Дело № 5-1956/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Волгоград 29 октября 2020 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Олейников А.В.,
(400005, <...>)
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении:
Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» (музей-заповедник «Сталинградская битва»), адрес... дата государственной регистрации в качестве юридического лица 5 мая 1994 года, ИНН/ОГРН №.../№...
с участием защитника музея-заповедника «Сталинградская битва» ФИО1
установил:
в Центральный районный суд г. Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил административный материал в отношении музея-заповедника «Сталинградская битва», по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Как усматривается из протокола №53-07-07/92 об административном правонарушении, составленного 22 сентября 2020 года начальником отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Облкультнаследия ФИО2, 12 декабря 2019 года (дата совершения правонарушения) должностным лицом комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области с участием специалиста ГБУ «Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» проведено обследование объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда», расположенного по адресу: Волгоградская область, Волгоград, ул. им. Гоголя, 10. Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 18 мая 2015 года № 52-р, регистрационный №...).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 26мая 2020 года № 228/9 объект закреплен на праве оперативного управления за музеем-заповедником «Сталинградская битва» на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области от 27 марта 2008 года № 280-р.
В ходе осмотра установлено ненадлежащее состояние объекта, а также отсутствует информационная надпись и обозначение, содержащая информацию об объекте.
В нарушение норм законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, музеем-заповедником «Сталинградская битва» не проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия, который находится у него в оперативном управлении, а также не установлена информационная надпись и обозначение, содержащая информацию об объекте.
Таким образом, в действиях музея-заповедника «Сталинградская битва» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, музея-заповедника «Сталинградская битва» ФИО1 вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала. Пояснила, что действовавшими на момент выявления правонарушения правовыми актами не определялись сроки установки информационной надписи. В акте технического состояния на памятник от 2 сентября 2008 года срок установки надписи и обозначения на памятник не указан. В связи с отсутствием субсидий федерального бюджета на данное мероприятие, а также в условиях распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, установка информационной надписи в короткие сроки не представилась возможной. После выделения учреждением на данные цели средств из внебюджетных источников, информационная надпись на памятник установлена 26 августа 2020 года. В части отсутствия работ по сохранению памятника указала на обращение Губернатора Волгоградской области к Президенту РФ 12 апреля 2018 года о финансировании мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. В рамках принятых мер, с учетом согласованного плана-графика финансирования на период с 2021 по 2025 годы, запланировано выполнение ремонтно-реставрационных работ на памятнике. Утвержденное Облкультнаследием задание на проведение работ по сохранению объекта получено 6 июля 2020 года. В связи с изложенным полагала об отсутствии вины музея в совершении правонарушения.
Представитель Облкультнаследия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав ФИО1, исследовав представленные в деле письменные доказательства, прихожу к следующему.
На основании ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 7 названного Федерального закона гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
По правилам п.п. 1,3 ст. 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В подтверждение вины музея-заповедника «Сталинградская битва» в совершении административного правонарушения административным органом предоставлены:
- протокол об административном правонарушении от 22 сентября 2020 года №53-07-07/92;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении музея-заповедника «Сталинградская битва» по состоянию на 22 сентября 2020 года;
- копия приказа Минкультуры России от 1 июня 2011 года №607 «Об утверждении устава Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» в новой редакции»;
- копия приказа Минкультуры России от 26 мая 2017 года №827 «О внесении изменений в устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», утвержденный приказом Минкультуры России от 1 июня 2011 года №607»;
- устав музея-заповедника «Сталинградская битва»;
- объяснения законного представителя музея-заповедника «Сталинградская битва» от 21 сентября 2020 года №921-01/01-27 в Облкультнаследия по обстоятельствам правонарушения;
- копия акта от 2 сентября 2008 года технического состояния памятника истории и культуры и определение плана ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта культурно наследия – памятника истории и культуры федерального значения «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда (особняк ФИО3)»;
- копия заявления музея-заповедника «Сталинградская битва» от 10 августа 2020 года № 783-13/01-27 в Облкультнаследие о согласовании проекта информационной надписи на объекте культурного наследия федерального значения;
- копия письма Облкультнаследия от 25 августа 2020 года №33-08-21/809 о согласовании проекта установки информационной надписи на объекте культурного наследия федерального значения «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда»;
- копия уведомления от 28 августа 2020 года №846-13/01-27 о выполненных работах по установке информационной надписи на объекте культурного наследия федерального значения «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда» с фотоснимками;
- копия охранного обязательства от 1 октября 2008 года, выданного музею-заповеднику «Сталинградская битва» в отношении объекта культурно наследия – памятника истории и культуры федерального значения «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда (особняк ФИО3)»;
- копия обращения Губернатора Волгоградской области к Президенту Российской Федерации от 12 апреля 2018 года о выделении из федерального бюджета финансовых средств на подготовку проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных и восстановительных работ и на осуществление самих работ на объектах культурного наследия, находящихся в оперативном управлении музея-заповедника «Сталинградская битва»;
- копия плана-графика выполнения работ от 27 мая 2020 года;
- копия заявления музея-заповедника «Сталинградская битва» от 1 июня 2020 года в Облкультнаследие о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
- задание от 6 июля 2020 года №53-09-06/406 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда»;
- копия акта осмотра объекта культурного наследия, по результатам мероприятий по контролю и систематическому наблюдению от 12 декабря 2019 года с фотофиксацией, согласно которому состояние внешних архитектурных и конструктивных элементов объекта: наблюдается отслоение красочного слоя, частичное выкрошивание кирпичной кладки цокольной стены, неоднородный характер поверхности и материалов отмостки здания; состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта: наблюдается отслоение штукатурного слоя, следы биопоражения, сырость по внешним стенам, в чердачном помещении наблюдаются следы сырости на стропилах; на объекте отсутствует информационная надпись.
На основании совокупности исследованных доказательств установлено, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации, а именно ст.ст. 27, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», музеем-заповедником «Сталинградская битва»не принимались необходимые меры по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда».
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что музеем-заповедником «Сталинградская битва» приняты все зависящие от него меры для соблюдения действующих положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не представлено.
Нарушения прав юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, при производстве по настоящему делу должностным лицом административного органа не допущено.
Возражения защитника в ходе рассмотрения дела о том, что действующими нормами и актом технического состояния на памятник от 2 сентября 2008 года не регламентирован срок установки надписи и обозначения на памятник, не могут свидетельствовать о правомерности бездействия музея-заповедника «Сталинградская битва». Как ст. 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, так и Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2019 года №1178, прямо обязывают юридическое лицо, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления (п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) обеспечить наличие информационной надписи, чего в рассматриваемом случае на момент выявления правонарушения 12 декабря 2019 года не имелось.
Что касается отсутствия финансирования музея-заповедника «Сталинградская битва» на выполнение работ по сохранению, то оснований для применения положений ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ по делу не имеется.
Защитой не представлено доказательств, что руководителем музея-заповедника «Сталинградская битва» вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на выполнение государственным учреждением соответствующих уставных задач в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором помещался штаб обороны ФИО4 в 1918 г. В доме – музей обороны ФИО4-Сталинграда» и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись.
Обращение Губернатора Волгоградской области от 12 апреля 2018 года к Президенту Российской Федерации не позволяет судить о том, что музеем-заповедником «Сталинградская битва»выполнялись задачи в соответствии с Уставом названного федерального бюджетного учреждения.
При таких обстоятельствах, вина музея-заповедника «Сталинградская битва»в совершении административного правонарушения доказанной, и квалифицирует ее действия по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ
Однако, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Учитывая фактические обстоятельства дела, поскольку материальный ущерб или иной вред в результате допущенного правонарушения не причинен, отсутствуют какие-либо тяжкие последствия правонарушения, информационная надпись на объекте установлена, в целях сохранения объекта культурного наследия получено задание на проведение соответствующих работ, а также утвержден план-график финансирования таких мероприятий, прихожу к выводу, что совокупность данных обстоятельств может быть признана исключительным случаем, в связи с чем действия музея-заповедника «Сталинградская битва», хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественным правоотношениям, указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности, а производство по делу – прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» освободить от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» - прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья А.В. Олейников