ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-190/2015 от 13.05.2015 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 5-190/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 13 мая 2015 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Решетов А.В., с участием лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, ФИО1, её защитника Л.О.Н. помощника прокурора г. Йошкар-Олы Евсютиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

ФИО1, <данные изъяты>,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

18 февраля 2015 года в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, связанное с невыполнением законных требований прокурора.

09 февраля 2015 года прокуратурой г. Йошкар-Олы в адрес <данные изъяты> в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» направлено письмо с просьбой обеспечить возможность проведения прокуратурой г. Йошкар-Олы ДД.ММ.ГГГГ сверки с <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с изучением материалов плановых и внеплановых проверок, рассмотрения поступивших обращений граждан и юридических лиц, изданных правовых актов в данной сфере с получением при необходимости копий указанных документов.

ДД.ММ.ГГГГ произвести указанную сверку не представилось возможным в связи с воспрепятствованием в проведении осмотра помещения комитета по управлению муниципальным имуществом <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>).

Прокуратурой г. Йошкар-Олы ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя <данные изъяты>, председателя <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, направлен запрос о предоставлении в прокуратуру в срок до 12 часов ДД.ММ.ГГГГ оригиналов всех материалов осуществления плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательской деятельности <данные изъяты> за указанный выше период.

Временно исполняющим обязанности председателя <данные изъяты>, <данные изъяты> ФИО1 запрашиваемая информация в прокуратуру г. Йошкар-Олы представлена не была.

В судебном заседании ФИО1 виновной себя не признала и просила производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Суду дала пояснения, аналогичные имеющимся в материалах дела объяснениям от 17 и 18 января 2015 года, согласно которым, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она временно исполняла обязанности <данные изъяты> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГл/с. В указанный период документы, письма о проведении проверки прокуратурой г. Йошкар-Олы в адрес <данные изъяты> не поступали, сотрудники прокуратуры к ней не обращались. ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> поступило письмо прокуратуры г. Йошкар-Ола от ДД.ММ.ГГГГо воспрепятствовании в проведении проверки и представлении незамедлительно в срок до ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру г. Йошкар-Олы оригиналов всех материалов осуществления плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательской деятельности <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку оригиналы документов плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательской деятельности изготавливаются в единственном экземпляре, она, несла ответственность за их сохранность, а требование о предоставлении в прокуратуру г. Йошкар-Олы оригиналов материалов плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства за 2014 год, фактически направлено на изъятие подлинников документов <данные изъяты> и противоречит действующему законодательству, поскольку выемка или изъятие документов допускается в установленных действующим законодательством случаях и порядке, письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес прокуратуры г. Йошкар-Олы, <данные изъяты> сообщено, что запрашиваемые оригиналы документов будут представлены для проверки сотруднику прокуратуры в любое назначенное им время по адресу: <адрес>, <данные изъяты> готов выделить специалистов для выяснения возникших вопросов, указано конкретное лицо. При этом сотруднику прокуратуры г. Йошкар-Олы ФИО2 по телефону сообщено о готовности незамедлительно представить оригиналы документов и, при необходимости, заверенные копии документов для проведения проверки. Письмом от ДД.ММ.ГГГГза подписью заместителя прокурора г. Йошкар-Олы Павлова А.Ю. на имя <данные изъяты> вновь требовалось представить оригиналы всех материалов осуществления плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательской деятельности городского <данные изъяты> за указанный выше период, а также требовалось обеспечить явку заместителя председателя, начальника отдела аренды и приватизации <данные изъяты> ФИО1 для составления протокола по ст. 17.7 КоАП РФ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГоригиналы материалов плановых проверок соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательской деятельности за указанный период с описью представлены в прокуратуру г. Йошкар-Олы, факт получения подтверждается отметкой канцелярии.

Защитник Л.О.Н. поддержала доводы ФИО1 в полном объеме, пояснила аналогично изложенному выше и просила прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Помощник прокурора г. Йошкар-Олы Евсютина А.А. пояснила, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, совершенного ФИО1, является доказанным. Просила привлечь ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, ее защитника Л.О.Н. прокурора Евсютину А.А., суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30, 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

При этом согласно смыслу указанной статьи административная ответственность по данной норме наступает лишь в случае невыполнения законных требований прокурора, а противоправное деяние должно быть совершено с умыслом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Йошкар-Олы <данные изъяты> было направлено письмо об обеспечении возможности проведения прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ сверки с <данные изъяты> осуществления плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с изучением материалов плановых и внеплановых проверок, рассмотрения поступивших обращений граждан и юридических лиц, изданных правовых актов в данной сфере с получением, при необходимости, копий указанных документов.

При этом каких-либо доказательств переадресации данного запроса в <данные изъяты> являющийся самостоятельным юридическим лицом, суду не представлены.

Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ произвести осмотр не представилось возможным в связи с воспрепятствованием в его проведении представителя юридического лица путем отстранения от осмотра.

Вместе с тем, убедительных и достаточных доказательств, что ФИО1 воспрепятствовала в проведении осмотра, суду также представлено не было.

В судебном заседании Л.О.Н. пояснила, что она является <данные изъяты> ФИО1 временно исполняла ее обязанности 12 и ДД.ММ.ГГГГ, при этом ДД.ММ.ГГГГ она, Л.О.Н., как председатель <данные изъяты>, находилась на своем рабочем месте и к ней с требованиями предоставить какие-либо документы для осмотра кто либо из сотрудников прокуратуры г. Йошкар-Олы не обращался.

Согласно ЕГРЮЛ председателем <данные изъяты> является Л.О.Н.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей председателя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было возложено на ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Йошкар-Олы по факсу направлен
запрос в адрес <данные изъяты>, председателя
<данные изъяты> о предоставлении в срок до 12 часов ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру оригиналов всех материалов осуществления плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательской деятельности <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный запрос был направлен факсимильной связью ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 38 минут, то есть за пределами рабочего времени, и получен <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 45 минут, что подтверждается входящим штампом.

ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющей обязанности председателя <данные изъяты> ФИО1 в адрес прокуратуры г. Йошкар-Олы был направлен ответ исх. № 02-14/1029, что оригиналы документов и материалов будут представлены для проверки в любое назначенное время по адресу: <адрес>

Доводы защиты о проведении проверки в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд считает несостоятельными, поскольку проверка проводилась не административным органом в порядке, установленном указанным Федеральным законом, а органами прокуратуры. В силу п. 3 ч. 3 ст. 1 указанного Федерального закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе, при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

При таких обстоятельствах, требование прокурора представить подлинники документов для сверки, то есть получить их на время без признака безвозвратности, не противоречит действующему законодательству.

Однако суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении по следующим основаниям

Согласно п. 2.8 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом их полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы.

Срок, устанавливаемый органами государственного контроля (надзора) для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу указанных органов государственного контроля (надзора), составляет не менее 10 рабочих дней.

Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан, которых в судебном заседании установлено не было.

Доводы прокурора Евсютиной А.А. об умышленном невыполнении ФИО1 законных требований прокурора суд считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что требование заместителя прокурора г. Йошкар-Олы Павлова А.Ю. о предоставлении в прокуратуру оригиналов всех материалов осуществления плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства субъектами предпринимательской деятельности <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было направлено менее чем за 4 часа, до установленного им срока исполнения запроса, то есть в неразумный срок, в который у ФИО1 не было реальной возможности исполнить законные требования прокурора с учетом того объема документов, предоставить которые требовал прокурор.

При этом ФИО1 своевременно в адрес прокуратуры г. Йошкар-Олы был направлен ответ, что оригиналы документов и материалов будут представлены для проверки в любое назначенное время по указанному в ответе адресу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к твердому выводу о необходимости прекращения дела об административном правонарушении, так как требование прокурора формально не может считаться законным, поскольку им для исполнения требования был предоставлен неразумный срок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.В. Решетов