ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1940/20 от 20.11.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1940/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

20 ноября 2020 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Захарова О.С.,

при секретаре Шалонько О.Н.

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги», юридический адрес: 107174, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003, ранее в течение года привлекаемого к административной ответственности в области нарушения таможенных правил, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

20 июня 2020 на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № 2630 (индекс 1100/171/1800) прибыл железнодорожный вагон № 28352409 с товаром (колеса для комбайнов, принадлежности для комбайнов).

Во время прибытия поезда 2630 (индекс 1100/171/1800) на т/п ЖДПП Посинь, до подачи документов в таможенный орган, было проведено взвешивание вагона № 28352409 в движении на весах № 2, в результате которого выявлено превышение веса нетто товара, находящегося в вагоне, на 3,1 тонну. Далее вагон был направлен на дополнительное взвешивание на весы ВТВ-Д № 208, в результате которого установлено, что фактический вес нетто перемещаемого товара составляет 16,3 тонн, что на 2,55 тонн больше заявленного – 13,76 тонн.

Перевозчик ОАО «РЖД» в соответствии со статьей 89 ТК ЕАЭС и согласно контрольному листу обработки импортного транзитного поезда предоставил в таможенный орган товаросопроводительные документы (далее ТСД) на перевозимый товар: накладная СМГС № 0601522 от 16.06.2020; инвойсы и приложения № 2006К015 - № 2006К019 от 04.06.2020, № 2006К024- № 2006К026 от 04.06.2020, согласно которым в вышеуказанном вагоне перемещались товары: колеса демонтированные, код ТНВЭД ЕАЭС № 8433510009, всего 32 колеса, 32 грузовых места, общим весом брутто 8000 кг, принадлежности комбайнов, демонтированные, код ТНВЭД ЕАЭС № 8433510009, всего 32 штуки (ящиков с принадлежностями), общее количество – 600 шт., общий вес брутто 5456 кг, общее количество грузовых мест – 64, предметов – 632.

Отправитель товара – ЗАО «ЦИС-Карго», Литва, получатель товара – ТОО «Eurasia Kazakhstan», Казахстан, перевозчик - ОАО «РЖД».

При проведении таможенного контроля на этапе «прибытие товаров на таможенную территорию ЕАЭС», в рамках СУР, таможенным органом было принято решение о таможенном досмотре товаров, перемещаемых в вагоне № 28352409.

В результате проведенного 24.06.2020 таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10209140/260620/000288) установлено, что количество товара «подбарабанье» превышает заявленное в ТСД на 8 шт. (заявлено 16 штук, по 2 шт. в 8-ми ящиках, фактически – 24 штуки, по 3 шт. в 8 ящиках, весом брутто 374,3 кг, весом нетто – 367 кг); в вагоне перемещаются товары, не заявленные в ТСД – «знаки габарита», новые, всего 14 шт., весом брутто/нетто 31 кг; «задние габариты стоп сигнала в сборе», новые, 4 шт., весом брутто 0,6 кг, вес нетто 0,51 кг; «лампочки одноконтактные», новые, всего 8 шт., весом брутто 0,065 кг, вес нетто 0,0035 кг; «светоотражатели», новые, всего 4 шт., весом брутто 0,17 кг, вес нетто – 0,14 кг.

Какие-либо изменения в части несоответствия количества и наименования товара или обоснованные оговорки об отсутствии контроля со стороны перевозчика за погрузкой товара в транспортное средство, в указанные выше транспортные документы перевозчиком внесены не были.

Действия перевозчика ОАО «РЖД», выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве и наименовании перемещаемого товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, послужили основанием для возбуждения дела № 10209000-2184/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ и проведении административного расследования.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения:

1. Подбарабанье новые (сетчатые металлические конструкции полуовальной формы, черного цвета, без маркировки, упакованы в воздушно-пузырьковую пленку) - 8 шт., вес брутто 374,3 кг;

2.Знаки габарита новые (металлическая пластина квадратной формы бело красного цвета, прикрепленная двумя болтами к штампованной металлической зеленой пластине) – 14 шт., вес брутто 31 кг;

3. Задние габариты стоп сигнала в сборе, новые (пластмассовые изделия квадратной формы, красного цвета) - 4 шт., вес брутто 0,6 кг;

4. Светоотражатели, новые (светоотражающее пластмассовое изделие круглой формы, красного цвета, имеющий маркировку «DOB-39, 3R, E20, 020542» в полиэтиленовом пакете) – 4 шт., вес брутто 0,17 кг;

5. Лампочки одноконтактные, новые (упакованы по 2 штуки в 4 бумажных коробки с маркировкой «JOHN DEERE») – 8 шт., вес брутто 0,065 кг,

изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 07.07.2020 и по акту приема-передачи помещен на ответственное хранение на СВХ ООО «Транзит Терминал» по адресу: Псковская область, Пыталовский район, Гавровская волость, д. Уболенка.

Перевозчик ОАО «РЖД» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по протоколу не представил.

Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании полагала, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела.

Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях перевозчика состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Часть 3 ст. 16.1 КоАП предусматривает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения.

Административная ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает независимо от факта неуплаты таможенных платежей или наступления иных материальных последствий.

Как следует из положений, закрепленных в п. 26 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее ТК ЕАЭС) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Подпунктом 4 пункта 1 ст. 83 ТК ЕАЭС установлено, что при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать перевозчик.

Согласно подп. 6 п.2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан выполнять требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Исходя из положений главы 22 «Таможенная процедура таможенного транзита» ТК ЕАЭС, а также статей 150-154 указанной главы ТК ЕАЭС, перевозчик несет права и обязанности предусмотренные, в том числе ТК ЕАЭС, то есть обладает полномочиями в отношении перевозимых товаров в период осуществления перевозки.

Обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер.

В соответствии со ст.409 ТК ЕАЭС таможенный перевозчик обязан соблюдать при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита условия и выполнять требования, установленные настоящим кодексом.

В силу ст. 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств – членов.

Согласно ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

В соответствии п.п.4 п.1 ст. 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик представляет следующие документы:

- транспортные (перевозочные) документы;

- передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;

- документ, содержащий сведения о припасах;

- документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;

- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.

А также сведения об:

- отправителе и получателе товаров (наименования и адреса);

- станции отправления и станции назначения товаров (наименования);

- количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;

- товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков);

- весе брутто товаров (в килограммах);

- идентификационных номерах контейнеров.

Как следует из материалов дела, 20 июня 2020 на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № 2630 (индекс 1100/171/1800) прибыл железнодорожный вагон № 28352409.

Согласно представленным перевозчиком ОАО «РЖД» ТСД в указанном вагоне перемещался товар - колеса демонтированные, код ТНВЭД ЕАЭС № 8433510009, всего 32 колеса, 32 грузовых места, общим весом брутто 8 000 кг; принадлежности комбайнов, демонтированные, код ТНВЭД ЕАЭС № 8433510009, всего 32 штуки (ящиков с принадлежностями), общее количество – 600 шт., общий вес брутто 5456 кг, общее количество грузовых мест – 64, предметов – 632, что не соответствовало действительности, поскольку в результате таможенного досмотра был выявлен товар, превышающий заявленный в ТСД по количеству грузовых мест и предметов, а также товар, не заявленный в ТСД.

Таким образом, ОАО «РЖД» были предоставлены таможенному органу недостоверные сведения о количестве и наименовании товара, ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем предоставления товаросопроводительных документов содержащих недостоверные сведения.

В ходе проведения административного расследования перевозчик каких-либо пояснений по вмененному правонарушению в адрес таможенного органа не предоставил.

Отправитель товара UAB «Cis-Cargo» представил письменные пояснения, в которых указал, что товар, перемещаемый в железнодорожном вагоне №28352409, является комплектующими принадлежностями комбайнов зерноуборочных. Комбайны на своем ходу, в количестве 8 шт., и принадлежности комбайнов в деревянных ящиках, в количестве 32 шт. (по 4 ящика к каждому комбайну) были отправлены производителем паромом из порта Киль, Германия, в порт Клайпеда, Литва, для погрузки на железнодорожные вагоны и отправке по железной дороге в адрес получателя ТОО «Eurasia Kazakhstan», Казахстан. При перегрузке товара в Центральном Клайпедском терминале в Литве в целях транспортировки были демонтированы колеса комбайнов. 32 штуки демонтированных колеса и 32 ящика с принадлежностями к комбайнам, которые не вскрывались, были помещены в крытый вагон № 28352409. В товаросопроводительных документах были указаны сведения и данные о товаре из документов производителя, который представил неполную информацию о товаре, в связи с чем в ТСД были указаны неточные сведения о наименовании и количестве перемещаемого товара /л.д.149-142/.

Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.

Положения Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) не исключают возможности перевозчика по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, и призваны обеспечить должный контроль таможенных органов Российской Федерации в ходе таможенного оформления товара при его прибытии.

Статьей 3 КДПГ установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Согласно статье 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно грузовых мест, их маркировки и размеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки.

В соответствии с п. 2 ст. 8 и ст. 11 КДПГ, если перевозчик не имеет достаточной возможности реализовать свое право проверить правильность записей, сделанных в ТСД относительно количества грузовых мест, веса товара и его наименования, он должен вписать в ТСД (транспортные (перевозочные) документы) обоснованные оговорки.

В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.

Законодательством Российской Федерации также установлено право перевозчика в любой момент проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных. Так данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав).

В случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС).

Кроме того, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (приложение «В» к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Таким образом, положения СМГС, Устава, ТК ЕАЭС, предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст. 107, 108 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Указанным правом ОАО «РЖД» не воспользовалось. Документы, свидетельствующие о мерах принимаемых ОАО «РЖД» для недопущения установленных нарушений, в материалах дела отсутствуют. Напротив, из обстоятельств дела следует, что общество приняло товар к перевозке без какой-либо проверки сведений о нем.

ТК ЕАЭС предоставляет перевозчику не право, а возлагает на него обязанность при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих достоверные сведения о наименовании товаров, независимо от стечения обстоятельств организации перевозки.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению юридическим лицом предусмотренных законом обязанностей, судом не установлено.

Осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, ОАО «РЖД» должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, предшествующих международной перевозке, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до представления таможенному органу товаросопроводительных документов, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства, а также организовать свои гражданско-правовые отношения с контрагентом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре с целью их последующего представления в таможенный орган.

Таким образом, представив таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании и количестве товара, ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, перевозчик ОАО «РЖД» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Вина привлекаемого к административной ответственности лица полностью подтверждается материалами административного расследования по делу об административном правонарушении № 10209000-2184/2020, приведенные выше доказательства оценены судом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Санкция ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, предмет правонарушения, наличие отягчающего обстоятельства – повторное совершение административного правонарушения области нарушения таможенных правил, и полагает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета правонарушения.

Издержек по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Перевозчика ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения:

1. Подбарабанье новые (сетчатые металлические конструкции полуовальной формы, черного цвета, без маркировки, упакованы в воздушно-пузырьковую пленку) - 8 шт., вес брутто 374,3 кг;

2. Знаки габарита новые (металлическая пластина квадратной формы бело красного цвета, прикрепленная двумя болтами к штампованной металлической зеленой пластине) – 14 шт., вес брутто 31 кг;

3. Задние габариты стоп сигнала в сборе, новые (пластмассовые изделия квадратной формы, красного цвета) - 4 шт., вес брутто 0,6 кг;

4. Светоотражатели, новые (светоотражающее пластмассовое изделие круглой формы, красного цвета, имеющий маркировку «DOB-39, 3R, E20, 020542» в полиэтиленовом пакете) – 4 шт., вес брутто 0,17 кг;

5. Лампочки одноконтактные, новые (упакованы по 2 штуки в 4 бумажных коробки с маркировкой «JOHN DEERE») – 8 шт., вес брутто 0,065 кг, находящийся на ответственном хранении на СВХ ООО «Транзит Терминал» по адресу: Псковская область, Пыталовский район, Гавровская волость, д. Уболенка.

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Издержек по делу не имеется.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья О.С. Захарова