ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1944/20 от 19.03.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 5-42/2021

91RS0024-01-2020-006793-02

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 марта 2021 года г. Ялта

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Алтунин А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее из Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в отношении

ФИО1, <данные изъяты>

по ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

ФИО1, будучи начальником Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым (далее – Департамент), зарегистрированного по адресу: <...>, не выполнил предписание Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 25.09.2020 года №<номер> об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки законности расходования бюджетных денежных средств, в части пунктов 1-3, 5-7, 9 в срок, установленный данным предписанием, - до 25.09.2020 года, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

ФИО1 в суд не явился, представил письменное возражение по делу. В своем возражении указал, что он не является субъектом правонарушения, поскольку на момент окончания срока исполнения предписания находился в отпуске. Предписание вынесено счетной палатой при отсутствии необходимости принятия мер безотлагательного характера; при таком положении следовало вынести представление. Кроме того, на предписание Департаментом дан ответ 22.10.2020 года, в котором сообщено о принятых мерах. Департамент сделал все возможное для исполнения требований действующего законодательства. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

От защитника ФИО1 – Низамутдинова М.И. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела. Определением судьи от 19.03.2021 года ходатайство защитника юридического лица оставлено без удовлетворения.

Оценив доводы ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к выводу о виновности данного лица в совершении правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

В соответствии с ч. 1 ст. 268 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен, кроме прочего: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.

Статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что контрольно-счетные органы муниципальных образований вправе осуществлять аудит в сфере закупок, при этом они осуществляют анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 указанного Закона, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, обобщают результаты, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.

На основании ч. 12 ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» контрольно-счетные органы муниципальных образований проводят аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Согласно статье 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия: 1) контроль за исполнением местного бюджета; 2) экспертиза проектов местного бюджета; 3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; 4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; 6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; 8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; 9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; 10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; 11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч.1).

Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района (ч.2).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право в пределах своей компетенции: направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке; составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий; знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; знакомиться с технической документацией к электронным базам данных; составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль (ст. 13 Федерального закона N 6-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.

Частью 7 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля правомочны осуществлять аудит расходов по заключенным и исполненным муниципальным контрактам, проверять соблюдение установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, требовать представления должностными лицами органов местного самоуправления необходимых материалов, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Неисполнение предписания контрольно-счетного органа муниципального образования образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что с 07.09.2018 по 08.10.2018 должностными лицами Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проведена проверка законности расходования Департаментом бюджетных средств при выполнении работ по реализации подпрограммы №1 «Повышение уровня благоустройства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2015-2018 годы» муниципальной программы «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2015-2018 годы».

В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте проверки от 08.10.2018 года.

25.09.2020 года в адрес начальника Департамента ФИО1 направлено предписание №<номер> с требованием устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, а именно:

1. Предоставить обоснования выполненных работ по сносу самовольного, незаконного строения в рамках Муниципального контракта №<номер> от 27.11.2017, Муниципального контракта №<номер> от 27.11.2017 на общую сумму 8773370 руб.; в случае не предоставления обоснований понесенных расходов произвести возврат денежных средств в бюджет;

2. Принять меры по взысканию с лиц, осуществивших самовольные постройки, расходов, связанных со сносом самовольных незаконных построек, в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с п.4.3 Порядка принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 05.02.2019 года №<номер>;

3. Принять меры ответственности по отношению к подрядчику за нарушение сроков исполнения обязательств по Контракту №<номер> от 13.10.2017 в виде пени в размере 11689 руб. 96 коп.;

4. Принять меры ответственности по отношению к подрядчику за нарушение сроков исполнения обязательств по Контракту №<номер> от 07.06.2017 в виде пени в размере 861 297 руб. 76 коп.;

5. Предоставить обоснования выполненных работ по объекту «стела» в рамках Муниципального контракта №<номер> от 24.05.2017, на сумму 2208 600 руб.; в случае не предоставления обоснований понесенных расходов произвести возврат денежных средств в бюджет;

6. Предоставить обоснования выполненных работ по благоустройству детских и спортивных площадок в рамках Муниципального контракта №<номер> от 07.06.2017, на сумму 13258 752 руб. 24 коп.; в случае не предоставления обоснований понесенных расходов произвести возврат денежных средств в бюджет;

7. Предоставить обоснования выполненных работ по благоустройству детских и спортивных площадок в рамках Муниципального контракта №<номер> от 13.10.2017, на сумму 135980 руб.; в случае не предоставления обоснований понесенных расходов произвести возврат денежных средств в бюджет;

8. Провести служебное расследование по установлению ответственных лиц за нарушение статей 22, 34, 94, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по изменению существенных условий муниципального контракта и принять к ним меры дисциплинарной ответственности;

9. Демонтированное оборудование на детских и спортивных площадках, пригодное к использованию, оприходовать на баланс в соответствии со статьей 29 Закона Республики Крым от 25.12.2014 N 51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым»; привести в соответствие документы на списание демонтированного оборудования согласно Постановлению администрации города Ялта Республики Крым от 30.07.2015 №<номер> «Об утверждении Положения о списании муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Установленный срок исполнения предписания - до 23.10.2020 года (л.д.12-16).

К указанному времени предписание в части пунктов 1-3, 5-7, 9 не исполнено, что подтверждается служебной запиской аудитора ФИО 1 (л.д.6-7).

Неисполнение предписания образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В настоящем случае ФИО1, будучи начальником Департамента, не обеспечил своевременное и полное исполнение предписания контрольно-счетного органа, следовательно, он является субъектом административного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18.12.2020 года №<номер>; распоряжением о проведении проверки от 06.09.2018 года №<номер>; актом выборочной плановой проверки от 08.10.2018 года с материалами проверки; предписание от 25.09.2020 года №<номер>; служебной запиской аудитора ФИО 1 от 28.10.2020 года; распоряжением главы администрации города Ялта Республики Крым от 25.11.2019 года №<номер> о переводе ФИО1 на должность начальника Департамента, соответствующим дополнительным соглашением к трудовому договору от 25.11.2019 года, должностной инструкцией начальника Департамента.

Указанные доказательства согласуются между собой, получены в соответствии с требованиями действующего законодательства и в совокупности являются достаточными для вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения.

Довод ФИО1 о том, что Департамент дал ответ на предписание, в котором сообщил о принятых мерах, сделал все возможное для исполнения требований действующего законодательства, подлежит отклонению.

Действительно, письмом от 20.10.2020 года №<номер> Департамент ответил на предписание Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. В своем ответе Департамент указал, что обоснованием стоимости и качества работ по муниципальным контрактам являются акты выполненных работ. Если Контрольно-счетная палата располагает документами, опровергающими акты выполненных работ, то Департамент просит их представить. С целью исполнения предписания в части взыскания неустойки с подрядных организаций и убытков с лиц, осуществивших самовольные постройки, Департамент направил документы в юридический департамент. Что касается оприходования и постановки на баланс демонтированного оборудования на детских и спортивных площадках, то Департамент также направил материалы в юридический департамент для получения заключения (л.д.17-21).

Между тем указанное письмо не может быть принято в качестве доказательства принятия эффективных и достаточных мер, направленных на исполнение предписания контрольно-счетного органа. Акты выполненных работ, на которые ссылается ФИО1, не соответствуют унифицированной форме первичной учетной документации, не содержат сведений о единицах измерения, объеме и видах работ, что препятствует оценке достоверности определения стоимости выполненных работ, результативности использования средств муниципального бюджета. Необходимые сведения, которые бы позволили определить действительную стоимость проведенных работ, контрольно-счетному органу не представлены. Также нельзя признать надлежащим исполнением предписания направление материалов в юридический департамент для дальнейшего обращения в суд. Данное обстоятельство не снимало с ФИО1 как руководителя Департамента ответственность за исполнение предписания. Ему следовало проконтролировать своевременное и полное исполнение предписания, чего сделано не было. В результате допущенного бездействия имущественные права органа местного самоуправления остались не восстановленными. При этом следует отметить, что предписание в части пункта 4 было выполнено, исковое заявление к подрядчику направлено в суд.

Довод ФИО1 о том, что предписание вынесено счетной палатой при отсутствии необходимости принятия мер безотлагательного характера, является несостоятельным, поскольку ранее контрольно-счетный орган уже вносил предписание с аналогичными требованиями, которое было оставлено Департаментом без исполнения. До настоящего времени требования контрольно-счетного органа об устранении нарушений не исполнены. В установленном законом порядке предписание или отдельно взятые его положения не обжаловались.

Довод ФИО1 о том, что он не является субъектом правонарушения, поскольку на момент окончания срока исполнения предписания находился в отпуске, подлежит отклонению, поскольку ответ на предписание был направлен Департаментом 20.10.2020 года, в то время как отпуск предоставлен ФИО1 с 21.10.2020 года.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

При назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения и личность ФИО1, который впервые привлекается к административной ответственности, признал вину в совершении правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.

С учетом изложенного, исходя из общих принципов назначения наказания, предусмотренных ст.ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, считаю необходимым назначить административное наказание в виде штрафа.

Руководствуясь ст.ст.4.1-4.3, 19.5, 29.1-29.10 КоАП РФ,

постановил:

ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Наименование получателя

Управление Федерального казначейства по Республике Крым (Контрольно-счетная палата муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, л/с <***>)

ИНН получателя

КПП получателя

Номер счета получателя

Банк получателя

Отделение по Республике Крым ЦБ РФ

Банковский идентификационный код

ОГРН

КБК

Наименование платежа

Доход от штрафных санкций за нарушение бюджетного законодательства

Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч.1 ст.20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения копии постановления.

Судья: