ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-191/2013 от 29.01.2014 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело №5-3/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 января 2014 года г. Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г.Ижевска Карпова О.П., при секретаре Шавеко Н.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в отношении Индивидуального предпринимателя Д.Д., <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

12 ноября 2013 года в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике по электронной почте направлено обращение гражданина на реализацию алкогольной продукции в любое время суток, под видом беспроигрышных лотерей (граждане покупают стикеры, а взамен им «дарят» подарок - алкоголь).

05 декабря 2013 года при проведении административного расследования по обращению потребителя вх. <номер> от 12 февраля 2013 года на нарушении законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в торговом киоске, а именно продаже пива на остановке общественного транспорта «Городская Администрация» по <адрес> напротив Администрации по ходу движения транспорта в сторону центра, произведен осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей в соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ с участием двух понятых. Осмотр произведен со стороны витрин, при разговоре с продавцом через открытое окно на видном месте находилось пиво «Уральский мастер» ёмкостью 0,5 литра в стеклянных бутылках; пиво «Оболонь» в пэт - бутылках.

Внутри киоска на стене для обозрения до потребителей представлена информация, что торговую деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель Д.Д., за стеклом на витрине для покупателей вывешены стикеры с указанием различных цен, напротив каждого стикера указано наименование пива: напротив стикера с ценой 118 рублей указано пиво «Три медведя» емкостью 2,5 литра, напротив стикера с ценой 98 рублей - пиво «Кулер» емкостью 2,5 литра, напротив стикера с ценой 84 рубля - пиво «Уральский мастер» емкостью 1,5 литра, напротив стикера с ценой 84 рубля - пиво «Уральский мастер» емкостью 1,5 литра, напротив стикера с ценой 140 рублей - пиво «Большая кружка» емкостью 2,5 литра, напротив стикера с ценой 79 рублей - пиво «Жатецкий гусь» емкостью 1,0 литра, напротив стикера с ценой 51 рубль - пиво «Ярпиво» емкостью 0,5 литра, напротив стикера с ценой 56 рублей - пиво «Старый мельник» емкостью 0,5 литра.

Таким образом, осуществлялся обмен пива на стикеры за определённую плату.

На основании п.2 ст. 494 Гражданского Кодекса РФ выставление на месте продажи (на прилавках, в витринах товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров) в месте их продажи признается публичной офертой, независимо от того, указаны ли цена или другие существенные условия договора розничной купли - продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. Информации о том, что пиво отсутствует в продаже для покупателей не представлено.

До покупателей предоставлялась информация о возможности приобретения пива путем покупки стикера и последующего обмена стикера на пиво, указанная информация предоставлялась за стеклом на витрине, то есть пиво было предложено к продаже.

В судебное заседание ИП Д.Д. не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ИП Д.Д., М.Н., действующая на основании доверенности, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

При этом пояснила, что в соответствии со ст.27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуальною предпринимателя или его представителя и двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем
юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде
и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или ином его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Вышеназванные нормы были нарушены: Д.Д. копия протокола осмотра не вручалась, не предоставлялась возможность отразить объяснение в протоколе, при составлении протокола осмотра не разъяснялись права и обязанности, протокол для подписи не представлялся. Фактически, протокол осмотра составлен в отсутствие ИП Д.Д., возможности ознакомиться с протоколом ему не представили. Более того, ни при осмотре, ни каким-либо иным образом в торговом павильоне не была обнаружена алкогольная продукция, что еще раз подтверждает отсутствие прямых доказательств, указывающих на факт продажи пива в торговом павильоне.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республики Л.С., действующий на основании доверенности в ходе судебного заседания пояснил, что в ходе проверки обнаружено, что на витрине киоска были приклеены стикеры, на которых указывалось наименование товара и цена, внутрь сотрудников Управления Роспотребнадзора не пустили, предоставить документы, свидетельствующие о трудовых правоотношениях продавца и ИП, не предоставили, однако специалисты через окно ларька видели, что внутри находится пиво.

Представитель Управления Роспотребнадзора по УР К.Т., действующая на основании доверенности, пояснила, что она выходила на проверку <дата>, на витрине ларька, внизу, были приклеены стикеры с указанием товара и цены, в том числе и на алкогольную продукцию, пиво. Они составили протокол осмотра, хотя в помещение их не пустили, через окно было видно, что внутри находится пиво в стеклянных бутылках, емкостью 0,5 литра и в ПЭТ-бутылках «Оболонь». Продавец К.Л. отказалась од подписи в протоколе.

Свидетель К.Л. в ходе судебного заседания пояснила, что действительно 05 декабря 2013 года она на основании ученического договора, работала продавцом - кассиром в торговом помещении, которое находится на остановке общественного транспорта по адресу: <адрес>. Продажа пива в ларьке не осуществляется, наоборот на витрине висит объявление, которое свидетельствует, что реализацией пива собственник не занимается. Представители Управления Роспотребнадзрора пришли 05 декабря 2013 года, сообщили, что они будут проводить проверку, составили протокол осмотра, при этом они не просили их пропустить внутрь помещения, им никто не препятствовал, они сфотографировали витрину, затем начали выискивать людей, которые смогут быть понятыми, а поскольку все отказывались, им пришлось на протяжении двух часов стоять около ларька.

Суд, исследуя материалы административного дела, приходит к выводу, что производство по делу о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Д.Д. по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

В соответствии с п. 1 ст. 11, п. 1, 2 ст. 16, ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.

Розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах (абз. 7 п.2 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Согласно п. 5 ст. 5 указанного закона до 1 января 2013 года требования абзаца седьмого п. 2 ст. 16 не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.

Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Лицензии выдаются на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в редакции действовавшей на момент выявления нарушения, алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

Однако, ни при осмотре, ни каким-либо иным образом в торговом павильоне не была обнаружена алкогольная продукция, что свидетельствует об отсутствии прямых доказательств, указывающих на факт продажи пива в торговом павильоне.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении сам по себе не является доказательством по делу, поскольку является процессуальным документом и должен рассматриваться только в совокупности с другими доказательствами по делу, а в представленных материалах дела отсутствуют сведения и доказательства, подтверждающие факт реализации товара (товарные чеки, акт контрольной закупки).

Согласно п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ)».

Так, из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля К.Л. следует, что она является продавцом-кассиром в спорном торговом ларьке, на основании ученического договора с ИП. 05 декабря сотрудники Управления Роспотребнадзора проводили проверку на предмет выявления нарушений законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, при этом сама алкогольная продукция обнаружена не была, факт продажи не установлен.

Из протокола об административном правонарушении от 19 декабря 2013 года, протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 05 декабря 2013 года следует, что в торговом пвильионе имеется в наличии алкогольная продукция в виде стеклянных бутылок пива «Уральский мастер» и в ПЭТ-бутылках пиво «Оболонь», однако осмотр внутри торгового ларька не был осуществлен, фотосъемка, которая применялась на объекте, не зафиксировала наличие пива внутри ларька, а также не были представлены доказательства продажи алкогольной продукции.

Таким образом, сведения, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении от 19 декабря 2013 года, и в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, при отсутствии иных доказательств виновности ИП Д.Д., вызывают сомнения в их достоверности, в связи с чем указанные протоколы не могут использоваться в качестве доказательства виновности ИП в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КОАП РФ.

Иных доказательств виновности ИП Д.Д. в совершении административного правонарушения в материалах дела не содержится.

С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Д.Д. подлежит прекращению на основании п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Д.Д. прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.П.Карпова