ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-192/20 от 02.12.2020 Валуйского районного суда (Белгородская область)

дело № 5-192/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Валуйского районного суда Белгородской области Порошин А.Г.,

рассмотрев в <...>) 02 декабря 2020 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, <данные изъяты> ранее к административной ответственности в области таможенного дела не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

Белгородской транспортной прокуратурой совместно с сотрудниками отдела таможенного контроля после выпуска товаров Белгородской таможни 29.09.2020 проведен таможенный осмотр торгового павильона «Табакерка», расположенного по адресу <адрес>

В ходе осмотра обнаружено, что в вышеуказанном помещении индивидуальным предпринимателем ФИО1 осуществлялась розничная торговля табачными изделиями иностранного производства: сигареты торговой марки «MONTE CARLO» в количестве 21 пачка по 20 сигарет в каждой пачке (пачки красно-белого цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN THE EU, изготовитель «ДЖ. Т. И. Полска Сп. з о.о.» Польша, 99-220 Вартковице, Стары-Госткув, 42, штрих код 40329215); сигареты торговой марки «GOLDEN GATE» в количестве 8 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки красно-белого цвета, имеется надпись: только для продажи в магазинах беспошлинной торговли, произведено в Германии компанией «REEMTSMA CIGARETTENBRIKEN GMBH» МАКС-БОРН-ШТРАССЕ 4, 22761 Гамбург Германия, штрих код 4030600105184); сигареты торговой марки «LD» в количестве 14 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки красно-белого цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN THE EU, изготовитель «ДЖ. Т. И. Полска Сп. з о.о.» Польша, 99-220 Вартковице, Стары-Госткув, 42, штрих код 4033100039621).

Кроме того, в ходе таможенного осмотра установлено, что часть товара (2 пачки) содержали ценовую информацию и находились в стеклянной витрине, а часть товара (41 пачка) - за витриной. Заводские упаковки пачек не нарушены. На указанном товаре отсутствуют акцизные марки, имеются надписи «FOR DUTY FREE SALE ONLY», «только для продажи в магазинах беспошлинной торговли», что отражено в акте таможенного осмотра помещений и территорий. Товар предлагался ИП ФИО1 к реализации.

По данному факту 29.09.2020 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 16.21 КоАП РФ. 28.10.2020 должностным лицом ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении.

В судебное заседание ФИО1 не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, передал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в котором просил приметить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения. В ходе расследования административного дела вину в совершении вменяемого административного правонарушения признал, в содеянном раскаялся (л.д. 33-34).

Представитель Белгородской таможни по доверенности ФИО3 считает, что в действиях ИП ФИО1 содержится состав вменяемого административного правонарушения, полгала необходимым привлечь его к административной ответственности, применив наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с требованием п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками. Согласно требованиям п. 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденных указанным постановлением Правительства, маркировка акцизными марками ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции осуществляется до ее ввоза в Российскую Федерацию. Согласно п. 8 данных правил, акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.

То есть, ввозимый товар должен иметь установленные акцизные марки на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. Отсутствие на пачках сигарет акцизных марок влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований и свидетельствует о том, что товары незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС.

Факт отсутствия на упаковке товаров, хранящихся в торговом помещении «Табакерка» и реализуемых ИП ФИО1, наклеенных акцизных марок, свидетельствуют о невозможности принятия таможенным органом решения, разрешающего использовать Товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры, следовательно - отсутствие выпуска товаров и неуплату таможенных платежей.

В определении от 27.11.2001 № 202-О Конституционный Суд РФ указал, что если в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, если приобретатель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, то это дает основание говорить о его вине в форме неосторожности.

В соответствии с Приказом ФТС России от 31.10.2007 № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации», ИП ФИО1 имел право получить сведения о выпуске товаров. При этом, оптовая и розничная торговля товарами из магазинов беспошлинной торговли законом также запрещена.

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования, а также правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли определены статьями 380 и 381 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также главой 60 ТК ЕАЭС.

Статья 380 Федерального закона № 289-ФЗ не предусматривает возможность продажи табачной продукции из магазинов беспошлинной торговли как оптовым или розничным способом вне пределов таких магазинов, так и неопределенному кругу лиц. Кроме того, пп. 4 п. 6 ст. 380 Федерального закона № 289-ФЗ определен круг лиц, которым реализуются товары из торговых залов магазинов беспошлинной торговли. К ним относятся только физические лица: а) убывающие с таможенной территории Союза, с исключением возможности оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории; б) прибывающие на таможенную территорию Союза, с исключением возможности оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории Союза помимо таможенного контроля, в том числе путем передачи их физическим лицам, не осуществляющим прибытие на таможенную территорию Союза; в) выезжающие из Российской Федерации в другое государство - член Союза, с исключением возможности реализации товаров физическим лицам, выезжающим из Российской Федерации; г) въезжающие в Российскую Федерацию из другого государства - члена Союза, с исключением возможности реализации товаров физическим лицам, не въезжающим в Российскую Федерацию. Таким образом, торговля продукцией из магазинов дьюти-фри вне его пределов противоречит требованиям действующего законодательства и исключает законный способ реализации названных товаров.

При описанных обстоятельствах, в действиях ИП ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 16.21 КоАП РФ, выразившегося в хранении и реализации товара, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги и не соблюдены запреты и ограничения.

Согласно заключению эксперта экспертно-исследовательского отделения № 1 (г. Белгород) экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Брянск № 12403030/0025432 от 06.10.2020, в представленных на экспертизу измельченных частях растений темно-коричневого цвета, обладающих специфическим запахом, находящихся в 43 пачках с надписями, среди прочих, «MONTE CARLO», «GOLDEN GATE», «LD», в пределах чувствительности используемых методов исследования наркотических средств, сильнодействующих, психотропных веществ не обнаружено (л.д. 50-54). В ходе проведения экспертизы израсходовано содержимое одной сигареты из каждой пачки (всего израсходовано содержимое 43 сигарет).

В соответствии с заключением эксперта экспертно-исследовательского отделения № 1 (г. Белгород) экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Брянск № 12403030/0025431 от 15.10.2020, общая свободная (рыночная) стоимость товара - сигареты «MONTE CARLO» в количестве 21 пачка по 20 сигарет в каждой пачке, сигареты «GOLDEN GATE» в количестве 8 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, сигареты «LD» в количестве 14 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, в Российской Федерации по состоянию на 29.09.2020 составляет 5 231 руб. (л.д. 56-62).

В целях сохранения предметов административного правонарушения товар передан в соответствии с актом приема-передачи вещественных доказательств № 10 от 22.10.2020 на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Белгородской таможне (л.д. 63).

Свидетели ФИО5, ФИО6 пояснили, что работают в отделе таможенного контроля после выпуска товаров Белгородской таможни. 29.09.2020 ими на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 29.09.2020 был проведен таможенный осмотр торгового павильона «Табакерка», расположенного в <адрес>. В вышеуказанном помещении ИП ФИО1 осуществлялась розничная торговля табачными изделиями иностранного производства. Среди табачной продукции было выявлено наличие товара без акцизных марок: сигареты торговой марки «MONTE CARLO» в количестве 21 пачка по 20 сигарет в каждой пачке (пачки красно-белого цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN THE EU, изготовитель «ДЖ. Т. И. Полска Сп. з о.о.» Польша, 99-220 Вартковице, Стары-Госткув, 42, штрих код 40329215); сигареты торговой марки «GOLDEN GATE» в количестве 8 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки красно-белого цвета, имеется надпись: только для продажи в магазинах беспошлинной торговли, произведено в Германии компанией «REEMTSMA CIGARETTENBRIKEN GMBH» МАКС-БОРН-ШТРАССЕ 4, 22761 Гамбург Германия, штрих код 4030600105184); сигареты торговой марки «LD» в количестве 14 пачек по 20 сигарет в каждой пачке (пачки красно-белого цвета, имеется надпись: FOR DUTY FREE SALE ONLY MADE IN THE EU, изготовитель «ДЖ. Т. И. Полска Сп. з о.о.» Польша, 99-220 Вартковице, Стары-Госткув, 42, штрих код 4033100039621). В ходе таможенного осмотра установлено, что часть из вышеуказанного товара - 2 пачки сигарет «MONTE CARLO» и «GOLDEN GATE» с ценовой информацией находилась в стеклянной витрине, а остальная часть товара (41 пачка) находилась за витриной. Заводские упаковки всех обнаруженных 43 пачек сигарет не нарушены. Каких-либо документов на обнаруженный товар ИП ФИО1 не предоставлено (л.д. 40-45).

ИП ФИО1 в объяснениях от 22.10.2020 пояснил, что он является индивидуальным предпринимателем с 21.05.2018 года. В качестве основного вида деятельности ему разрешена розничная торговля табачными изделиями в специализированных магазинах. 29.09.2020 сотрудники Белгородской таможни и Белгородской транспортной прокуратуры провели таможенный осмотр торгового павильона «Табакерка», расположенного в <адрес>. Это помещение он арендует по договору аренды № 01/06/18. В вышеуказанном помещении он лично осуществляет розничную торговлю табачными изделиями. Среди табачной продукции было выявлено наличие товара без акцизных марок. Также установлено, что часть товара - 2 пачки сигарет «MONTE CARLO» и «GOLDEN GATE» с ценовой информацией находилась в стеклянной витрине, а остальная часть товара (41 пачка) находилась за витриной. Заводские упаковки всех пачек сигарет не нарушены. Каких-либо документов на обнаруженный товар у ФИО1 не было. Указанные сигареты он приобрел в августе-сентябре 2020 года у незнакомого ему человека на рынке в г. Шебекино с целью личного использования и частичной реализации. По какой цене он приобрел указанные сигареты, не помнит. Какие-либо товаросопроводительные документы, в том числе чеки, ему никто не выдал. При покупке он не обратил внимание на отсутствие на пачках акцизных марок. После осмотра сигареты были изъяты. Вину в совершении правонарушения он признал, в совершенном правонарушении раскаялся (л.д. 33-34).

Согласно расчету ОТО и ТК № 1 Валуйского таможенного поста, таможенные платежи при проведении таможенных операций, необходимые для уплаты при таможенном декларировании и помещения товара под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» на территории Союза по состоянию на 29.09.2020 составили бы 4 623,05 руб. (л.д. 75-76).

Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, предусматривает ответственность за пользование и хранение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу ЕАЭС и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения.

В соответствии с п. 1 ст. 118 Таможенного кодекса ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру и уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров.

Товар (сигареты) подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР ТС 035/2014 (утв. Решением Совета ЕЭК от 12.11.2014 № 107). Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения. На потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее - марки)

В соответствии с требованием п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" установлено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации, подлежит обязательной маркировке акцизными марками. Согласно требованиям п. 6 Правил изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, утвержденных указанным постановлением Правительства, маркировка акцизными марками ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции осуществляется до ее ввоза в Российскую Федерацию. Согласно п. 8 данных правил, акцизная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи.

Следовательно, ввозимый товар должен иметь установленные акцизные марки на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза. Отсутствие на пачках сигарет акцизных марок влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований и свидетельствует о том, что товары незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Факты отсутствия на упаковке товаров, хранящихся в торговом помещении «Табакерка» и реализуемых ИП ФИО1, наклеенных акцизных марок, свидетельствуют о невозможности принятия таможенным органом решения, разрешающего использовать Товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры, следовательно - отсутствие выпуска товаров и неуплату таможенных платежей. Товар - сигареты, обнаруженный в торговом помещении «Табакерка», не мог быть законно перемешен через таможенную границу Евразийского экономического союза.

В соответствии с п. 2 ст. 494 ГК РФ, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Под хранением товаров следует понимать действия лица, связанные с владением товарами, содержащимися при лице, в помещении, в тайнике, при этом не имеет значение, в течение какого времени лицо хранило такие товары.

Согласно п. 1 примечаний к ст. 16.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В соответствии с ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ИП ФИО1 не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, необходимая для соблюдения действующего законодательства ЕАЭС и Российской Федерации.

Таким образом, судьей установлено, что в действиях ИП ФИО1 содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, выразившегося в приобретении, пользовании и хранении товара, который незаконно перемещен через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которого не уплачены таможенные пошлины, налоги и не соблюдены запреты и ограничения, что подтверждается доказательствами: актом таможенного осмотра помещений и территорий (л.д. 15-18); протоколом изъятия вещей и документов (л.д. 28-30); протоколом опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу (л.д. 33-34), протоколами опроса свидетелей (л.д. 40-45); заключением эксперта № 12403030/0025431 от 15.10.2020 (л.д. 55-62); служебной запиской ОТНПТиТО от 26.10.2020 (л.д. 73).

Ранее ИП ФИО1 к административной ответственности за административные правонарушения в сфере таможенного законодательства не привлекался (л.д. 77).

При назначении наказания ИП ФИО1 судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствах суд относит совершение административного правонарушения впервые, признание вины и раскаяние в содеянном.

С учетом вышеизложенного, положений ст. 3.1 КоАП РФ, устанавливающей цели административного наказания и его соразмерность, судья полагает необходимым назначить ИП ФИО1 наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения – товара (сигарет).

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по данному делу, связанные с проведением экспертизы, хранением предметов административного правонарушения, подлежат отнесению на счет федерального бюджета.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9 - ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ, и назначить ему по этой статье наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения: сигарет «MONTE CARLO» в количестве 21 пачка по 20 сигарет в каждой пачке, сигареты «GOLDEN GATE» в количестве 8 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, сигареты «LD» в количестве 14 пачек по 20 сигарет в каждой пачке, общая свободная (рыночная) стоимость которых по состоянию на 29.09.2020 составляет 5 231 руб., за исключением израсходованного в ходе проведения экспертизы содержимого одной сигареты из каждой пачки (всего 43 сигареты), из числа представленных на экспертизу.

Доходы федерального бюджета по средствам от распоряжения и реализации конфискованного имущества обращенного в доход Российской Федерации (в случае наличия) подлежат перечислению по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Белгородской области (ТУ Росимущества в Белгородской области), Банк получателя: Отделение Белгород г. Белгород; р/с <***>, БИК 041403001, ИНН <***>, КПП 312301001, ОКТМО 14701000001; КБК 167 1 14 03012 01 0500 410 Средства от распоряжения и реализации прочего движимого конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)», КБК 167 1 14 03012 01 0500 440 «Средства от распоряжения и реализации прочего движимого конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)»; поле «Назначение платежа»: Средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации, по делу об АП № 10101000-1223/2020 в отношении ИП ФИО1

Издержки по данному делу, связанные с проведением экспертиз и хранением предметов административного правонарушения, отнести на счет федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы в Белгородский областной суд через Валуйский районный суд Белгородской области либо непосредственно в Белгородский областной суд.

Судья: