дело №5-1952/2021
УИД: 23RS0003-01-2021-006846-53
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город-курорт Анапа "29" ноября 2021 года
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Аулов А.А.
при секретаре Засеевой О.В.
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - АО "НЭСК-электросети" ФИО1, действующей на основании доверенности №09.НС-27/21-53 от 01 июня 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "НЭСК-электросети" (АО "НЭСК-электросети"),
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании решения заместителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К. В.А. №270-614-рм от 22 сентября 2021 года должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в период с 09 часов 00 минут 27 сентября 2021 года по 16 часов 45 минут 08 октября 2021 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении электрических установок и сетей, находящихся в эксплуатации АО "НЭСК-электросети" (ИНН <***>, ОГРН <***>), в том числе электрических установок и сетей по местоположению филиала АО "НЭСК-электросети" "Анапаэлектросеть" на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, по результатам которой 08 октября 2021 года в 16 часов 45 минут были выявлены нарушения обязательных норм и правил в области электроэнергетики, а, именно: была допущена эксплуатация кабельных линий ВЛ-10 кВ, присоединения: ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10 по истечении установленного срока эксплуатации без проведения своевременного технического освидетельствования в филиале АО "НЭСК-электросети" "Анапаэлектросеть", расположенных по адресу: <адрес>, чем нарушены требования п.1.5.2. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года №229, в соответствии с которым все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.
Указанные нарушения Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации послужили основанием для составления 12 октября 2021 года должностным лицом указанного административного органа в отношении АО "НЭСК-электросети" протокола №252-187-17 об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - АО "НЭСК-электросети" ФИО1 в судебном заседании отрицала факт допущенных нарушений, указав при этом, что в протоколе об административном правонарушении допущена ошибка, так как электрооборудование – присоединения ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10 не являются кабельными линиями КЛ-10 кВ, а являются воздушными линиями ВЛ-10кВ присоединения ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10, кроме того, в отношении ВЛ-10кВ присоединения ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10 имеются акты технического освидетельствования, а, именно: акт №62 технического освидетельствования ВЛ-10кВ ДГ-7 от 28 июня 2017 года, акт №65 технического освидетельствования ВЛ-10кВ ДГ-10 от 28 июня 2017 года, акт №63 технического освидетельствования ВЛ-10кВ ДГ-2 от 28 июня 2017 года, согласно которых сроком следующего технического освидетельствования является 2 квартал 2022 года, таким образом, на дату проведения проверки 08 октября 2021 года срок технического освидетельствования ВЛ-10кВ присоединения ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10 не наступил, следовательно, данные линии эксплуатировались АО "НЭСК-электросети" в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации от 20 июня 2003 года №4799, в связи с чем просила производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5, следует, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, является должностным лицом, заинтересованным в разрешении данного дела, поэтому не может являться его участником и обладать каким-либо иным процессуальным статусом.
Нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении судом дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и (или) вынесшего постановление об административном правонарушении.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту только лицами, привлекаемыми к административной ответственности, а так же потерпевшими, но не должностными лицами административного органа, в связи с чем суд рассматривает дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении АО "НЭСК-электросети" в отсутствие должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от Северо-Кавказского управления Ростехнадзора.
Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - АО "НЭСК-электросети" ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, составляет нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Согласно пункта 1.5.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации от 20 июня 2003 года №4799 (далее - Правила), на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
Согласно пункта 1.5.2 Правил все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию.
Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже 1 раза в 5 лет.
Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора.
Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки.
В объем периодического технического освидетельствования на основании действующих нормативно-технических документов должны быть включены: наружный и внутренний осмотр, проверка технической документации, испытания на соответствие условиям безопасности оборудования, зданий и сооружений (гидравлические испытания, настройка предохранительных клапанов, испытания автоматов безопасности, грузоподъемных механизмов, контуров заземлений и т.п.).
Одновременно с техническим освидетельствованием должна осуществляться проверка выполнения предписаний органов государственного контроля и надзора и мероприятий, намеченных по результатам расследования нарушений работы энергообъекта и несчастных случаев при его обслуживании, а также мероприятий, разработанных при предыдущем техническом освидетельствовании.
Результаты технического освидетельствования должны быть занесены в технический паспорт энергообъекта.
Эксплуатация энергоустановок с аварийно опасными дефектами, выявленными в процессе, а также с нарушениями сроков технического освидетельствования не допускается.
По результатам технического освидетельствования зданий и сооружений устанавливается необходимость проведения технического обследования. Основной задачей технического обследования зданий и сооружений является своевременное выявление аварийно опасных дефектов и повреждений и принятие технических решений по восстановлению надежной и безопасной эксплуатации.
Согласно акта №61 технического освидетельствования Вл-10кВ ДГ-3 комиссией, назначенной приказом №21 от 17 марта 2017 года, проведено техническое освидетельствование объекта: Вл-10кВ ДГ-3, по результатам которого комиссией дано заключение о возможности дальнейшей эксплуатации объекта Вл-10кВ ДГ-3, продлен эксплуатационный срок на 5 лет, установлен срок следующего технического освидетельствования – второй квартал 2022 года.
Согласно акта №62 технического освидетельствования Вл-10кВ ДГ-7 комиссией, назначенной приказом №21 от 17 марта 2017 года, проведено техническое освидетельствование объекта: Вл-10кВ ДГ-7, по результатам которого комиссией дано заключение о возможности дальнейшей эксплуатации объекта Вл-10кВ ДГ-7, продлен эксплуатационный срок на 5 лет, установлен срок следующего технического освидетельствования – второй квартал 2022 года.
Согласно акта №63 технического освидетельствования Вл-10кВ ДГ-2 комиссией, назначенной приказом №21 от 17 марта 2017 года, проведено техническое освидетельствование объекта: Вл-10кВ ДГ-2, по результатам которого комиссией дано заключение о возможности дальнейшей эксплуатации объекта Вл-10кВ ДГ-2, продлен эксплуатационный срок на 5 лет, установлен срок следующего технического освидетельствования – второй квартал 2022 года.
Согласно акта №65 технического освидетельствования Вл-10кВ ДГ-10 комиссией, назначенной приказом №21 от 17 марта 2017 года, проведено техническое освидетельствование объекта: Вл-10кВ ДГ-10, по результатам которого комиссией дано заключение о возможности дальнейшей эксплуатации объекта Вл-10кВ ДГ-10, продлен эксплуатационный срок на 5 лет, установлен срок следующего технического освидетельствования – второй квартал 2022 года.
Таким образом, на дату проведения должностными лицами органа государственного контроля проверки 08 октября 2021 года срок технического освидетельствования ВЛ-10кВ присоединения ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10 не наступил, следовательно, АО "НЭСК-электросети" при эксплуатации воздушных линий ВЛ-10кВ присоединения ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10 не было допущено нарушений требований пункта 1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229, между тем, должностное лицо административного органа, составляя протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении АО "НЭСК-электросети" не установил объективную сторону данного административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, принимая во внимание представленные представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - АО "НЭСК-электросети" письменные доказательства суд приходит к выводу, что в действиях АО "НЭСК-электросети" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, поскольку обществом при эксплуатации воздушных линий ВЛ-10кВ присоединения ДГ-2, ДГ-3, ДГ-7, ДГ-10 не было допущено нарушений требований пункта 1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Министра энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 этого Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении АО "НЭСК-электросети" подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 9.11, статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "НЭСК-электросети" (АО "НЭСК-электросети"), прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в административную коллегию Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: