ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-195/20 от 21.07.2020 Краснокамского районного суда (Республика Башкортостан)

5-195/2020

УИД 03RS0049-01-2020-001157-34

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

с. Николо-Березовка РБ 21 июля 2020 года

Судья Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан Александров Э. Н.,

с участием начальника отдела по надзору в горнорудной, металлургической и нефтегазодобывающей промышленности по РБ Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Бадикова А. Х., консультанта межрегионального отдела правового обеспечения Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мельникова А. Ф., представителя ООО «БашнефтьДобыча» Кажаевой З. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении в отношении ООО «Башнефть-Добыча» в совершении правонарушения предусмотренного ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Начальником отдела по надзору в горнорудной, металлургической и нефтегазодобывающей промышленности по Республике Башкортостан Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Бадиковым А. Х., действующий на основании статей 28.1, 28.2, части 1 статьи 28.3, статьи 23.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о том, что на опасном производственном объекте: Пункт подготовки и сбора нефти (Установка комплексной подготовки нефти «Шушнур»), per. № , класс опасности -1, расположенном по адресу: <адрес><адрес>, эксплуатируемом ООО «Башнефть-Добыча», выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные «30» июня 2020 года в 11 ч. 00 мин. в области промышленной безопасности, а именно:

В отношении юридического лица: Общество с ограниченной ответственностью «Башнефть-Добыча» (ОГРН 1090280032699, ИНН 0277106840, КПП 027501001) адрес (место нахождения): 450077, Российская Федерация, <адрес>, эксплуатирующим объекты повышенной опасности, и на которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), уполномоченным должностным лицом Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору были проведены внеплановые проверки на основании Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», приказа Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ.

Результаты проверок зафиксированы в Акте проверки Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ

ООО «Башнефть-Добыча» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

ООО «Башнефть-Добыча» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации А41-05127, выданным Западно- Уральским управлением Ростехнадзора.

При проведении проверки были выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта:

Пункт подготовки и сбора нефти (Установка комплексной подготовки нефти «Шушнур»), (per. № ):

1. Эксплуатация резервуаров РВСП №№ 1 и 3 ведется с нарушением требований безопасности, а именно:

- вентиляционные патрубки ПВ-500 № 1,2,3,4,5,6 находятся в неисправном состоянии (физический износ и полное разрушение);

отсутствует система активной защиты (ЭХЗ);

- основание резервуаров РВСП-5000 №№ 1 и 3 не защищаются от размыва поверхностными водами, не обеспечивается постоянный отвод вод (отсутствуют хлопуши);

- не ведется техническая документация на понтон (отсутствует учет наработки понтона, отсутствуют сведения и акты о техническом состоянии понтона (осмотр, ревизия));

- отсутствует документ, определяющий периодичность и объем работ по осмотру и ревизии понтона резервуара;

- контрольные кабеля КИПиА закреплены и уложены на площадке кровли резервуара с нарушением проектных решений (физический износ и полное разрушение полок и лотков);

- внутренняя территория резервуаров РВСП №№ 1 и 3 не очищена от порослей. Нарушены: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Пункты 77, 793, 769, 764, 789 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101

По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что юридическим лицом - ООО «Башнефть-Добыча» не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности.

В действиях (бездействии) юридического лица - ООО «Башнефть-Добыча» усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В судебном заседании начальник отдела по надзору в горнорудной, металлургической и нефтегазодобывающей промышленности по РБ Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Бадиковым А. Х. и консультантом межрегионального отдела правового обеспечения Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Мельниковым А. Ф., в связи с допущенными нарушениями просили привлечь ООО «Башнефть-Добыча» к административной ответственности по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации ООО «Башенфть-Добыча» резервуаров РВСП №1 и №3, на срок до 90 суток.

Участвовавшая в судебном заседании представитель ООО «Башнефть-Добыча» Кажаева З. Н.с административным правонарушением не согласилась, просит суд учесть то обстоятельство, что на момент проведения промышленной экспертизы в 2019г. резервуар РВС-5000 №7 соответствовал требованиям промышленной безопасности. Срок дальнейшей эксплуатации определен до 14.09.2020г. 29.06.2020г. с целью подготовки к проведению экспертизы промышленной безопасности резервуар РВС-5 000 № 7 выведен из эксплуатации. В настоящее время производится очистка резервуара от нефтепродуктов. При этом указала, что в соответствии с КоАП РФ, возможно применить санкцию в виде административного приостановления деятельности, только в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Считает, что административным органом ни определены основания и не приведены доказательства для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности. Ростехнадзор имел возможность применить временный запрет деятельности по эксплуатации объекта.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы, представленные суду, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локации и ликвидации последствий указанных аварий.

Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов в соответствии со статьей 1 означенного Федерального закона понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

К видам деятельности в области промышленной безопасности согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Предметом означенного правонарушения являются опасные производственные объекты, к числу которых относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.

При этом нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в данной области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступление последствий не требуется.

Субъектами правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Судом установлено, что в период с 30.06.2020г. года, на основании постановления Правительсва РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», приказов Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Башнефть-Добыча» на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, В ходе которой выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:

Эксплуатация резервуаров РВСП №№ 1 и 3 ведется с нарушением требований безопасности, а именно:

- вентиляционные патрубки ПВ-500 № 1,2,3,4,5,6 находятся в неисправном состоянии (физический износ и полное разрушение);

отсутствует система активной защиты (ЭХЗ);

- основание резервуаров РВСП-5000 №№ 1 и 3 не защищаются от размыва поверхностными водами, не обеспечивается постоянный отвод вод (отсутствуют хлопуши);

- не ведется техническая документация на понтон (отсутствует учет наработки понтона, отсутствуют сведения и акты о техническом состоянии понтона (осмотр, ревизия));

- отсутствует документ, определяющий периодичность и объем работ по осмотру и ревизии понтона резервуара;

- контрольные кабеля КИПиА закреплены и уложены на площадке кровли резервуара с нарушением проектных решений (физический износ и полное разрушение полок и лотков);

Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов ООО Башнефть-Добыча», подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГА, по результатам которого ООО «Башнефть-добыча» было вынесено предписание об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ., составлена фототаблица на 14л., протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, согласно которого представитель ООО «Башнефть-Добыча» ФИО6 указал об отсутствии замечаний к протоколу.

Выявленные нарушения представляют непосредственную угрозу возникновения техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, за что предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что ООО «Башнефть-Добыча» необходимо привлечь к административной ответственности по ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ.

Довод представителя ООО «Башнефть-Добыча» Кажаевой З. Н. о том, что на момент проведения промышленной экспертизы в 2019г. резервуар РВС-5000 №7 соответствовал требованиям промышленной безопасности и срок дальнейшей его эксплуатации определен до 14.09.2020г., не может является доказательством свидетельствующим об отсутствии состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку внеплановая проверка в отношении привлекаемого лица была проведена после заключения ЭПБ, которая согласно материалам дела была проведена 10.10.2019г., а 30.06.2020г. по результатом внеплановой проверки в присутствии руководителя сектора ОТ и ПБ в НГДУ «Арланнефть» региональной службы по ОТ и ПБ Управления РСП и ПО ООО «Башнефть-Добыча» ФИО7, зам. начальника цеха по УПС Арланского ЦППН УППНГ ООО «Башнефть-Добыча» ФИО8, начальника установки цеха Арланского ЦППН УППНГ ООО «Башнефть-Добыча» ФИО9 было установлено, что эксплуатация резервуара РВС-5000 №7 ведется с нарушением требований безопасности, а именно кровля резервуара возле патрубка центральной стойки имеет недопустимые дефекты(сквозная коррозия, потеря металла). Сведений не доверять фактам и обстоятельствам установленным в ходе внеплановой проверки от 30.06.2020г. уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора не имеется. Возражений от представителей ООО «Башнефть-Добыча» в момент составления акта проверки и выявленных нарушений не последовало, в том числе и не было предъявлено распоряжение о выводе резервуара из дальнейшей эксплуатации. При этом указанные в заключении ЭПБ от 10.10.2019г. сроки эксплуатации резервуара являются лишь нормативными и не свидетельствуют о том, что в данный временной промежуток резервуар не может выйти из строя. Также в распоряжение о выводе объекта из эксплуатации не указаны дефекты которые могли быть выявлены визуально, тогда как уполномоченными сотрудниками Ростехнадзора такие нарушения в виде дефектов(недопустимых)(сквозная коррозия, потеря металла) отражены в соответствующей документации.

Кроме того суд учитывает, что согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ООО «Башнефть-Добыча» выявлены иные многочисленные нарушения (8 нарушений), помимо спорного момента на которое обращено внимание лицом привлекаемым к административной ответственности. Каждый их которых как в совокупности, так и в отдельности образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с нормами частей 1 - 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.

В данном случае факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не отрицаются нарушения №1,2,3,4,6,8,9 указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 2 ст. 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса.

Приостановка деятельности в части эксплуатации ООО «Башнефть-Добыча» резервуаров РВСП №1 и №3 вызовет необходимость приостановки всего участка пункта подготовки и сбора нефти «Шушнур», что неблагоприятно скажется на работниках ООО «Башнефть-Добыча», проживающих в Краснокамском районе Республики Башкортостан и чьи непосредственные рабочие места находятся на участке предварительной подготовки нефти «Шушнур», а так же налоговых поступлениях в бюджеты различных уровней, так как данный вид наказания лишает Общество возможности осуществлять свою профильную деятельность, исключает участок из хозяйственной деятельности.

Административным органом не предоставлено каких либо доказательств, что для устранения выявленных недостатков, а так же для предотвращения возможных неблагоприятных последствий обязательно приостановление деятельности проверяемых объектов. Данные объекты существуют значительный временной промежуток, по ним установлен режим постоянного государственного надзора и ежегодно проводятся проверки органами Ростехнадзора. Административным органом так же не предоставлены какие либо конкретны доказательства, что данный объект на сегодняшний день оказывает какое либо вредное воздействие.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения и степень общественной опасности.

При этом смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Принимая во внимание все обстоятельства, что ООО «Башнефть-Добыча» обязуется устранить выявленные нарушения в течение срока указанного в предписании, в настоящее время ООО «Башнефть-Добыча» проводится определенная работа по устранению нарушений выявленных при проверке, однако устранить все нарушения в настоящее время не представляется возможным, то назначение наказания в виде административного приостановления деятельности эксплуатации ООО «Башнефть-Добыча» резервуаров РВСП №1 и №3 на срок до 90 суток может повлечь за собой необратимые последствия для производственного процесса, суд считает возможным назначить ООО «Башнефть-Добыча» наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

ООО «Башнефть-Добыча» признать виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ и привлечь к административной ответственности и назначить наказание в виде штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РБ лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья: подпись

Копия верна

Судья Э. Н. Александров