дело № 5-194/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года
Мотивированное постановление изготовлено 19 августа 2016 года
Судья Советского районного суда г.Орска Оренбургской области Смирнова Н.В., при секретаре Семёновой Е.В.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1,
представителя Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью « ***», расположенном по адресу : г. Орск, ул. ***, дом ***,
УСТАНОВИЛ:
*** года в *** час. в ходе проведения проверки деятельности ООО « ***», расположенной по адресу: г. Орск, ул. ***, дом ***, установлены нарушения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», в частности:
-п.5.2 СанПин 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» (далее СанПин 2.3.4.551-96) – планировка производственных помещений не предусматривает поточность технологических операций (через главную входную дверь заносится пищевое сырье и выносится готовая продукция, выносится грязная тара через коридор в моечный цех);
- п. 6.22 СанПин 2.3.4.551-96 - при производственном помещении не предусмотрена комната для дополнительной санитарной обработки производственного персонала, надевание индивидуальных масок и спецодежды осуществляется в коридоре;
- п.5.7 СанПин 2.3.4.551-96 – при входах в заквасочные отделения не предусмотрены тамбуры для смены санитарной одежды;
- п.5.5 СанПин 2.3.4.551-96 розлив готовой продукции в потребительскую тару проводится непосредственно в производственном помещении, отдельное помещение для этого не выделено;
- п.12.15 СанПин 2.3.4.551-96 не проводится контроль эффективности пастеризации молока микробиологическим методом в соответствии с «Инструкцией по микробиологическому контролю производства на предприятиях молочной промышленности», ГОСТом 3623 «Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации»;
- п. 19.1 СанПин 2.3.4.551-96 цех по производству молочных продуктов не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям (согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы № 56.ФБУЗ.08.01-07.2016-0715 от 01.07.2016 года).
Кроме этого согласно протоколу об административном правонарушении ООО « ***» вменены нарушения п. 12.1 СанПин 2.3.4.551-96, п. 47 Технического регламента Таможенного союза 033/2-13 «О безопасности молока и молочной продукции», п. 10 ст.7 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» все технологические операции при производстве пищевой продукции для детского питания осуществляются вручную.
Действия ООО «***» квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В судебном заседании представитель ООО «***» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признала частично. Пояснила, что она не признает нарушение пунктов 12.1 и 19.1 СанПин 2.3.4.551-96, поскольку Технический регламент Таможенного союза 033/2-13 «О безопасности молока и молочной продукции» не запрещает производство пищевой продукции в результате ручного труда, производство молочной продукции производится в стерильных условиях.
Представитель Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области ФИО2 пояснила, что п. 12.1 СанПин 2.3.4.551-96 предусматривает весь процесс изготовления молочной продукции с помощью специализированного оборудования и исключает обработку сырья вручную. Нарушение п.19.1 СанПин 2.3.4.551-96 выразилось в не обеспечении руководителем общества необходимыми условиями для выработки продукции гарантированного качестве, безопасной для здоровья потребителя. Просила назначить ООО «***» наказание в виде приостановление деятельности, поскольку устранение выявленных недостатков требует значительных временных затрат, в том числе реконструкции помещений.
Свидетель С.О.Д. показала, что в ходе проведения проверки деятельности ООО «***» установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований законодательства. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, в частности вменении пункта 12.1 СанПин 2.3.4.551-96 она руководствовалась заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы, а также п. 11.20 СанПина предусматривает автоматический технологический процесс. В нарушении п. 19.1 СанПин 2.3.4.551-96 руководитель общества не обеспечила необходимые условия на вверенном предприятии для выработки продукции гарантированного качества, безопасной для здоровья потребителей, что подтверждает все перечисленные в протоколе об административном правонарушении нарушения.
В судебном заседании исследованы следующие письменные доказательства:
- приказ от 29 марта 2016 года № 222 о проведении проверки молока и молочной продукции;
- распоряжение от 23 июня 2016 года № 21-242-В о проведении проверки в отношении ООО «***» с *** года по *** года;
- акт проверки № 21-242-В от 15 июля 2016 года, согласно которому установлены нарушения ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.3.4.551-96 при производстве молочной продукции;
- протокол об административном правонарушении № 530-О от 27 июля 2016 года, составленный в присутствии представителя юридического лимца;
- заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы от 01 июля 2016 года, согласно которой выявлены нарушения СанПин 2.3.4.551-96, Технического регламента Таможенного союза 033/2-13 «О безопасности молока и молочной продукции», Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Выслушав участников судебного заседания, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с *** по *** года Юго-Восточным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее Роспотребнадзор) проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ООО « ***», расположенном по адресу: г. Орск, ул. ***, ***, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
- планировка производственных помещений не предусматривает поточность технологических операций: через главную входную дверь заносится пищевое сырье и выносится готовая продукция, выносится грязная тара через коридор в моечный цех, что является нарушением п. 5.2 СанПин 2.3.4.551-96 ;
- при производственном помещении не предусмотрена комната для дополнительной санитарной обработки производственного персонала, надевание индивидуальных масок и спецодежды осуществляется в коридоре, что является нарушением п. 6.22 СанПин 2.3.4.551-96 ;
- при входах в заквасочные отделения не предусмотрены тамбуры для смены санитарной одежды, что является нарушением п.5.7 СанПин 2.3.4.551-96 ;
- розлив готовой продукции в потребительскую тару проводится непосредственно в производственном помещении, отдельное помещение для этого не выделено, что является нарушением п.5.5 СанПин 2.3.4.551-96;
- не проводится контроль эффективности пастеризации молока микробиологическим методом в соответствии с «Инструкцией по микробиологическому контролю производства на предприятиях молочной промышленности», ГОСТом 3623 «Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации», что является нарушением п.12.15 СанПин 2.3.4.551-96;
- необходимые условия на вверенном предприятии для выработки продукции гарантированного качества, безопасной для здоровья потребителей, что является нарушением п. 19.1 СанПин 2.3.4.551-96.
Согласно протоколу об административном правонарушении, действия ООО «***» квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорт.
Вместе с тем, с предложенной квалификацией действий ООО « ***» нельзя согласиться по следующим основаниям.
Объективная сторона инкриминируемого обществу административного правонарушения, предусматривает нарушение требований ст. 23 ФЗ Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой установлены требования к жилым помещениям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки деятельности ООО « Молочная кухня» выявлены нарушения ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которая устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства, в данном случае установлено нарушения требований СанПин 2.3.4.551-96 при производстве молочных продуктов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «***» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, административная ответственность по которой предусматрено за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
При суд учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку санкция ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административное наказания в отношении юридического лица в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, переквалификация действий ООО « ***» со ст. 6.4 на ст. 6.3 КоАП РФ не ухудшит положение юридического лица.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Факт нарушения ООО « ***» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которые согласуются между собой и не оспариваются представителем общества ФИО1
При этом суд учитывает, что внеплановая проверка деятельности ООО «***» проведена с соблюдением требований ст. 10 ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вышеуказанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, установленные в ходе проверки подтверждаются актом проверки от 15 июля 2016 года, согласно которому проверка проведена в присутствии директора общества ФИО1
Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы от 01 июля 2016 года цех по производству молочной продукции ООО «Молочная кухня» выявлены следующие нарушения:
- в нарушении главы 3 ст. 10 п.3 пп.2, ст. 14 п.1 пп.1 ТР ТС 033/2013 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции»- нарушена поточность технологических процессов выработки молочной продукции;
- в нарушении ст. 12 п.2 пп.1 ТР ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», п.46 ТР ТС 033/2013 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» - не проводятся лабораторные исследования воды, используемой при производстве молочных продуктов;
- в нарушении п.1 ст. 13 ТР ТС 021/2011 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», п.32 ТР ТС 033/2013 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» - не представлены данные лабораторного контроля о соответствии используемого сырья и готовой продукции требованиям безопасности к молочной продукции ( токсичные элементы, пестициды, микотоксины, радионуклиды, антиботики);
- в нарушении п.39,40 ТР ТС 033/2013 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» - отсутствуют контрольные измерительные приборы на оборудовании для тепловой обработки молока ( котел).
С актом проверки и заключением экспертизы ФИО1 была ознакомлена, замечаний по поводу проведения проверки и составления акта не высказывала, с заключением экспертизы была согласна.
Таким образом, действия ООО «***» следует квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Между тем наряду с вышеуказанными нарушениями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, ООО « ***» вменены нарушения п.12.1 СанПин 2.3.4.551-96, п. 47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", п. 10 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Согласно пункту 12.1 СанПина - все процессы приемки, переработки и хранения молока и молочных продуктов должны проводиться в условиях тщательной чистоты и охраны их от загрязнения и порчи, а также от попадания в них посторонних предметов и веществ.
Пункт 47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 предусматривает производство пищевой продукции для детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированных или частично адаптированных начальных или последующих молочных смесей (в том числе сухих), сухих кисломолочных смесей, молочных напитков (в том числе сухих) для питания детей раннего возраста, молочных каш, готовых к употреблению, и молочных каш сухих (восстанавливаемых до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста осуществляется на специализированных производственных объектах, или в специализированных цехах, или на специализированных технологических линиях.
Пунктом 10 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 10.06.2014), предусмотрено производство (изготовление) пищевой продукции для детского питания для детей первого года жизни осуществляется на специализированных производственных объектах, или в специализированных цехах, или на специализированных технологических линиях.
Исходя из анализа, приведенных выше норм следует, что производство молочной продукции должно осуществляться на специализированных производственных объектах, или в специализированных цехах, или на специализированных технологических линиях, в условиях тщательной чистоты и охраны их от загрязнения и порчи.
Таким образом, вышеуказанные нормы санитарно-эпидемиологических требований не содержат требований о соблюдении исключительно автоматического режима производства молочной продукции.
Ссылка должного лица ФИО3 на заключение эксперта, а также на п. 11.20 СанПин 2.3.4.551-96, суд считает несостоятельными, поскольку в протоколе об административном правонарушении и заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы отсутствуют указание на нарушение ООО « ***» п. 11.20 СанПина.
Более того, в исследовательской части указанной экспертизы указано, что производство продукции осуществляется по техническим условиям при стерилизации инвентаря, пункт 6 заключения содержит предположительные выводы о том, что не исключена возможность вторичного обсеменения готовой продукции. Однако исследование проб молочной продукции в рамках проверки не проводилось.
В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об исключении из обвинения ООО « ***» о совершении административного правонарушения, указание на нарушение п.12.1 СанПин 2.3.4.551-96, п. 47 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", п. 10 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
К обстоятельству смягчающему административную ответственность юридического лица, суд относит частичное признание вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Санкция ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Решая вопрос о виде административного наказания, суд учитывает, что назначенное наказание должно соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, соразмерности и справедливости наказания, а также балансу публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При определении вида административного наказания ООО « ***», суд учитывает характер совершенного административного правонарушения при производстве молочной продукции для детского питания, а также выявленные нарушения, устранение которых невозможно без временного приостановления деятельности предприятия, поскольку необходимы временные затраты.
Учитывая, характер совершенного правонарушения, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде приостановления деятельности ООО «***» в виде производства молочной продукции. Данный вид наказание соответствует целям административного наказания, изложенным в ст. 3.1 КоАП РФ, не повлияет на имущественное и финансовое положение ООО «***», и будет способствовать предотвращению совершения новых административных правонарушений.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
признать виновным общество с ограниченной ответственностью «***» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде приостановление деятельности цеха по производству молочной продукции, расположенного по адресу: г. Орск, ул. ***, дом ***, на срок ***.
Постановление подлежит немедленному исполнению в части исполнения назначенного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г.Орска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья /подпись/ Н.В. Смирнова