ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-191/17 от 24.01.2018 Цивильского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №5-6/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 января 2018 года г.Цивильск

Судья Цивильского районного суда Чувашской Республики Крылова В.М., рассмотрев дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15 ч.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес> Чувашской Республики, гражданина Российской Федерации, имеющего высшее образование, имеющего на иждивении 1 несовершеннолетнего ребенка, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

Проверив протокол об административном правонарушении, материалы дела, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, начиная с 2007 года, увлекся приборным поиском старинных монет и иных вещей, т.е. без разрешения занимался археологическими полевыми работами. В основном, находки находил вблизи деревень Тиуши Аликовского района, Ванюшкасы, Тватпюрт, Анаткасы Красноармейского района, Торваши Цивильского района, Шигаево, Эльбарусово Мариинско-Посадского района, Буртасы Вурнарского района, Полевые Чурачики Комсомольского района, Тоскинеево Чебоксарского района.

В сентябре 2017 года ФИО1 в деревне Торваши Цивильского района обнаружил медные монеты, в д.Тиуши Аликовского района – монету чешуйку 1670-х годов. В д.Тоскинеево Чебоксарского района в ходе очередных раскопок металлоискателем им были найдены старинные пуговицы, пряжки, а также старинный нож. Предмет, похожий на стремя он нашел в д.Анаткасы Красноармейского района также в ходе приборного поиска.

По данному факту в отношении ФИО1 начальником отдела охраны объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, назначение наказания оставляет на усмотрение суда.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании пояснил, что он поиском археологических предметов не занимался, с протоколом об административном правонарушении не согласен, вину не признает, просит вернуть металлоискатель.

Между тем ФИО1, ранее в своих пояснениях не отрицал факт проведения раскопок возле деревень Тиуши Аликовского района, Ванюшкасы, Тватпюрт, Анаткасы Красноармейского района, Торваши Цивильского района, Шигаево, Эльбарусово Мариинско-Посадского района, Буртасы Вурнарского района, Полевые Чурачики Комсомольского района, Тоскинеево Чебоксарского района Чувашской Республики.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов), приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Решение о выдаче разрешения (открытого листа) или об отказе в его выдаче принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия с учетом заключения Российской академии наук о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования. В случае выдачи разрешения (открытого листа) лицу, осуществлявшему археологические полевые работы на основании ранее выданного разрешения (открытого листа), новое разрешение выдается при условии принятия на хранение в Архивный фонд Российской академии наук научного отчета о выполненных археологических полевых работах.

Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

Согласно п. 7 ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения

1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

При этом археологические раскопки и археологические полевые наблюдения осуществляются в отношении уже известных объектов культурного наследия. Археологические разведки, напротив, с целью отыскания возможных новых ранее не обнаруженных объектов археологии.

В соответствии с п. 10. ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

Как следует из Постановления Правительства N 127 от 20.02.2014 N 127 "Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия" открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ: а) археологические разведки; б) археологические раскопки; в) археологические наблюдения.

Частью 3 статьи 7.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин.

Из материалов дела следует, что в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности Управлением ФСБ по Чувашской Республике вскрыт и задокументирован факт осуществления ФИО1 раскопок с помощью металлоискателя без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) на памятниках археологии и истории.

Из акта оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе обследования жилого помещения по адресу: <адрес> Чувашской Республики, ФИО1 предложено добровольно выдать возможно незаконно хранящиеся или запрещенные в свободном обороте предметы и вещества, в том числе огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, а также незаконно извлеченные из мест залегания в культурном слое археологические предметы (культурно-исторические ценности) и оборудование для их поиска. В результате обследования помещения внутри шкафа обнаружены: 2 топора, похожие на топоры старинного образца, 1 предмет, похожий на стремя старинного образца, 5 предметов, похожих на старинные ножи. В ходе обследования балкона обнаружено 2 топора старинного образца, 1 пакет с металлическими предметами (старинные монеты, кольца и т.д.) и две лопаты с образцами почвы. В ходе обследования четвертой жилой комнаты обнаружена коробка с металлическими предметами (монеты, кольца и т.п. старинного образца). Все обнаруженные предметы изъяты и помещены в 5 полимерных мешков белого цвета, прошитых нитками белого цвета и опечатанных печатью «УФСБ РФ по Чувашской Республике. Для пакетов №2», заверенных рукописными подписями участвующих и присутствующих лиц.

Из заключения специалистов Б. и М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что большая часть изъятых у ФИО1 предметов является ценными археологическими находками. Их поиск и извлечение из земли без специального разрешения (открытого листа) запрещены в РФ и лишает официальную науку и общество информации о своем историческом прошлом.

В судебном заседании установлено, что на территории деревень Тиуши Аликовского района, Ванюшкасы, Тватпюрт, Анаткасы Красноармейского района, Торваши Цивильского района, Шигаево, Эльбарусово Мариинско-Посадского района, Буртасы Вурнарского района, Полевые Чурачики Комсомольского района, Тоскинеево Чебоксарского района расположены археологические памятники: курганы и могильники.

Согласно ст. 45.1 Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" археологические полевые работы проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Пунктом 6 ст. 45.1 Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено обязательное информирование органа охраны объектов культурного наследия о предстоящих археологических работах не позднее, чем за 5 рабочих дней до их начала.

ФИО1 необходимо было получить разрешение (открытый лист), а также уведомить о предстоящих археологических работах Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики.

ФИО1 знал и имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, действия ФИО1, выразившиеся в проведении археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), совершенные с использованием металлоискателя, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.15 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, актом оперативно-розыскного мероприятия, проведенного ДД.ММ.ГГГГ - обследование помещения, расположенного по адресу: <адрес> Чувашской Республики, объяснениями специалистов, актом исследования предметов от ДД.ММ.ГГГГ, заключением специалистов от ДД.ММ.ГГГГ, описью коллекции археологических предметов, поступивших из ФСБ ЧР и ЧГИГН ДД.ММ.ГГГГ и др. материалами дела, не доверять которым оснований не имеется.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к обоснованному выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 7.15 КоАП РФ.

Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

При назначении наказания судья учитывает требования ст. 4.1 КоАП РФ.

Учитывая данные о личности правонарушителя, обстоятельства дела, наличие на иждивении правонарушителя несовершеннолетнего ребенка, суд считает необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.7.15 КоАП РФ.

Санкцией ч.3 ст. 7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также специальных технических средств поиска.

Из материалов дела следует, что у ФИО1 было изъято специальное техническое средство поиска - металлоискатель, однако данный металлоискатель вещественным доказательством не признан, к делу об административном правонарушении не приобщен, в суд не поступал, ФИО1 не является собственником металлоискателя, тогда как в силу части 4 статьи 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, в связи с чем необходимо не назначать ФИО1 дополнительного наказания в виде конфискации специального технического средства поиска – металлоискателя.

Между тем, археологические предметы, изъятые у ФИО1, как являющиеся ценными археологическими находками, представляющие особый научный интерес, подлежат конфискации.

На основании ст.ст. 4.1, 7.15 ч.3 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес> Чувашской Республики, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей, с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ.

Штраф надлежит перечислить на счет получателя: УФК по Чувашской Республике (Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики), ИНН <***>, КПП 210301001, банк получателя: отделение – НБ Чувашская Республика, расчетный счет <***>, БИК 049706001, ОКТМО 97701000.

Разъяснить ФИО1, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ администра-тивный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: подпись В.М.Крылова