Дело № 5-1932/2021
УИД 51RS0001-01-2021-006045-19
Полный текст изготовлен 21.10.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
18 октября 2021 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы к нему в отношении:
ФИО1, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
В Октябрьский районный суд г. Мурманска поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – <данные изъяты> ФИО1 за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, не просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного органа, явка которого не признана судьей обязательной, в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в ранее состоявшемся судебном заседании полагал наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие должностного лица ФИО1 и представителя административного органа.
Исследовав протокол об административном правонарушении и материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета Мурманской области в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлен постановлением Правительства Мурманской области от 23.03.2015 № 105-ПП (ред. от 05.08.2019, далее - Порядок), утратившим силу с 01.01.2021.
Данный Порядок признан утратившим силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 29.12.2020 № 964-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Мурманской области по установлению порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий государственным областным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Мурманской области».
В соответствии с пунктом 2 Порядка целевые субсидии могут также предоставляться учреждениям на реализацию мероприятий непрограммной деятельности.
Согласно пункту 6 Порядка в целях нормативного закрепления механизма увязки процессов предоставления учреждениям и возврата учреждениями целевых субсидий с целевыми показателями результативности их использования главный распорядитель средств областного бюджета разрабатывает и утверждает Правила предоставления и расходования субсидий подведомственным бюджетным и автономным учреждениям (далее - Правила).
Правила должны содержать:
1) цель предоставления субсидии;
2) целевой(ые) показатель(и) результативности использования целевой субсидии (в отношении каждой субсидии);
3) перечень документов, необходимых для предоставления целевой субсидии;
4) методику определения объема целевой субсидии с учетом механизма ее распределения в разрезе учреждений с использованием расчетных показателей (цена единицы товара (работы, услуги), его (их) количество, технические характеристики оборудования);
5) меры, принимаемые ГРБС при достижении учреждением целевых показателей результативности использования целевой субсидии за счет меньшего объема бюджетных средств (уменьшение объема целевой субсидии на сумму экономии, в том числе образовавшейся по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)).
В соответствии с пунктом 8 Порядка целевые субсидии предоставляются при условии заключения между главным распорядителем средств областного бюджета и учреждением соглашения о предоставлении из областного бюджета государственному учреждению субсидии на иные цели по форме, утвержденной главным распорядителем средств областного бюджета.
Соглашение заключается после утверждения сводной бюджетной росписи областного бюджета и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями) в соответствии с пунктом 2.3.4 раздела II Плана работы Контрольно-счетной палаты Мурманской области на 2020 год, утвержденного Коллегией Контрольно-счетной палаты Мурманской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями) в рамках контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств областного бюджета, выделенных в 2018-2019 годах и за 9 месяцев 2020 года <данные изъяты> проведена проверка в Министерстве образования и науки Мурманской области, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Министерство образования и науки Мурманской области осуществляет деятельность на основании Положения о Министерстве образования и науки Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 21.03.2014 № 133-ПП (далее - Положение о Министерстве № 133-ПП).
Законом Мурманской области от 25.12.2018 № 2334-01-3MO «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон об областном бюджете на 2019 год) Министерство образования и науки Мурманской области утверждено главным распорядителем средств областного бюджета в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета.
Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляло исполнение бюджета по расходам в части предоставления субсидий на иные цели государственному автономному учреждению дополнительного образования Мурманской области «<данные изъяты>») в соответствии с доведенным ему объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом об областном бюджете на 2020 год.
В ходе контрольного мероприятия был установлен факт отсутствия в 2020 году утвержденных Министерством образования и науки Мурманской области Правил предоставления и расходования субсидий на «Организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников государственных областных образовательных организаций» (код субсидии 220300010) и на «Организацию отдыха и оздоровления детей в оздоровительных учреждениях, расположенных на территории области и за ее пределами» (код субсидии 220300001).
Отсутствие локального нормативного акта Министерства образования и науки Мурманской области, утверждающего Правила предоставления и расходования субсидий, делает невозможным определить цели предоставления субсидии; целевые показатели результативности использования целевой субсидии (в отношении каждой субсидии); перечень документов, необходимых для предоставления целевой субсидии; методику определения объема целевой субсидии с учетом механизма её распределения с использованием расчетных показателей; меры, принимаемые главным распорядителем бюджетных средств при достижении учреждением целевых показателей результативности использования целевой субсидии за счет меньшего объема бюджетных средств (уменьшение объема целевой субсидии на сумму экономии, в том числе образовавшейся по итогам осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)).
Кроме того, условием предоставления субсидий на иные цели, в соответствии с пунктом 8 Порядка является наличие заключенного между Министерством образования и науки Мурманской области и учреждением соглашения о предоставлении субсидий на иные цели.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 Положения о Министерстве образования и науки Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 21.03.2014 № 133-ПП (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Мурманской области. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ ФИО1 назначена на должность <данные изъяты>, уволена с замещаемой должности на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ.
В 2020 году средства субсидий на иные цели предоставлялись на основании заключенного между Министерством образования и науки Мурманской области в лице <данные изъяты> и <данные изъяты>» соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии на иные цели от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями, внесенными дополнительными соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, то есть на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, при предоставлении <данные изъяты>» субсидий на иные цели в 2020 году должностным лицом - <данные изъяты> ФИО1 не обеспечено соблюдение пункта 6 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПП (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку Министерством образования и науки Мурманской области не утверждены Правила предоставления и расходования субсидий, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения ФИО1 подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ№, выпиской ЕГРЮЛ, положением о Министерстве образования и науки Мурманской области, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями <адрес> № ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ и ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями, внесенными дополнительными соглашениям от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями), пояснительной запиской должностных лиц Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководителя.
При производстве дела административным органом процессуальных нарушений не допущено, срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
При производстве по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении административным органом процессуальных нарушений не допущено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
С учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности административного правонарушения, принимая во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным и освобождением в связи с этим от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется. Состав допущенного правонарушения является формальным.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, поэтому отсутствие тяжких последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за соблюдение условий предоставления субсидий, к исполнению своих должностных обязанностей.
Вместе с тем, в силу ч.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ФИО1 на момент совершения правонарушения к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалась, доказательств обратного не имеется.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, при рассмотрении дела судьей не установлено.
С учетом отсутствия как отягчающих, так и смягчающих административную ответственность обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения лица, прекращения полномочий министра образования и науки Мурманской области, судья считает возможным назначить ФИО1 административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 10 000 рублей, поскольку дисквалификация является более строгим видом административного наказания.
В данном случае назначение административного наказания в виде административного штрафа будет способствовать достижению целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, направленных на предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
Судья не находит оснований для применения части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уменьшения размера назначенного административного штрафа, поскольку условия для уменьшения размера административного штрафа отсутствуют.
Судья также не находит оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку характер совершенного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объектом посягательства которого являются финансы - денежные средства, выделяемые из областного бюджета, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Из материалов дела также не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства, как отсутствие угрозы причинения вреда интересам государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:
ИНН <***>; КПП 519001001,
(Контрольно-счетная палата Мурманской области л/с <***>),
Отделение Мурманск банка России // УФК по Мурманской области г. Мурманск,
Единый казначейский счет 40102810745370000041,
БИК ТОФК 014705901,
Казначейский счет 03100643000000014900,
ОКТМО 47701000,
КБК 882 116 01156 01 0000 140 (административные штрафы, установленные главой 15 КоАП РФ).
Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья: И.В. Хуторцева