Дело №...
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Волгоград 27 сентября 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Галахова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦентрВолга", юридический адрес: 400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ..., офис а1, ОГРН <***>, ИНН <***>,
установил:
в Центральный районный суд г. Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (Облкультнаследие) поступил административный материал в отношении ООО «УК ЦентрВолга», привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, на основании списка объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержденного Постановлением Волгоградской ... Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" жилой дом, расположенный по адресу: Волгоградская область г. Волгоград, Центральный район, пр-кт им. В. И. Ленина, 15 (далее - элемент объекта) является элементом объекта культурного наследия "Комплекс застройки ..." 1950-е гг. (далее - объект), который зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный №..., приказ Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№...-р).
Приказом комитета культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... утверждено описание особенностей, послуживших основаниями для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны) объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки ...", 1950-е гг., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Центральный район, ... - 59", приказом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... установлены границы и режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки ...", 1950-е гг., ... - 59, расположенного по адресу: <...> ... - 59", приказом министерства культуры Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки ...", 1950-е гг., расположенного по адресу: Волгоград, Центральный район, ... - 59, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон".
На основании задания от ДД.ММ.ГГГГ№... на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области должностным лицом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проведен осмотр элемента объекта, в ходе которого проводилась его фотофиксация, составлен акт осмотра элемента объекта от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что элемент объекта содержится в ненадлежащем состоянии: наблюдается шелушение и трещины окрасочного слоя фасадов, вертикальные трещины в штукатурном слое с восточной и западной сторон элемента объекта, многочисленные следы намокания штукатурного слоя (предположительно от сплит-систем), на прямых профилирующих сандриках фрагментарно наблюдает разрушение штукатурного слоя, в том числе с раскрытием кирпичной кладки, слева от подъезда №... второй сандрик (счет справа налево) частично разрушен, слева от подъезда №... сандрик разрушен предположительно в следствие монтажа вентиляционной трубы, аттики фрагментарно оштукатурены, предположительно, пескоцементной смесью, со стороны дворового фасада местами наблюдаются вертикальные трещины, зашпатлеванные, предположительно, пескоцементной смесью, со стороны дворового фасада на стене между окнами первого и второго этажа на протяжении всего элемента объекта имеет место крепление многочисленных кабелей (предположительно для интернет соединения).
В соответствии с договором управления многоквартирным домом №... по пр-кту Ленина г.Волгоград, с ДД.ММ.ГГГГ объект находится в управлении ООО "УК "ЦентрВолга".
В нарушение вышеуказанных норм законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, ООО "УК "ЦентрВолга" не проводятся работы по сохранению элемента объекта, который находится у него в управлении, в связи с чем в действиях ООО «УК ЦентрВолга», усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Представитель ООО «УК ЦентрВолга» ФИО1 в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить, поскольку проверка в отношении управляющей компании проведена с нарушением требований закона, приказ о проведении внеплановой проверки не издавался, о проведении проверки ООО «УК ЦентрВолга» уведомлено не было. Кроме того, просила учесть, что капитальный ремонт данного дома запланирован на 2022г.
Представитель Облкультнаследие в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя привлекаемого юридического лица, исследовав представленные в деле письменные доказательства, судья приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В силу ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Исходя из подп. 9 и 11 п. 2 ст. 33 названного Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно п. п. 1, 7 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, сохранение объекта культурного наследия представляет собой обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия. Указанное достигается посредством консервации, проведения ремонта, реставрации, приспособления объекта культурного наследия для современного использования.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В судебное заседание административным органом в подтверждение вины ООО «УК ЦентрВолга» в совершении указанного административного правонарушения представлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№... в отношении ООО «УК ЦентрВолга»; переписка по вопросу проведения капитального ремонта; устав ООО «УК ЦентрВолга»; приказ о назначении директора ООО «УК ЦентрВолга»; выписка из ЕГРЮЛ; предписание №... от 15.07.2021г.; задание на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 07.07.2021г.; акт осмотра элемента объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки ...» - многоэтажного жилого ... Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ с материалами фотофиксации, приказ Министерства культуры РФ от 06.11.2015г. №...-р о регистрации объекта культурного наследия; коллективное обращение граждан;. копия договора управления многоквартирным домом №... по ... Волгограда;
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как видно из материалов дела, коллективное обращение граждан поступило в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области 05.07.2021г., т.е. после вступления в законную силу изменений в ФЗ №... от 25.06.2002г.
С 01.07.2021г. утратил силу пункт 7 статьи 11 Закона N 73-ФЗ, которым предусматривалось, что мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
В силу пункта 4 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (приводится в редакции от 11.06.2021г., действующей с 01.07.2021г., т.е. на момент проведения проверки), организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В силу п. 1 ст. 60 ФЗ №248-ФЗ, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа: при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Согласно статье 76 ФЗ №248-ФЗ, под осмотром в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
В силу ч. 2 ст. 87 ФЗ №248-ФЗ, по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
Как видно из представленных материалов контрольные мероприятия Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия проведены с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", мотивированное представление о проведении контрольных (надзорных) мероприятий не выносилось, об осмотре объектов культурного наследия проверяемое юридическое лицо не уведомлялось, видеозапись осмотра не проводилась, по итогам осмотра составлен акт осмотра, а не протокол, акт контрольного мероприятия не составлялся, его копия в адрес проверяемого юридического лица не направлялась, приказ о проведении выездной проверки (если исходить из того, что проводилась выездная проверка), также не издавался.
То обстоятельство, что административный регламент осуществления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ N 121 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), действовал до 27.08.2021г., не влечет возможности проведения проверки с 01.07.2021г. по правилам предусмотренным данным регламентом, поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", устанавливающий общий порядок осуществления государственного контроля, имеет большую юридическую силу и является обязательным к исполнению.
При этом положение о региональном государственном (контроле) надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, осуществляемом на территории Волгоградской области, утверждено ДД.ММ.ГГГГг., то есть после проведения проверки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств отсутствие состава административного правонарушениях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что по делу установлены существенные процессуальные нарушения, производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10, п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК «ЦентрВолга» - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Галахова И.В.