Дело № 5-194/2017 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Челябинск 30 ноября 2017 года Судья Центрального районного суда г. Челябинска М.А. Рыбакова, при секретаре А.С. Апанасенко, рассмотрев в помещении Центрального районного суда г.Челябинска, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела административно-правовой практики Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО2 в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 был составлен протокол № по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для привлечения начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 к административной ответственности явилось невыполнение в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ пунктов 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр, направленного начальнику Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), а именно, пункт 1 предписания: не внесены изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Челябинской области в соответствии с установленными требованиями законодательства, в том числе: - сведения о пунктах сосредоточения противопожарного инвентаря; - необходимое количество лесопожарных формирований, их сотрудников, снаряжение, инвентаря, техники и оборудования в зависимости от уровня пожарной опасности (I,II,III,IV,V), в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий (при 1-5 классе пожарной опасности указан один перечень состава лесопожарных формирований); - порядок маневрирования лесопожарных формирований (численность направляемых пожарных команд). Состав и наименование пожарной техники, снаряжение инвентаря в зависимости от уровня пожарной опасности (I,II,III,IV,V) в рамках повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайных ситуации с учетом местных условий); - сведения о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земле населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса; - информацию о конкретных мероприятиях, в том числе на карте-схеме по противопожарному обустройству которые требуют выполнения по недопущению перехода лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью (линии электропередач, дороги (автомобильные, железные); - месторасположение проведения мероприятий по противопожарному обустройству по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса; - информацию о территориях прилегающей к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня снежного покрова до устранения устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Информацию об ответственных за выполнение вышеуказанных мер на данных территориях; - информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; - конкретные мероприятия по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения для предотвращения перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда. Защитники лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 – ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании пояснили об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности ФИО1, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в судебном заседании участия не принимал. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Из материалов дела усматривается, что внеплановой документарной проверкой, проведенной в отношении Главного управления лесами Челябинской области, было установлено невыполнение в установленный срок предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр, выданного начальником Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу ФИО5, которым Главному управлению лесами Челябинской области было предписано, в том числе: Пункт 1 предписания: не внесены изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Челябинской области в соответствии с установленными требованиями законодательства, в том числе: - сведения о пунктах сосредоточения противопожарного инвентаря; - необходимое количество лесопожарных формирований, их сотрудников, снаряжение, инвентаря, техники и оборудования в зависимости от уровня пожарной опасности (I,II,III,IV,V), в режимах повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом местных условий (при 1-5 классе пожарной опасности указан один перечень состава лесопожарных формирований); - порядок маневрирования лесопожарных формирований (численность направляемых пожарных команд). Состав и наименование пожарной техники, снаряжение инвентаря в зависимости от уровня пожарной опасности (I,II,III,IV,V) в рамках повседневной готовности, повышенной готовности и чрезвычайных ситуации с учетом местных условий); - сведения о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земле населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса; - информацию о конкретных мероприятиях, в том числе на карте-схеме по противопожарному обустройству которые требуют выполнения по недопущению перехода лесных пожаров на объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью (линии электропередач, дороги (автомобильные, железные); - месторасположение проведения мероприятий по противопожарному обустройству по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса; - информацию о территориях прилегающей к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня снежного покрова до устранения устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Информацию об ответственных за выполнение вышеуказанных мер на данных территориях; - информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; - конкретные мероприятия по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения для предотвращения перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда. Неисполнение Главным управлением лесами Челябинской области пункта 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр, зафиксированное актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, послужило основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем выводы должностных лиц Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу не учитывают следующее. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитниками ФИО1 отрицался, при этом указывалось на то, что состав административного правонарушения в действиях ФИО1 в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела не установлен. Так, в ходе рассмотрения дела было установлено, что приведенные в пункте 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр фактически не могут быть исполнены начальником Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 поскольку, согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ пунктов 8 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров на территории лесничеств, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что план тушения утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года и указанными правилами не предусмотрено внесение изменений в утвержденный план тушения пожаров в текущем году. Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины. В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Поскольку, как указано выше, в силу действующих нормативных актов у начальника Главного управления лесами Челябинской области отсутствовала возможность внесения изменений в утвержденный план тушения пожаров, что свидетельствует о фактической невозможности исполнения предписания в текущем году, а могло быть учтено при утверждении плана тушения на следующий год, срок утверждения которого еще не наступил, бездействия начальника в части неисполнения п. 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№-отр не имеется, и, как следствие, отсутствует вины в неисполнении предписания, то есть состав вменяемого административного правонарушения. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток с момента получения его копии через Центральный районный суд г.Челябинска. Судья п/п М.А. Рыбакова Копия верна. Постановление в законную силу не вступило. Судья М.А. Рыбакова Секретарь А.С. Апанасенко Решение вступило в законную силу «_____»_________________2017г. Судья М.А. Апанасенко Секретарь |