ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-190/2015 от 26.02.2016 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Первомайского районного суда г. Омска Кульков В.С.,

при секретаре Земляновой Е.Б.,

рассмотрев 26 февраля 2016 года в г. Омске в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в отношении Частного общеобразовательного учреждения Школа «Новое поколение»,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении ЧОУ Школа «Новое поколение», из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе плановой выездной проверки установлен факт грубого нарушения учреждением лицензионных требований, а именно:

- в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ у учреждения отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, необходимые для осуществления образовательной деятельности по предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика»;

- учреждением также не представлена библиотека, укомплектованная учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам с фондом дополнительной литературы, который должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу, научно-популярную и научно-техническую литературу, издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания, собрание словарей, литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. Кроме того, по вышеперечисленным предметам фактически и документарно не представлено необходимое оборудование для реализации предусмотренной в образовательных программах, разработанных на основании стандартов, практической части: демонстрации опытов (демонстрирует учитель); проведения лабораторных работ (выполняют ученики); проведения практических работ, практикумов (выполняют ученики), которые проводятся с целью формирования экспериментальных умений и навыков;

- в нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения, у учреждения отсутствует действующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенных и используемых для ведения образовательной деятельности по адресу: <адрес>.

Данные нарушения согласно пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании являются грубыми, в связи с чем действия ЧОУ Школа «Новое поколение» квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ЧОУ Школа «Новое поколение» - исполняющая обязанности директора ФИО1, действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, с фактами изложенными в протоколе об административном правонарушении согласилась, суду пояснила следующее. У учреждения имеется необходимое материально-техническое обеспечение (парты, доски, проектор, компьютеры, наглядные учебные пособия). Но в связи с тем, что учреждение изначально открывалось в интересах родителей и существовало благодаря добровольным пожертвованиям, указанное обеспечение на баланс школы не было поставлено. В настоящее время составляются акты приема-передачи имущества в фонд школы. В школе нет компьютерных классов, однако есть мобильные классы (ноутбуки). Кроме того, арендодателем предоставлен учреждению кабинет со стационарными компьютерами. С пунктом нарушения об отсутствии библиотеки частично согласна, так как действительно под размещение библиотеки в школе нет отдельного помещения. По соглашению с библиотекой «Книжная галактика» школа получает необходимую справочную литературу, словари, энциклопедии, а также проводит мероприятия. Литература, выделенная для учащихся и учителей, имеется в необходимом объеме, но на баланс школы не поставлена. В настоящее время данное нарушение устраняется, выделены отдельные полки для литературы, ведутся работы над составлением актов приема-передачи имущества в качестве пожертвований. С пунктом нарушений об отсутствии оборудования, для реализации практической части образовательных программ согласна частично, в учреждении отсутствуют оборудованные кабинеты по химии, биологии, физике в связи с недостатком помещений. Вместе с тем, в небольшом количестве имеется необходимое оборудование для проведения указанных предметов. С января 2016 года в качестве лабораторий учреждение использует с помощью мобильных классов диски к учебникам с наглядными пособиями (аудио, видеопрезентации), а также диски с виртуальными лабораториями, общедоступные сайты виртуальных лабораторий. Сейчас принимается меры по устранению нарушений, учреждению выдано предписание до июня 2015 г.

Представитель Министерства образования Омской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила привлечь учреждение к административной ответственности, поскольку выявленные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

.

Как следует из материалов дела ЧОУ Школа «Новое поколение» по адресу: 644116, <адрес> осуществляет образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.

На основании распоряжения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ЧОУ Школа «Новое поколение» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения.

По результатам проверки уполномоченным на проведение проверки должностным лицом главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО2ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в отношении ЧОУ Школа «Новое поколение» по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.

В части вменяемого ЧОУ Школа «Новое поколение» нарушения п. «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в виде отсутствия у учреждения действующего санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества расположенных по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.

Согласно подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, расположенных и используемых для ведения образовательной деятельности.

В данном случае на момент проверки учреждением было представлено санитарно- эпидемиологическое заключение ДД.ММ.ГГГГ.112.М.00019ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, которое выдавалось НОУ Школа «Новое поколение», что также подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

В соответствии с п. 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, указанные заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления, в том числе образовательной деятельности.

Согласно п. 9 данного Порядка предусмотрено, что срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет на виды деятельности, работы, услуги - бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения.

Пунктом 10 Порядка определено, что санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции. Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения. Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения. При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.

Таким образом, изменение наименования юридического лица является лишь основанием для переоформления в заявительном порядке ранее выданного заключения и не свидетельствует о признании недействительным ранее выданного санитарно-эпидемиологического заключения, поскольку для переоформления заключения к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие соответствующие изменения в отношении юридического лица, при этом никаких организационно-технических мероприятий, связанных с проведением санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдачей санитарно-эпидемиологических заключений не проводится.

Исходя из вышеуказанных норм следует, что срок для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения с момента наступления указанных в п. 10 Порядка обстоятельств, в том числе изменения наименования, не предусмотрен.

Судом установлено, что в период с 2007 года по 2015 год у учреждения изменилось наименование на Частное общеобразовательное учреждение Школа «Новое поколение», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. При этом новое санитарно-эпидемиологическое заключение учреждение не получало.

В силу изложенных норм, отсутствие у ЧОУ Школа «Новое поколение» переоформленного санитарно-эпидемиологического заключения в установленном порядке при наличии у него ранее выданного в 2007 году санитарно-эпидемиологического заключения не может быть признано грубым нарушением лицензионных требований, в связи с чем, в действиях учреждения отсутствует указанное в протоколе нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности

Относительно нарушения в виде отсутствия материально-технического обеспечения образовательной деятельности учреждения суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности предусматривается в качестве лицензионного требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

При этом, согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, являются грубыми.

В нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности на момент проверки в ЧОУ Школа «Новое поколение»: отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, необходимые для осуществления образовательной деятельности по предметам «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика»; не представлена библиотека, укомплектованная учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам с фондом дополнительной литературы, который должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу, научно-популярную и научно-техническую литературу, издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания, собрание словарей, литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся; отсутствует необходимое оборудование для реализации предусмотренной в образовательных программах, разработанных на основании стандартов, практической части: демонстрации опытов (демонстрирует учитель); проведения лабораторных работ (выполняют ученики); проведения практических работ, практикумов (выполняют ученики), которые проводятся с целью формирования экспериментальных умений и навыков.

Вместе с тем, обязательность оснащения данным оборудованием образовательных учреждений предусмотрена Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373, от 17.12.2010 года № 1897, от 17.05.2012 года № 413.

Представленные в судебное заседание представителем учреждения следующие документы: соглашение о взаимном сотрудничестве с БУ г. Омска «Омские муниципальные библиотеки» от ДД.ММ.ГГГГ, положение о библиотечном отделе от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о его функционировании от ДД.ММ.ГГГГ, положение о мобильном компьютерном классе, положение об использовании виртуальных лабораторий на уроках физики, химии и биологии от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют об отсутствии нарушения пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании, поскольку указанных мер не достаточного для полного выполнения требований вышеуказанных образовательных стандартов.

Факт осуществления образовательной деятельности в здании по адресу: <адрес> нарушение лицензионных требований подтверждается учебными планами на 2015-2016 учебный год, копиями классных журналов 8,9,11 классов, расписанием занятий, приказами учреждения за 2015 год, и не отрицался представителем учреждения.

Совокупность исследованных судом доказательств, которые согласуются между собой, позволяют суду квалифицировать действия ЧОУ Школа «Новое поколение» по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения и положений ст. 2.9 КоАП РФ, суд приходит к выводу о возможности освобождения учреждения от административной ответственности по следующим основаниям.

Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом следует учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Степень общественной опасности совершенного правонарушения является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

Доказательств причинения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству либо значительности ущерба административным органом не представлено. Доказательств пренебрежительного и безразличного отношения руководством учреждения к исполнению действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В материалах дела отсутствуют жалобы обучающихся и их законных представителей в связи с отсутствием достаточного материально-технического обеспечения образовательной деятельности в учреждении, обучение в котором проходит небольшое количество учеников. Не представлены доказательства значительности ущерба, причиненного совершением данного административного правонарушения, отсутствуют сведения о том, что совершенное правонарушение повлекло наступление тяжелых последствий либо иной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время активно учреждением предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, с учетом степени вины образовательного учреждения, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, суд приходит к выводу о возможности квалификации правонарушения, совершенного ЧОУ Школа «Новое поколение» как малозначительного.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 2.9., 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья,-

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить Частное образовательное учреждение Школа «Новое поколение», юридический адрес: <адрес>, от административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, и объявить ему устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в отношении Частного образовательного учреждения Школа «Новое поколение» прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

постановление вступило в законную силу 29.03.2016 года