ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1923/20 от 23.12.2020 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты> № 5-1923/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Надым ЯНАО 23.12.2020

Судья Надымского городского суда ЯНАО Кузнецова И.Е., рассмотрев в отношении ООО «Инновационные технологии» ИНН/ОГРН <***>/<***>, юридический и фактический адрес – 629008 ЯНАО г.Салехард Республики 67 оф.210, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 38/20 от 02.11.2020, 07.09.2020 при проведении наземного автопатрулирования лесов по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в квартале <адрес> было выявлено захламление лесных участков бытовым и строительным мусором на площади 11,0855га, а именно пластиковыми и стеклянными бутылками, целлофановыми пакетами, картонными коробками, досками, мебелью, бытовой техникой, железными бочками, оконными рамами, автомобильными покрышками и прочим мусором. Вид отходов, их объем и состояние предположительно свидетельствуют о том, что они образовались в течение длительного времени в результате жизнедеятельности населения поселка Лонгъюган. На расстоянии около 20 метров на юг (от поселка Лонгъюган) от обнаруженной свалки расположен земельный участок с кадастровым номером 89:04-020607:15, исключенный из состава земель лесного фонда, под объект «Полигон утилизации твердых бытовых отходов при жилом поселке КС «Лонг-Юганская». Указанный участок огорожен, при въезде установлен шлагбаум, на участке присутствуют отходы производства и потребления. При наложении границ местоположения свалки, полученных при помощи GPS-навигатора, на материалы лесоустройства 2013 года в электронной картографической базе данных материалов лесоустройства программного комплекса ЛЕСГИС и Единой картографической системы ЯНАО было установлено, что лесной участок не обременен. Лесные участки в квартале <адрес> относятся к лесным землям лесного фонда. Лесной участок в квартале <адрес> по материалам лесоустройства 2013 года относится к прочим землям и характеризуется как свалка. Из представленной <адрес> информации (письмо от *дата* № 101-19-05/11405) следует, что в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 18.04.2018 № 416-П «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» деятельность в области обращения с отходами в поселке Лонгъюган осуществляет региональный оператор ООО «Инновационные технологии». Договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования п.Лонгъюган, от 24.12.2018 № 29 (в редакции соглашения от 24.05.2019 о замене стороны в договоре от 24.12.2018 № 29) заключен между ООО «Инновационные технологии» и ООО «Восток-Запад». В целях размещения твердых коммунальных отходов, возникающих у населения и организаций поселка Лонгъюган, создана площадка для размещения ТКО в п.Лонгъюган, сведения о которой внесены в приложении № 5 «Объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходами, в том числе ТКО» к Территориальной схеме обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов, утвержденной приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 N- 101-од. Данная площадка фактически расположена «а земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен*. В отношении указанного объекта размещения отходов выдано заключение Минприроды России о возможности использования объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской федерации для размещения коммунальных отходов от 28.05.2020 № 25/13-з. Данный объект размещения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым *№ обезличен* в поселке Лонгъюган Надымского района, включен в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на основании приказа департамента тарифной политики энергетики и жилищно-коммунального комплекса от 06.07.2020 № 113-ОД «О включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа». Организация, эксплуатирующая объект, на котором размещаются отходы, поступившие с мест накопления отходов в поселке Лонгъюган, отсутствует. Таким образом, Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ЯНАО ООО «Инновационные технологии» отходы, поступающие с мест накопления отходов в п.Лонгъюган, должен размещать на свалке, учтенной в Территориальной схеме обращения с отходами на территории ЯНАО на период 2016-2025 годов. Земельный участок под кадастровым номером *№ обезличен* используемый для временного складирования ТКО, расположен на межселенной территории, на расстоянии 2 км до п.Лонгъюган. Размещение ТКО на участках лесного фонда подтверждается схемами движения транспортных средств, подготовленных в соответствии с детализированным отчетом системы спутниковой навигации по транспортному средству (мусоровозу), используемому для транспортирования ТКО на территории муниципального образования поселок Лонгъюган *№ обезличен*), за период с 25.07. по 30.09.2020, из которых следует, что вывоз ТКО на объект размещения в п.Лонгъюган с координатами *№ обезличен* и кадастровым номером *№ обезличен*, начал производится лишь с 21.09.2020. Указанный отчет предоставлен ООО «Инновационные технологии» (письмо от 02.10.2020 № 11/2976). В нарушение требований федерального законодательства – ст.60.12, 60.3 Лесного кодекса РФ, п.14, 25 Правил санитарной безопасности лесов, ООО «Инновационные технологии» на лесных участках в квартале <адрес> Надымского лесничества допущено загрязнение лесов отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, что свидетельствует о нарушении правил санитарной безопасности в лесах и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ. Правонарушение выявлено 07.09.2020.

В судебном заседании заместитель начальника отдела Надымское лесничество – заместитель лесничего Управления лесных отношений – старший государственный лесной инспектор автономного округа – заместитель лесничего в лесничествах автономного округа, старший государственный инспектор автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО1 полагал факт правонарушения установленным, как и совершение правонарушения юридическим лицом ООО «Инновационные технологии». Также пояснил, что согласно сведениям GPS и схемам движения транспортного средства (мусоровоза), используемого для транспортирования ТКО, видно, что с июля по 10.09.2020 мусоровоз фактически не доезжал до полигона ТБО, начал доезжать до полигона только 10.09.2020, уже после того, как было возбуждено дело об административном правонарушении.

Представитель юридического лица ООО «Инновационные технологии» ФИО2, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Салехардским городским судом, возражал против протокола, пояснил, что в протоколе отсутствуют какие-либо сведения о точном географическом местоположении земельного участка, где было обнаружено складирование отходов, отсутствуют географические координаты обозначенного участка, указание на кадастровый номер земельного участка, где были обнаружены отходы, в протоколе также отсутствуют. Отсутствие всех этих сведений препятствует идентификации земельного участка. Юридическое лицо осуществляет транспортировку отходов на полигоне ТБО возле п.Лонгъюган Надымского района, по географическим координатам *№ обезличен*. Полагал, что событие административного правонарушения, вменяемого юридическому лицу, достоверно не доказано и в полной мере не подтверждается материалами дела, идентифицировать и определить местоположение обнаруженного скопления отходов, как и установить объем обнаруженных отходов, компонентный состав отходов и соотнести выявленное накопление отходов с его расположением на землях лесного фонда не представляется возможным. Доказательств, что именно юридическое лицо, региональный оператор, допустило загрязнение отходами производств и потребления конкретных лесных участков, не имеется, схемы движения мусоровоза еще не подтверждают размещение ТКО на не отведенном для этого месте. Правила санитарной безопасности в лесах не применяются к региональному оператору, поскольку на него не возложена обязанность по соблюдению указанных правил, региональный оператор не является пользователем лесных участков, ему в аренду они переданы не были. Ответственность за создание, образование, организацию свалок отходов на землях лесного фонда законом возложена непосредственно на лицо, организовавшее и создавшее свалку, либо на лицо, эксплуатирующее соответствующую свалку и иной объект размещения отходов с нарушением норм действующего законодательства. Просил производство по делу прекратить.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Часть вторая ст.8.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст.26.1 КоАП РФ, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, согласно акту осмотра лесного участка, составленному 07.09.2020 специалистом 1 категории отдела Надымское лесничество управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственным лесным инспектором автономного округа в лесничествах автономного округа, государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа ФИО3 в кварталах № 183 выдел № 4 Надымского лесничества Лонгъюганского участкового лесничества *№ обезличен* Из представленной выкопировки плана лесонасаждений следует, что место захламления лесных участков бытовым и строительным мусором, площадью 11,0855 га, расположено в квартале 173 выдел 64, квартале 183 выдел 4; при этом в квартале 183 также находится полигон ТБО при жилом поселке КС Лонг-Юганская.

На представленных далее фотоматериалах отражено захламление лесных участков бытовым и строительным мусором (твердыми коммунальными отходами – ТКО), согласно подписи, в указанных выше выделах и кварталах.

Далее из материалов дела следует, что в целях размещения твердых коммунальных отходов, возникающих у населения и организаций поселка Лонгъюган создана площадка для размещения ТКО в п.Лонгъюган, сведения о которой внесены в приложении № 5 «Объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019, и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходам, в том числе ТКО» к Территориальной схеме обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов, утвержденной приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 № 101-од. Площадка – полигон ТБО, расположен на земельном участке с кадастровым номером 89:04:020607:15, в поселке Лонгъюган, в отношении указанного объекта выдано заключение Минприроды России о возможности использования объекта размещения твердых коммунальных отходов, при этом организация, эксплуатирующая полигон ТБО, отсутствует.

Деятельность в области обращения с отходами в поселке Лонгъюган осуществляет региональный оператор ООО «Инновационные технологии», в соответствии с постановлением Правительства ЯНАО от 18.04.2018 № 416-П, с 01.09.2019 на срок шесть лет.

Региональным оператором ООО «Инновационные технологии» заключен 24.12.2018 № 29 договор с ООО «Восток-Запад» (в редакции соглашения от 24.05.2019 о замене стороны в договоре) на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами муниципального образования п.Лонгъюган.

Согласно договору № 29, в услугу исполнителя, ООО «Восток-Запад», входит погрузка ТКО в транспортное место с места накопления ТКО, уборка места накопления ТКО от высыпавшихся при погрузке отходов и их транспортирование до места передачи ТКО (п.1.7 договора). Согласно п.5.1.1 договора, исполнитель обязан осуществлять транспортирование ТКО в соответствии с правилами и нормами, установленными законодательством, в том числе нормативными правовыми актами в области обращения с отходами и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Территориальной схемой, графиком транспортирования ТКО, иными условиями договора; п.5.1.14 – не передавать ТКО в места передачи ТКО, не указанные в договоре.

Согласно приложению № 3 к договору № 29, местом передачи ТКО для МО Лонгъюган является свалка п.Лонгъюган Надымский район.

Также в деле представлен график транспортирования ТКО на 2020 год и картографические материалы по отчетам о событиях системы спутниковой навигации с нанесенными маршрутами по транспортировке ТКО, составленных отделом лесного реестра и учета лесных ресурсов на основе поступивших от регионального оператора данных GPS, из которых следует, что в период с 01.08. по 20.09.2020 транспортное средство (мусоровоз), транспортирующий ТКО в п.Лонгъюган, при направлении к месту сбора (передачи) ТКО региональному оператору не доезжал до полигона ТБО, расположенного на земельном участке под кадастровым номером *№ обезличен* в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов, находящегося, согласно материалам лесоустройства, в квартале <адрес> Надымского лесничества. В период с 21 по 30 сентября 2020 года транспортное средство (мусоровоз) следовало от поселка до полигона ТБО.

Согласно ст.60.12 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу п.2 той же статьи, при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Согласно п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 во исполнение ст.60.3 Лесного кодекса, при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах; уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных.

Согласно ч.1 ст.25 Лесного кодекса, использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

В силу п.25 Правил санитарной безопасности в лесах, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

В силу ст.24.6 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу п.2 той же статьи, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Согласно п.13 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу ч.3 той же статьи, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Согласно протоколу об административном правонарушении, региональному оператору вменено загрязнение лесов отходами производства и потребления и нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

Между тем, исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств в их сопоставлении в сформулированном в протоколе № 38/20 объеме вмененного правонарушения, судья не находит оснований для вывода о нарушении юридическим лицом вмененных ему п.14 и п.25 Правил санитарной безопасности в лесах, поскольку сведений об использовании региональным оператором земельных участков лесного фонда применительно к ст.25 Лесного кодекса РФ в деле не имеется, также земельные участки лесного фонда не предоставлялись региональному оператору для использования.

Также сами по себе картографические материалы по отчетам о событиях системы спутниковой навигации с нанесенными маршрутами по транспортировке ТКО за период с 01.08. по 30.09.2020 не могут однозначно и бесспорно свидетельствовать о выгрузке транспортным средством (мусоровозом), транспортирующим ТКО в п.Лонгъюган, отходов производства и потребления на земельных участках лесного фонда, не отведенных для этой цели, при отсутствии иных доказательств данных обстоятельств.

При этом судебное постановление не может быть основано на предположениях.

В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку составление мотивированного постановления в силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ отложено, день изготовления постановления в полном объеме является днем его составления.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 КоАП РФ (протокол № 38/20) в отношении ООО «Инновационные технологии» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пп.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Надымский городской суд.

Мотивированное постановление составлено 25.12.2020

Председательствующий судья: подпись

Копия верна: Судья Надымского суда Кузнецова И.Е.

Секретарь суда____________________

Постановление не вступило в законную силу 25.12.2020

Подлинник постановления хранится в деле № 5-1923/2020

(УИД 89RS0003-01-2020-003825-78) том № 1 в Надымском городском суде ЯНАО.