Дело №
УИД 26RS0№-67
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 января 2022 года <адрес>
Судья Ессентукского городского суда <адрес> Хетагурова М.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы», привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №Э-21-/АР/1-130/9 в отношении акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы» в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 00 минут по адресу: <адрес>, магистральный нефтепровод «Малгобек-Тихорецк» 289,9 км (земельный участок в пределах кадастрового квартала №), в результате несанкционированной врезки в МН «Малгобек-Тихорецк» 289,9 кв.м произошел разлив нефти и загрязнение части земельного участка, предположительно засеянного злаковыми культурами, расположенного в пределах кадастрового квартала №, между земельным участком с кадастровым номером 26-15-153001-1 и лесополосой, относящегося к категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Проведенными исследованиями установлены превышения концентрации загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоном по нефтепродуктам в среднем в 119,4 раза. Площадь загрязнения 3 313,6 кв.м, глубина загрязнения до 20 см. Таким образом, АО «Черномортранснефть» нарушило требования ч.ч.1,2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ.
По делу было проведено административное расследование, ДД.ММ.ГГГГ материалы поступили в суд.
Представители АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» по доверенности ФИО2, ФИО2 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
12 января и ДД.ММ.ГГГГ от представителя АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» поступили пояснения по делу, в которых указано следующее.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, представляет собой действия (бездействие) и выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, характеризуется умыслом и неосторожностью.
Таким образом, данное правонарушение выражается в несоблюдении установленных действующим законодательством правил, следствием которого является уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель.
В протоколе административного органа и материалах расследования отсутствует информация о том, какие именно Общество нарушило правила обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что в свою очередь привело к порче земель, доказательства подобного нарушения в материалы дела не представлено.
Административным органом не исследовано и не дана оценка тому обстоятельству, что загрязнение земель произошло в результате истечения нефти в грунт из лопнувшего (либо имеющий иные технические причины) шланга высокого давления (отвод от несанкционированной врезки), проложенный неустановленными лицами с умыслом тайного хищения нефти из несанкционированной врезки МН «Малгобек - Тихорецк» 289,9 км.
Обязанность провести ликвидацию розлива нефти в независимости от причины ее возникновения возникает у Общества в силу требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В установленном порядке Обществом проведен полный комплекс работ по рекультивации загрязненных земель, по завершению которых земельный участок передан администрации Кочубеевского муниципального округа, что подтверждается Актом приемки-сдачи выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, отсутствие вины Общества в загрязнении земель подтверждается документальными доказательствами, а именно: постановлением СО ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела № по ч.1 ст.30, п. «б» ч.3 ст.158УК РФ; постановлением СО ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании АО «Черномортранснефть» потерпевшим по уголовному делу №.
Обществом были приняты все предусмотренные меры по обеспечению контроля за сохранностью и работой трубопровода, административный материал не содержит доказательств осуществления эксплуатации магистрального нефтепровода с нарушением установленных законом норм.
Как указано выше магистральный нефтепровод выбыл из обладания Общества при производстве несанкционированной врезки третьими лицами с целью хищения нефти, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела, следовательно, загрязнение земель явилось следствием неправомерных действий третьих лиц, а не Общества.
Административный орган не представил бесспорных доказательств виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения.
В административном протоколе и материалах дела имеются неустранимые сомнения в виновности Общества, отсутствуют фактические доказательства совершения вменяемого правонарушения Обществу.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Кроме того, на основе утвержденной структуры аппарата управления АО «Черномортранснефть» и в соответствии с Уставом АО «Черномортранснефть» в Обществе создано структурное подразделение Управление безопасности (УБ)
основной задачей которого является защита от противоправных посягательств охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности АО «Черномортранснефть», а также продукции, поставляемой по государственному контракту; обеспечение противодействия криминальным угрозам охраняемым объектам, имуществу и экономическим интересам Общества; обеспечение безопасности охраняемых объектов Общества.
Деятельность по охране объектов Общества осуществляется УБ в соответствие с Положением об управлении безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённым генеральным директором АО «Черномортранснефть».
Согласно Положению для решения указанных задач, Управление безопасности, в том числе выполняет следующие функции: 2.2.1 выявление угроз безопасности, системных проблем в экономической деятельности Общества и Компании, предупреждение и пресечение противоправных и иных действий, которые причиняют либо могут причинить вред экономическим интересам Общества и Компании при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности, а также установление причин и обстоятельств их вызывающих, по направлению деятельности Управления; ДД.ММ.ГГГГ осуществление анализа и оценки угроз безопасности объектам МТ Общества, состояния их защищенности от АНВ и других противоправных посягательств; ДД.ММ.ГГГГ разработка и реализация комплекса охранных и иных мероприятий по повышению уровня защищенности охраняемых объектов и ЛЧ МТ, совершенствованию системы обеспечения их безопасности, с учетом особенностей обстановки в регионах расположения объектов Общества; ДД.ММ.ГГГГ организация периодических обследований состояния защищенности объектов, подлежащих охране; ДД.ММ.ГГГГ организация и непосредственное осуществление охраны объектов, имущества, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документации Общества, в том числе при их транспортировке; ДД.ММ.ГГГГ принятие предусмотренных действующим законодательством мер по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений на охраняемых объектах Общества, проведение проверок по фактам возникновения угроз безопасности, противоправных действий, причинения ущерба и иного вреда, злоупотреблений, посягательств на интересы Общества; ДД.ММ.ГГГГ оказание содействия правоохранительным органам и иным органам исполнительной власти по вопросам обеспечения охраны и безопасности объектов МТ, вспомогательных объектов Общества, в том числе объектов социальной инфраструктуры, иного имущества АО «Черномортранснефть», в предупреждении и пресечении преступлений и правонарушений, направленных против законных интересов Общества и безопасности его работников, участие в подготовке материалов о противоправных посягательствах на интересы Общества для направления в правоохранительные органы; ДД.ММ.ГГГГ представление в правоохранительные органы информационно-справочных материалов о состоянии и угрозах безопасности объектам МТ, принимаемых мерах по обеспечению их защиты от преступных посягательств, разработка предложений о мерах совместного реагирования при осложнении обстановки в районах расположения объектов МТ.
Обществом были приняты все предусмотренные меры по обеспечению контроля за сохранностью и работой трубопровода, в соответствии с утвержденным Положением, административный материал не содержит доказательств осуществления эксплуатации магистрального нефтепровода с нарушением установленных законом норм.
На основании изложенного, просит суд производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об АП.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что производство по данному делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.
В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, характеризуется умыслом и неосторожностью.
Таким образом, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, выражается в несоблюдении установленных действующим законодательством правил, следствием которого является уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 11 минут Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора зарегистрировано оповещение о розливе нефти и нефтепродуктов, поступившее от АО «Черномортранснефть» (вх. №а от ДД.ММ.ГГГГ), произошедшем в результате повреждения отвода, в связи с несанкционированной врезкой на магистральном нефтепроводе «Малгобек - Тихорецк» 289,9 км в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 20 минут выездом на место, с привлечением специалиста филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» ФИО2 (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ№), в присутствии начальника ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО2 (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ№, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№), в рамках административного производства осуществлено обследование территории в месте повреждения отвода на МН «Малгобек - Тихорецк» 289,9 км. Осмотром установлено, что в результате повреждения отвода, в связи с несанкционированной врезкой на МН «Малгобек - Тихорецк» произошел разлив нефти и загрязнение почвы нефтью, на площади 3 313,6 кв.м (экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№). На момент осмотра разлив нефти локализован, нефтезагрязненный грунт удален.
С целью установления степи загрязнения почвы и площади загрязнения, с привлечением аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» осуществлен отбор проб грунта, произведен замер площади нарушенных земель (протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ№Э-21/АР/1-130/2, протокол отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ№-n).
Проведенными исследованиями установлены превышения концентрации загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоном по нефтепродуктам в среднем в 119,4 раза. Площадь загрязнения 3 313,6 кв.м. Глубина загрязнения до 20 см (протокол испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ№-п, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№, письмо от ДД.ММ.ГГГГ№.1-12/1422).
Согласно представленным АО «Черномортранснефть» сведениям установлено - площадь нарушенных земель 3 313,6 кв.м, площадь загрязнения 600 кв.м (письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ЧТН-04-19-03/18679).
В результате несанкционированной врезки в МН «Малгобек-Тихорецк» 289,9 км произошел розлив нефти и загрязнение части земельного участка, предположительно засеянного злаковыми культурами, расположенного в пределах кадастрового квартала №, между земельным участком с кадастровым номером 26-15-153001-1 и лесополосой, относящегося к категории- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (письмо Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№).
Вместе с тем, в силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем СО ОМВД России «Кочубеевский» возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.30, п. «б» ч.3 ст.158 УК РФ, в связи с тем, что в неустановленное следствием время, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, неустановленное лицо, с целью хищения нефтепродуктов из нефтепровода, прибыло на участок местности с географическими координатами северной широты 44.715017 и восточной долготы №.795424, где проходит 289,9 км магистрального нефтепровода МН «Малгобек-Тихорецк» АО «Черномортранснефть» на территории <адрес>, где используя неустановленное в ходе следствия приспособление, осуществило несанкционированную врезку в нефтепровод, а именно к верхнеобразующей тела основной трубы указанного нефтепровода присоединило металлический тройник высотой 250 мм, диаметром 80 мм, с присоединенным к нему патрубком, расположенным под углом 90 градусов, к которому добавлен шланг высокого давления, для последующего хищения нефтепродуктов, однако не смогло довести свой преступный умысел, направленный на хищение до конца, так как место несанкционированной врезки было обнаружено сотрудниками безопасности магистрального трубопровода.
Постановлением старшего следователя СО ОМВД России «Кочубеевский» от ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» признано потерпевшим по уголовному делу №.
Таким образом, вышеуказанные доказательства подтверждают отсутствие вины АО «Черномортранснефть» в загрязнении земель, поскольку загрязнение земель произошло в результате истечения нефти в грунт из лопнувшего (либо имеющего иные технические причины) шланга высокого давления (отвод от несанкционированной врезки), проложенного неустановленными лицами с умыслом тайного хищения нефти из несанкционированной врезки на магистральном нефтепроводе «Малгобек - Тихорецк» 289,9 км в <адрес>.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником.
В данном случае загрязнение земель явилось следствием неправомерных действий третьих лиц, а не действий (бездействия) АО «Черномортранснефть».
Кроме того, на основании утвержденной структуры аппарата управления АО «Черномортранснефть» и в соответствии с Уставом АО «Черномортранснефть» в Обществе создано структурное подразделение Управление безопасности (УБ) основной задачей которого является защита от противоправных посягательств охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности АО «Черномортранснефть», а также продукции, поставляемой по государственному контракту; обеспечение противодействия криминальным угрозам охраняемым объектам, имуществу и экономическим интересам Общества; обеспечение безопасности охраняемых объектов Общества.
Деятельность по охране объектов Общества осуществляется УБ в соответствие с Положением об управлении безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённым генеральным директором АО «Черномортранснефть».
Таким образом, АО «Черномортранснефть» были приняты исчерпывающие меры по обеспечению контроля за сохранностью и работой трубопровода «Малгобек-Тихорецк».
Более того, обнаружив разлив нефти АО «Черномортранснефть» предприняло незамедлительные меры к локализации и ликвидации несанкционированной врезки, разлив нефти локализован, нефтезагрязненный грунт удален.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Поскольку Управлением Росприроднадзора не доказано уничтожение плодородного слоя почвы либо порча земель в результате неправомерных действий АО «Черномортранснефть», общество действовало с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанности обеспечения безопасности, что исключает наличие в его действиях вины и является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении в порядке пункта 2 части 1 ст.24.5 Кодекса РФ об АП.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5, ст.ст.29.1-29.11 КРФ об АП, судья, -
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы», привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана судье, которым вынесено настоящее постановление, либо непосредственно в <адрес>вой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.Э. Хетагурова