Дело № 5-1920/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
11 мая 2021 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., при секретаре Душевской К.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (ИНН **, ОГРН **, зарегистрированного в качестве юридического лица **.**.2003 Межрайонной ИФНС России № 39 по г. Москве), юридический адрес: <адрес>, ранее неоднократно подвергавшегося административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
**.**.2020 в **.** мин. на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе грузового поезда № 2653 (индекс 1800-715-1131) прибыл железнодорожный вагон типа «хоппер» № 95396305. **.**.2020 в **.** мин. в таможенный орган – 10209140 т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни, для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: железнодорожная накладная № 29678849 от 25.09.2020, декларация на товары №10418010/230920/0268938, согласно которым в вагоне № 95396305 перемещается товар – пшеница (TRITICUM) твёрдая – тип – 2, для продовольственных целей, не семенная, урожай 2020 года, насыпью (код 1001190000 ТН ВЭД ЕАЭС). Общее количество грузовых мест товара – 0, общий вес брутто заявленного товара – 70040 кг, вес нетто заявленного товара – 70040 кг.
В ходе таможенного наблюдения установлено, что на вагоне № 95396305 пломбы отправителя (2 шт.) не нарушены, их номера соответствует данным указанным в ТСД. На штурвал нижних разгрузочных люков наложена пломба № К3971117. Пломба № К5946704, наложенная на запорную штангу верхних загрузочных люков, имеет признаки механического воздействия (заметно растяжение троса пломбы), в связи с чем существует возможность вскрытия верхних загрузочных люков вагона без снятия указанного средства идентификации (пломбы), без применения каких-либо инструментов (люки открываются ручным способом).
Таким образом, наложенная пломба не исключала доступ к грузу, а также техническое состояние запоров крышки люков позволяло открыть загрузочные люки без снятия средства идентификации, установленного на запорную штангу верхних загрузочных люков.
Сотрудником пограничной службы ФСБ России, в целях проверки перемещаемого груза, проведен досмотр товара (пшеница) в вагоне № 95396305, в ходе которого, выявлено наличие посторонних вложений в виде прямоугольных брикетов, обтянутых черной полиэтиленовой пленкой под слоем перемещаемого товара (пшеница).
В результате проведённого таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении вагона № 95396305 помимо товара – «пшеница (TRITICUM) твёрдая – тип – 2, для продовольственных целей, не семенная, урожай 2020 года» перемещается товар - сигареты, незаявленный в товаросопроводительных документах и незадекларированный в ДТ № 10418010/230920/0268938, а именно:
1. Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках синего цвета, с акцизными марками Республики Узбекистан. На пачках имеется маркировка: «ROTHMANS DEMI, OF LONDON, ROTHMANS DEMI BLUЕ, 20 ДОНА СИГОР БО ПОЛОИШ. ФУРУШ БА НОБОЛИГОН МАНЪ АСТ., ДОРОИ ЗАХРХОИ СИЛСИЛАВЙ, МОДДАХОИ КАНСЕРОГЕНЙ ВА МУТАГЕНЙ МЕБОШАД. МОЛИКИНИШОНИ МОЛЙ: ROTHMANS OF PALL MALL LIMITED, ФИО1 17, 2926 БОНКУР, ШВЕЙЦАРИЯ, ИСТЕХСОЛКУНАНДА: ЧС КМ «УЗБАТ А.О.», ИСТЕХСОЛ ШУД: ФИЛИАЛИ ЧС КМ «УЗБАТ А.О.» ДАР САМАРКАНД, ШАХРАКИ ФАРХОД, 140162, УЗБЕКИСТОН., а также изображения штрих-кодов. В каждой пачке находится по 20 сигарет с бело-серым фильтром. На каждой сигарете имеется маркировка: «Rothmans» Страна происхождения согласно маркировки на пачках - Узбекистан. Пачки уложены в блоки по 10 пачек сигарет в каждом, обтянутых прозрачной полиэтиленовой пленкой. На каждом блоке имеется этикетка: «ROTHMANS DEMI BLUЕ, 200/20 СИГАРЕТ С УГОЛЬНЫМ ФИЛЬТРОМ, СОДЕРЖИТ СИСТЕМНЫЕ ЯДЫ, КАНЦЕРОГЕННЫЕ И МУТАГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА, ВЛАДЕЛЕЦ ТОВАРНОГО ЗНАКА: ROTHMANS OF PALL MALL LIMITED, ФИО1 17, 2926 БОНКУР, ШВЕЙЦАРИЯ, ИЗГОТОВИТЕЛЬ: «БАТ-СПб» АК/АО» 3-ШI/3-Я КОННАЯ ЛАХТА 38, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 197229, РФ, ПРОДАЖА ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШЕМ 18 ЛЕТ, ЗАПРЕЩЕНА», а также изображения штрих-кодов. Блоки уложены в 4 брикета по 50 блоков. Всего 2000 пачек сигарет.
2. Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках золотисто-белого цвета, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: «NZ Gold, 20 сигарет с фильтром «NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД»); продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена; ОАО «Гродненская табачная фабрика «НЕМАН», ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, WWW.TABAK.BY; Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», а также изображения штрих-кодов. В каждой пачке находится по 20 сигарет с золотисто-белым фильтром. На каждой сигарете имеется маркировка: «NZ Gold». Страна происхождения согласно маркировки на пачках - Беларусь. Пачки уложены в блоки по 10 пачек сигарет в каждом, обтянутых прозрачной полиэтиленовой плёнкой, без маркировки. Блоки уложены в 8 брикетов по 50 блоков сигарет в каждом. Всего 4000 пачек сигарет.
Итого: 12 грузовых мест (12 прямоугольных брикетов, 6000 пачек или 120000 сигарет). Общий вес брутто товара - предмета административного правонарушения составил 135 кг.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в перевозчика ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ.
Представитель Псковской таможни ФИО2 полагала вину юридического лица доказанной совокупностью представленных в дело доказательств, просила назначать перевозчику административное наказание в пределах санкции статьи.
Представитель перевозчика ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился при надлежащем его извещении, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.
Заслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно пп. 26 п. 1 ст.2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В силу п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС. В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено указанным Кодексом.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС перевозчик представляет таможенному органу документы: транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары. А также сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
При этом в соответствии с пп. 15, 48 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под коммерческим документами понимаются документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы), а под транспортными (перевозочными) документами - документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).
Таким образом, об убытии товара с таможенной территории ЕАЭС перевозчик сообщает путём представления, не только транспортных документов, но и коммерческих (инвойс, отгрузочная спецификации) и данные документы должны быть действительными, то есть должны относиться к фактически перемещаемым товарам (примечание 2 к ст. 16.1 КоАП России).
Представляя вышеперечисленные документы, перевозчик сообщает таможенному органу сведения о наименовании вывозимых товаров, об их коде согласно ТН ВЭД ЕАЭС на уровне первых шести знаков, о количестве грузовых мест, а также о весе брутто товаров.
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 16.1. КоАП России, наступает за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Союза, убытии с таможенной территории Союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Для целей применения ч.3 ст. 16.1. КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» при перемещении товара через таможенную границу, данные требования выполнены не были и таможенному органу были заявлены недостоверные сведения о наименовании товара, при убытии с таможенной территории ЕАЭС путем предоставления недействительных документов: железнодорожная накладная № 29678849 от 25.09.2020, ДТ № 10418010/230920/0268938.
Судом установлено, **.**.2020 в **.** мин. на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе грузового поезда №2653 (индекс 1800-715-1131) прибыл железнодорожный вагон типа «хоппер» № 95396305.
**.**.2020 в **.** мин. в таможенный орган – 10209140 т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни, для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: железнодорожная накладная № 29678849 от 25.09.2020, декларация на товары №10418010/230920/0268938, согласно которым в вагоне № 95396305 перемещается товар – пшеница (TRITICUM) твёрдая – тип – 2, для продовольственных целей, не семенная, урожай 2020 года, насыпью (код 1001190000 ТН ВЭД ЕАЭС). Общее количество грузовых мест товара – 0, общий вес брутто заявленного товара – 70040 кг, вес нетто заявленного товара – 70040 кг.
В ходе таможенного наблюдения установлено, что на вагоне № 95396305 пломбы отправителя (2 шт.) не нарушены, их номера соответствует данным указанным в ТСД. На штурвал нижних разгрузочных люков наложена пломба № К3971117. Пломба № К5946704, наложенная на запорную штангу верхних загрузочных люков, имеет признаки механического воздействия (заметно растяжение троса пломбы), в связи с чем существует возможность вскрытия верхних загрузочных люков вагона без снятия указанного средства идентификации (пломбы), без применения каких-либо инструментов (люки открываются ручным способом).
Таким образом, наложенная пломба не исключала доступ к грузу, а также техническое состояние запоров крышки люков позволяло открыть загрузочные люки без снятия средства идентификации, установленного на запорную штангу верхних загрузочных люков.
Сотрудником пограничной службы ФСБ России, в целях проверки перемещаемого груза, проведен досмотр товара (пшеница) в вагоне № 95396305, в ходе которого, выявлено наличие посторонних вложений в виде прямоугольных брикетов, обтянутых черной полиэтиленовой пленкой под слоем перемещаемого товара (пшеница).
В результате проведённого таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении вагона № 95396305 помимо товара – «пшеница (TRITICUM) твёрдая – тип – 2, для продовольственных целей, не семенная, урожай 2020 года» перемещается товар - сигареты, незаявленный в товаросопроводительных документах и незадекларированный в ДТ № 10418010/230920/0268938, а именно:
1. Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках синего цвета, с акцизными марками Республики Узбекистан. На пачках имеется маркировка: «ROTHMANS DEMI, OF LONDON, ROTHMANS DEMI BLUЕ, 20 ДОНА СИГОР БО ПОЛОИШ. ФУРУШ БА НОБОЛИГОН МАНЪ АСТ., ДОРОИ ЗАХРХОИ СИЛСИЛАВЙ, МОДДАХОИ КАНСЕРОГЕНЙ ВА МУТАГЕНЙ МЕБОШАД. МОЛИКИНИШОНИ МОЛЙ: ROTHMANS OF PALL MALL LIMITED, ФИО1 17, 2926 БОНКУР, ШВЕЙЦАРИЯ, ИСТЕХСОЛКУНАНДА: ЧС КМ «УЗБАТ А.О.», ИСТЕХСОЛ ШУД: ФИЛИАЛИ ЧС КМ «УЗБАТ А.О.» ДАР САМАРКАНД, ШАХРАКИ ФАРХОД, 140162, УЗБЕКИСТОН., а также изображения штрих-кодов. В каждой пачке находится по 20 сигарет с бело-серым фильтром. На каждой сигарете имеется маркировка: «Rothmans» Страна происхождения согласно маркировки на пачках - Узбекистан. Пачки уложены в блоки по 10 пачек сигарет в каждом, обтянутых прозрачной полиэтиленовой пленкой. На каждом блоке имеется этикетка: «ROTHMANS DEMI BLUЕ, 200/20 СИГАРЕТ С УГОЛЬНЫМ ФИЛЬТРОМ, СОДЕРЖИТ СИСТЕМНЫЕ ЯДЫ, КАНЦЕРОГЕННЫЕ И МУТАГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА, ВЛАДЕЛЕЦ ТОВАРНОГО ЗНАКА: ROTHMANS OF PALL MALL LIMITED, ФИО1 17, 2926 БОНКУР, ШВЕЙЦАРИЯ, ИЗГОТОВИТЕЛЬ: «БАТ-СПб» АК/АО» 3-ШI/3-Я КОННАЯ ЛАХТА 38, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 197229, РФ, ПРОДАЖА ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШЕМ 18 ЛЕТ, ЗАПРЕЩЕНА», а также изображения штрих-кодов. Блоки уложены в 4 брикета по 50 блоков. Всего 2000 пачек сигарет.
2. Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках золотисто-белого цвета, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: «NZ Gold, 20 сигарет с фильтром «NZ GOLD» («ЭНЗЕД ГОЛД»); продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена; ОАО «Гродненская табачная фабрика «НЕМАН», ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, WWW.TABAK.BY; Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», а также изображения штрих-кодов. В каждой пачке находится по 20 сигарет с золотисто-белым фильтром. На каждой сигарете имеется маркировка: «NZ Gold». Страна происхождения согласно маркировки на пачках - Беларусь. Пачки уложены в блоки по 10 пачек сигарет в каждом, обтянутых прозрачной полиэтиленовой плёнкой, без маркировки. Блоки уложены в 8 брикетов по 50 блоков сигарет в каждом. Всего 4000 пачек сигарет.
Итого: 12 грузовых мест (12 прямоугольных брикетов, 6000 пачек или 120000 сигарет). Общий вес брутто товара - предмета административного правонарушения составил 135 кг.
Предмет административного правонарушения - сигареты с фильтром: марки «ROTHMANS DEMI BLUE» - 2000 пачек; марки «NZ GOLD» - 4000 пачек; общее количество – 6000 пачек, не изымался, арест на него не накладывался в связи с его изъятием сотрудниками пограничного наряда КПП «Себеж».
По состоянию на 06.11.2020 табачная продукция находилась в ПУ ФСБ России по Псковской области по адресу: <...> и процессуального статуса по материалу проверки, зарегистрированного в КУСП №1 ПУ ФСБ Росси по Псковской области от 06.10.2020 № 115, не имела.
В рамках производства по настоящему делу представителем ОАО «РЖД» по доверенности ФИО3 сообщено, что вагон № 95396305 накладная 29678849 был принят к перевозке по железнодорожной станции ФИО4 Куйбышевской железной дороги 25.09.2020 от грузоотправителя ООО «КТК- АГРО» с товаром «пшеница», находящимся под таможенным контролем по таможенной процедуре экспорт ДТ №10418010/230920/0268938 с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем за исправными пломбами грузоотправителя. Погрузка указанного товара производилась силами грузоотправителя. Перевозчик ОАО «РЖД» в погрузочных мероприятиях участия не принимал. В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложением 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона. В соответствии с приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров. 26.09.2020 вышеуказанный вагон был отправлен со станции ФИО4 Куйбышевской железной дороги в коммерческом и техническом отношении исправным. Вагоны имели маршрут следования по Куйбышевской железной дороги, Московской железной дороги, Октябрьской железной дороги. В пути следования имел длительные стоянки на следующих станциях: - Октябрьск КБШ ж.д. прибытие 26.09.2020 в 07:42час., убытие 26.09.2020 в 23:48 час.; - Сызрань КБШ ж.д. прибытие 27.09.2020 в 00:04час., убытие 27.09.2020 в 11:04 час.; - Рузаевка КБШ ж.д. прибытие 27.09.2020 в 17:05час., убытие 29.09.2020 в 02:41 час.; -Рыбное МСК. ж.д. прибытие 29.09.2020 в 10:10час., убытие 29.09.2020 в 13:27 час.; - Бекасово- Сортировочное МСК. ж.д. прибытие 29.09.2020 в 20:14час., убытие 30.09.2020 в 02:30 час.; - Ржев- Балтийский ОКТ. ж.д. прибытие 30.09.2020 в 12:11час., убытие 30.09.2020 в 17:58 час.; - Великие Луки Окт. ж.д. прибытие 30.09.2020. в 23:22 час., убытие 01.10.2020 в 02:32 час.
06.11.2020 ОАО «РЖД» в лице представителя по доверенности ФИО3 представлены дополнительные пояснения, согласно которым по представленным сведениям от структурных подразделений Октябрьской железной дороги вагон № 95396305 с грузом «пшеница» по групповой отправке №29678849 (на 10 вагонов) от 25.09.2020 со станции ФИО4 Куйбышевской железной дороги назначением на станцию Добеле Латвийской железной дороги по электронной накладной на станцию Себеж 01.10.2020 в 05 часа 50 мин. в составе поезда №2653 индекс 1800-715-1131. По прибытию состав был осмотрен в коммерческом отношении приёмщиком поездов ФИО5 и приемщиком поездов ФИО6 Согласно требований пункта 2.1. «Общие положения коммерческого осмотра вагонов в поездах» Технологического процесса работы пункта коммерческого осмотра (далее ПКО) железнодорожной станции Себеж, осмотр крытых вагонов, за исправными ЗПУ отправителя, осуществляется визуальным осмотром с проверкой целостности кузова вагона, закрытия люков и дверей вагона, и соответствия контрольных знаков на ЗПУ контрольным знакам, указанным отправителем в перевозочных документах. Проверка состояния груза, находящегося в закрытом и опломбированном вагоне не осуществляется. Согласно записи в «Книге регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра» (ГУ-98ВЦ), коммерческих неисправностей обнаружено не было. На вагоне №95396305 ЗПУ отправителя ОХРА-1 К5946704, К5946706 были исправны и соответствовали указанному в графе 19 перевозочного документа СМГС. Вагон 95396305 с товаром, находящимся по таможенным контролем ДТ №10418010/230920/0268938, в неизменном состоянии был представлен для убытия в таможенный орган. По мнению ОАО «РЖД», перевозчик выполнил все требуемые от него действия в соответствии с ТК ЕАЭС. Вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 16.1 КоАП России, не признало.
Письмом от 03.11.2020 № 2840 начальником ст. «Себеж» ФИО7 также сообщено, что на вагоне №95396305 ЗПУ отправителя ОХРА-1 К5946704, К5946706 были исправны и соответствовали указанному в графе 19 перевозочного документа СМГС.
Письмом от 09.10.2020 № 31 отправителем товара – ООО «КТК-АГРО» сообщено, что 25.09.2020 со станции ФИО4 КБШ ж.д. был отправлен вагон № 95396305 с грузом пшеница, 70040 кг., погрузка в указанный вагон осуществлялась по адресу: <...> на складе ООО «КТК-АГРО» присутствии представителя независимой сюрвейерской компании SGS Vostok Limited (по заявке и за счет собственника товара (пшеница) ООО «ЕТГ АГРО»), что подтверждает отсутствие посторонних предметов и товаров в вагоне вплоть до установки ЗПУ. По мнению отправителя, сигареты были помещены в вагон № 95396305 в пути следования с целью незаконного их перемещения в другое государство.
ООО «ЕТГ АГРО» (декларант товара) письмом от 05.11.2020 сообщено, что вагон № 95396305 был опломбирован заведующим хозяйством ООО «КТК-АГРО» ФИО8 25.09.2020 в присутствии представителя независимой сюрвейерской компании SGS Vostok Limited, доступ к товару после опломбирования вагона невозможен, товар в указанном вагоне не осматривался таможенным органом, перевозчиком, товар осматривался независимой сюрвейерской компании SGS Vostok Limited в момент погрузки товара в вагон, при осмотре вагона и пломбировке не было установлено никаких нарушений. По мнению, декларанта сигареты были подброшены в вагон с применением физической силы на ж/д станциях близких к ж/д станции перехода границы Посинь, кому принадлежат сигареты ООО «ЕТГ АГРО» неизвестно.
SGS Vostok Limited по запросу Псковской таможни от 16.12.2020 № 37-09/45324 сообщено, что указанный вагон был опломбирован ООО «ЕТГ АГРО» (заказчик услуг) в присутствии представителей независимой сюрвейерской компании SGS Vostok Limited, в вагон была загружена пшеница, при загрузке табачные изделия выявлены не были, не наблюдались.
В рамках производства по делу об административном правонарушении в адрес т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни в порядке ст. 29.6 КоАП России было направлено поручение по осуществлению опроса работников ОАО «РЖД» ж/д станции «Себеж», во исполнение которого осуществлен опрос в качестве свидетелей следующих работников ОАО «РЖД»:
- С.С.., который показал, при осмотре вагонов используются Правила коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС 29.12.1995 №ЦМ-360), при осмотре обращает внимание на наличие/отсутствие коммерческих неисправностей вагонов, на наличие ЗПУ, их целостность, соответствие перевозочным документам, правильность наложения ЗПУ. Вагон № 95396305 осматривался ФИО5 в период с 05:50 до 06:30 01.10.2020, данный вагон был осмотрен в коммерческом отношении с двух сторон (проверка наличия ЗПУ, сверены их контрольные знаки, их исправность, правильность их наложения, отсутствие просыпания люков). Нарушений установлено не было, ЗПУ были исправны, сохранность груза была обеспечена. Без применения дополнительных инструментов, доступ к товару не мог быть осуществлен. Никаких следов постороннего доступа к грузу обнаружено не было, визуально признаков механического воздействия на пломбу не было;
- В.В.., который также подтвердил, что им осуществлен осмотр данного вагона, который осматривался с двух сторон, проверялось наличие ЗПУ, сверка контрольных знаков, их исправность, правильность их наложения, отсутствие просыпания люков. Нарушений при осмотре им не установлено;
- В.В.., который показал, что вагоны осматриваются в коммерческом отношении с двух сторон (проверка наличия ЗПУ, сверка их контрольных знаков, их исправность, правильность их наложения, отсутствие просыпания люков), ст. «Себеж» ограждена забором, установлены видеокамеры, ведется пропускной режим, который контролируют сотрудники пограничной службы ФСБ России. ОАО «РЖД» была предоставлена возможность проверить товар, перемещаемый в вагоне № 95396305 на соответствие сведениям о нем в товаросопроводительных документах, в том числе о его наименовании. Без применения дополнительных инструментов, доступ к товару не мог быть осуществлен в вагон № 95396305.
Получателем товара A/S DOBELES DZIRNAVNIEKS по запросу Псковской таможни информация по факту вывоза с таможенной территории ЕАЭС табачной продукции не представлена.
В соответствии со ст. 25.6 КоАП России осуществлены опросы в качестве свидетелей:
- ведущего инспектора отдела таможенного досмотра т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни В.В., который показал, что им осуществлялось фактическое таможенное наблюдение 01.10.2020 с 12 час. 50 мин по 13 час. 00 мин. Основанием для проведения таможенного наблюдения уведомление от КПП «Себеж» б/н от 01.10.2020 на проведение досмотровых операций под таможенным наблюдением. При осмотре данного вагона, без вскрытия пломб, установлено, что пломба № К5946704, наложенная на запорную штангу верхних загрузочных люков, имеет признаки механического воздействия, а именно имело заметное растяжение (искривление) троса пломбы, следы краски пломбы (желтого цвета) имелись на самом запорном устройстве (фото 2,3 АТН). Сами верхние загрузочные люки вагона могли открыться без снятия пломбы № К5946704, без применения каких-либо инструментов (люки открывались ручным способом), следовательно, наложенная пломба не исключала доступ к грузу, а также техническое состояние запоров крышки люков позволяло открыть загрузочные люки без снятия средства идентификации установленного на запорную штангу верхних загрузочных люков;
- ведущего инспектора отдела таможенного досмотра т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни К.С.., который сообщил, что основанием для его проведения явилось поручение на таможенный досмотр и результаты таможенного наблюдения, проведенного 01.10.2020 в отношении указанного ж/д вагона. При вскрытии верхних люков ж/д вагона № 95396305 установлено, что под небольшим слоем товара «пшеница» находится товар, упакованный в черную полиэтиленовую пленку, при вскрытии пленки в прямоугольных блоках выявлены табачные изделия - сигареты с фильтром марок «ROTHMANS DEMI», «NZ GOLD», общим количеством 6000 пачек, сведения о которых отсутствовали в ТСД. На табачных изделиях акцизные марки Российской Федерации отсутствовали.
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2007 № 2423р «Об утверждении перечня типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО «РЖД» (Приложение № 2 к Перечню типов запорно-пломбировочных устройств, применяемых для пломбирования вагонов и контейнеров при перевозках грузов, осуществляемых ОАО "РЖД") на крытый вагон типа «хоппер» для перевозки минеральных удобрений накладывается по одному ЗПУ на узел каждого разгрузочного устройства и штанги, фиксирующие загрузочные люки.
Согласно § 1 статьи 20 СМГС для пломбирования должны применяться пломбы, снятие которых невозможно без их повреждения. Пломбы должны быть наложены таким образом, чтобы исключалась возможность доступа к грузу без их повреждения.
В соответствии с п. 6.1 Приложения 1 СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной.
Согласно § 1 статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной.
Согласно п. 1.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50):
При техническом обслуживании вагонов проверяется: наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам; сроки ремонта; исправность автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, климатической установки (для пунктов формирования и оборота), наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и подвагонного оборудования; исправность рамы и кузова вагона.
На пунктах формирования и оборота поездов, а также ПТО промежуточных станций, определенных приказами железнодорожной администрации или владельца инфраструктуры, каждый вагон должен пройти техническое обслуживание с пролазкой и выполнением необходимого ремонта. Работники пунктов технического обслуживания, связанные с движением поездов должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов.
В соответствии с п. 3.9 Инструкции «Кузов и оборудование», запрещается дальнейшее следование вагонов при следующих неисправностях: повреждение крыши, обшивки, пола, потолочных или боковых люков, если груз может быть испорчен вследствие попадания влаги, выпасть на путь или быть похищенным; обрыв хотя бы одного шарнирного соединения в крышке люка, неисправность запора крышки люка или торцевых дверей, которая может вызывать самопроизвольное их открывание или падение; открытые загрузочные люки.
Также, в соответствии с Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов, а именно:
- п. 2.1. все прибывающие на станцию и отправляемы с нее груженые вагоны должны быть осмотрены в коммерческом отношении для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;
- п. 2.4. при обнаружении вагонов с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, составляется в двух экземплярах акт общей формы ГУ-23 (указанный акт составлен не был);
- п. 2.10. коммерческие неисправности, вызванные техническим состоянием вагонов, устраняются после приведения вагонов в надлежащее техническое состояние;
- п. 5.1. в случае обнаружения вагонов (контейнеров) с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности грузов, доступ к грузу должен быть незамедлительно устранен и при необходимости наложены ЗПУ или пломбы;
- п. 5.2. вагоны (контейнеры), обнаруженные с неисправностями, требующими перегруза, с наличием признаков хищения (проломами, пробоинами стен, крыши, пола вагона и контейнеров, следами вскрытия тары и выемки грузовых мест), а также вагоны с разрядными грузами, огнестрельным оружием и грузами иностранных представительств в обязательном порядке проверяют на станции обнаружения неисправностей с выгрузкой груза и проверкой его количества и состояния. При невозможности проверки груза на данной станции из-за отсутствия необходимых обустройств допускается пропуск таких вагонов до ближайшей станции своей дороги, располагающей такими обустройствами. При этом пропуск производится после выполнения предварительной проверки груза без выгрузки из вагона. Порядок пропуска таких вагонов устанавливает начальник службы грузовой и коммерческой работы.
Во всех случаях проверка наличия и состояния груза в вагоне (контейнере) должна быть проведена в двухсуточный срок после отцепки вагона для устранения коммерческих неисправностей или перегрузки в другой вагон (контейнер).
- п. 5.3 все контейнеры, а также вагоны с грузами, подлежащими сопровождению военизированной охраной, кроме скоропортящихся, обнаруженные в пути следования на ПКО с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности перевозимых грузов, в том числе вагоны без запорно-пломбировочных устройств (пломб) или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами (пломбами), включая вагоны с ненарушенными закрутками и без доступа к грузу, подлежат обязательной проверке в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 настоящих Правил.
- п. 5.4 в случаях, не указанных в пунктах 5.2 и 5.3 настоящих Правил, проверка состояния груза производится осмотром без выгрузки из вагона.
- Приложение 2 к указанным Правилам запрещается отправлять вагоны со станции вагоны с неисправностями, угрожающими безопасности движения и состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов; хопперы с открытыми крышками загрузочно-выгрузочных верхних и нижних устройств; вагоны с признаками хищения или утраты груза, возможностью доступа к грузу из-за повреждения кузова вагона.
На основании вышеизложенного, работники ОАО «РЖД», в том числе при принятии груза к перевозке, промежуточных станциях по пути следования, согласно вышеуказанным инструкциям, должны были проверить техническое состояние вагона, имеется ли доступ к грузу, составить акты общей формы и исправить имеющиеся неисправности, такие как необеспечение сохранности груза ЗПУ и возможность открытия загрузочных люков вагона без снятия ЗПУ.
В рассматриваемом случае 01.10.2020 по прибытию железнодорожного вагона № 95396305 в составе поезда № 2653 (индекс 1800-715-1131) в ПЗТК таможенного поста ЖДПП Посинь представителями перевозчика ОАО «РЖД» на станции Себеж С.С.., В.В.. в соответствии с графиком обработки экспортного поезда, утвержденным Технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном временном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Себеж» был осуществлен его коммерческий осмотр в период с **.** мин. до **.** мин., до предоставления документов в таможенный орган.
То есть перевозчик ОАО «РЖД» мог выявить возможность вскрытия загрузочных люков вагона № 95396305 без снятия средств идентификации (пломб), обнаружить незаявленный товар – «сигареты» и предоставить на него таможенному органу документы и сведения необходимые для выдачи разрешения на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Таким образом, перевозчик ОАО «РЖД», проведя обязательный осмотр поезда № 2653, и вагона № 95396305, при его прибытии на станцию «Себеж», имел реальную возможность проверить доступ к грузу и самостоятельно выявить товар, сведения о котором отсутствовали в ТСД. Однако это не сделал и представил документы в таможенный орган для убытия товара «пшеница» с таможенной территории ЕАЭС, не представив документы на товар «сигареты», а значит своими правами и обязанностями для соблюдения таможенного законодательства не воспользовался.
Учитывая указанное выше, ненадлежащая установка пломбы была визуально очевидна, к товару имелся доступ, что должно было вызвать у перевозчика весомые сомнения относительно достоверности сведений о товаре, указанных в товаросопроводительных документах и фактически вывозимого товара с таможенной территории Союза.
При этом суд учитывает, что за аналогичные правонарушения, связанные с наличием в слабо опломбированных вагонах посторонних грузов ОАО «РЖД» неоднократно привлекалось к административной ответственности, но не предприняло никаких мер для устранения данных фактов.
ОАО «РЖД», не проводя никаких мероприятий по проверке сведений, заявленных в товаросопроводительных документах, предъявило их для принятия таможенным органом решения об убытии товара с таможенной территории Союза, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что перевозчиком ОАО «РЖД» нарушен порядок предоставления сведений о товаре в товаросопроводительных документах при убытии с таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина перевозчика перевозчиком ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: копиями товаросопроводительных документов: копия железнодорожной накладной № 29678849 от 25.09.2020, копия ДТ № 10418010/230920/0268938, копия акта таможенного наблюдения № 10209140/021020/001115 (атн), копия акта таможенного досмотра № 10209140/031020/000429, протоколы опросов свидетелей работников ОАО «РЖД», должностных лиц т/п ЖДПП Посинь и другими материалами, находящимися в деле об административном правонарушении.
Принимая во внимание указанное, в действиях перевозчиком ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, выразившегося в перемещении товаров через таможенную границу РФ с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведений о весе брутто товара при убытии с таможенной территории ТС путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.1 КоАП РФ.
При разрешении вопроса о виде наказания перевозчику ОАО «РЖД», суд исходит из следующего.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно материалам дела об административном правонарушении, перевозчик ОАО «РЖД» в течении года привлекался к административной ответственности по главе 16 КоАП РФ.
С учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, отсутствием смягчающих, наличием отягчающих административную ответственность обстоятельств (совершение однородного административного правонарушения по главе 16 КоАП РФ), суд, считает необходимым назначить перевозчику наказание в виде административного штрафа в пределах санкции статьи, без конфискации предмета административного правонарушения, поскольку в рамках настоящего дела он не изымался.
Издержки по делу отсутствуют.
Руководствуясь ч.3 ст. 16.1, 24.7, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (ИНН **, ОГРН **, зарегистрированного в качестве юридического лица **.**.2003 Межрайонной ИФНС России № 39 по г. Москве), юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (Семьдесят пять тысяч) рублей, без конфискации предмета административного правонарушения.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют.
Банковские реквизиты для оплаты штрафа:
Банк получателя: Операционный департамент Банка России// МО УФК <...>, БИК 024501901, получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); счет получателя: 03100643000000019502, лицевой счет: <***>; КБК 15311601161010000140, ОКТМО 45328000, УИН 15310102090003236203. Поле «Назначение платежа»: оплата штрафа по постановлению об административном правонарушении № 5-1920/2021, протокол об АП № 10209000-3236/2020.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок платежный документ, подтверждающий уплату штрафа, должен быть представлен в Псковский городской суд, кабинет № 14. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Срок предъявления к исполнению 2 года.
Судья М.В. Новикова