аварии стоки откачивались ассенизационными машинами и утилизировались на очистные сооружения канализации.
Из данных, представленных Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный канализационный коллектор входит в состав напорно-самотечного коллектора, расположенного по адресу: <адрес>, от наружной стены здания КНС через <адрес> по адресу <адрес> до точки <адрес>, диаметром 700 мм, длинной 1299,0 м. от <адрес> до <адрес>, диаметром 1000 мм., длинной 61,0м.
Эксплуатирующей организацией напорно-самотечного коллектора (на котором произошла авария) является МУП «ПОВВ» на основании Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также распоряжения Первого заместителя Главы администрации города по городскому хозяйству от 27.11.2013 №7336-л «Об определении организации для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения в г. Челябинске».
Согласно данных, представленных Управлением жилищно-коммунального хозяйства №-УЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ техническое обслуживание сетей канализации, в том числе бесхозных, переданных администрацией г. Челябинска в эксплуатацию МУП «ПОВВ», предусматривает наружный и внутренних осмотры сети и сооружений на ней; содержание – плановый и внеплановый ремонты.
В соответствии с ч.6 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ).
Согласно письма МУП «ПОВВ» № от ДД.ММ.ГГГГ плановый (внеплановый) ремонт вышеуказанного канализационного коллектора ранее не производился.
Перечисленные выше доказательства являются последовательными, непротиворечивыми, полностью согласуются между собой, в связи с чем, расцениваются судом как достоверные, допустимые и в своей совокупности подтверждающие виновность МУП «ПОВВ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
Изложенное означает, что МУП «ПОВВ» нарушило правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории памятника природы.
Доводы представителя МУП «ПОВВ» о том, что авария произошла вследствие периодических динамических воздействий проезжающего грузового транспорта, раздавившего не предназначенные для таких нагрузок конструкции камеры канализационного коллектора, а также, то что организация не обязана была осуществлять ремонт бесхозяйного объекта, не могут служить основанием к освобождению юридического лица от административной ответственности, поскольку МУП «ПОВВ», осуществляя функции по содержанию и обслуживанию бесхозяйного объекта водоснабжения и водоотведения в городе, обязано в силу требований Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязана проводить техническое обследование и мероприятия по охране окружающей среды, при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ к моменту рассмотрения дела судом не истек.
Действия МУП «ПОВВ» суд квалифицирует по ст.8.39 КоАП РФ, как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Протокол об административном правонарушении в отношении МУП «ПОВВ» составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, в связи с чем, также отвечает признакам допустимости доказательства по делу.
Протокол составлен должностным лицом, органа уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
При определении вида и размера административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, в качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает, привлечение юридического лица по ст.8.39 КоАП впервые.
Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
Оснований для освобождения лица от административной ответственности, в том числе, в связи с малозначительностью, не имеется.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 г. такие обстоятельства как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, суд не усматривает достаточных и законных оснований для освобождения МУП «ПОВВ» от административной ответственности ввиду малозначительности.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем, каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением МУП «ПОВВ», из материалов судом не усматривается.
При назначении наказания суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, материальное положение юридического лица, которое является муниципальным предприятием, а также цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, в связи с чем, считает возможным назначить МУП «ПОВВ» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.1-29.12 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Муниципальное Унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по указанным реквизитам:
наименование получателя платежа: УФК по Челябинской области (реквизиты
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление. На основании ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в шестидесятидневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Бандуровская Е.В.