31RS0004-01-2021-000841-64 № 5-195/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Валуйки 22 июня 2021 года
Судья Валуйского районного суда Белгородской области Порошин А.Г.,
рассмотрев 22 июня 2021 года в <...>) в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Процепи», <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней,
установил:
В период с 01.04.2021 по 28.04.2021 года, в ходе проведенной плановой документарной проверки соблюдения ООО «Процепи» (далее -Общество) обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлено, что Общество осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства, а именно: п. п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", п. 2 приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и пр.
Представитель административного органа МРУ Пробирной палаты по ЦФО надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, передал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ООО «Процепи» надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, причин неявки не сообщил, возражений суду не представил.
Исследовав письменные доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.
Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" урегулированы отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (ст. 2).
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, организующие куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 5 ФЗ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ).
В силу пп. 1, 2, 3 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4-1.4-6 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении физических лиц - фамилию, имя отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных п.п. 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения; в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.
В случаях совершения нотариальных действий удаленно в отношении операций с денежными средствами или иным имуществом, определенных п. 1 ст. 7.1 настоящего Федерального закона, идентификация клиента осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
Организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта (пп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ).
Обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений (подп. 3 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ).
В силу пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по указанным в пп. 1 - 1.4, 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7.5 настоящего Федерального закона, подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 года, на основании распоряжения от 05.03.2021 г. № 5р, начальником отдела контроля (надзора) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов № 2 МРУ Пробирной палаты по Центральному Федеральному округу проведена плановая документарная проверка соблюдения ООО «Процепи» обязательных требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что ООО «Процепи» осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства, а именно: п.п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; п. 2 приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Так, в нарушение требований п. 2 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, ООО «Процепи» не разработаны правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию
Далее, в нарушение требований п. 2 приказа Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 "Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" руководителем ООО «Процепи» не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
В нарушение подпункта «в» п. 6 и пп. «а» п. 10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 генеральным директором ООО «Процепи» ФИО2 не пройдено обучение в форме целевого инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Помимо изложенного, в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в период с 01.01.2020 по 01.04.2021 гг. ООО «Процепи» документально не фиксировало и не представило в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения о не менее 106 операциях, подлежащих обязательному контролю; в нарушение пп. 1,2,3 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ ООО «Процепи»до приема на обслуживание не идентифицирует клиентов, их представителей, и (или) выгодоприобретателей, не применяет меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, и не обновляет о них информацию не реже одного раза в год;
Так же, нарушение пп. 7 п. 1 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ ООО «Процепи» не проверяет не реже чем один раз в три месяца наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не информирует о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном п.п. 7-8 постановления Правительства Российской Федерации № 209 от 19.03.2014 года.
По результатам проверки контролирующим органом был составлен акт проверки от 28.04.2021, предписание о прекращении нарушений и протокол об административном правонарушении (л.д. 15-90, 14, 2-6).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Процепи» включено в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; адресом местонахождения общества является: <адрес> (л.д. 23-25, 26-35) в силу чего обязано соблюдать вышеприведенные требования закона.
В период с 01.01.2020 по 01.04.2021 ООО «Процепи» осуществляло операции купли-продажи драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, следовательно, на него распространяются права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; и общество было информировано о необходимости исполнения описанных выше требований.
Общество обязано было обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но не предприняло необходимых организационных мер.
При таких обстоятельствах, действия (бездействие) ООО «Процепи» подлежит квалификации по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
При этом, суд обращает внимание на то, что Обществу вменяются нарушения п. 10 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу 03.08.2010 № 203, выразившееся в том, что специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля ООО «Процепи» в лице ФИО2 не прошла обучение в форме целевого инструктажа; а также нарушение п. 7 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу 03.08.2010 № 203.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 24.03.2005 года № 5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет один год.
Поскольку, согласно п. 7 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" водный инструктаж в организации проводится при приеме на работу, а согласно п. 10 указанного положения обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций, ФИО2 вступила в должность генерального директора 20.08.2018, то срок привлечения к ответственности за нарушения п. 7, 10 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" в указанной части истек.
Помимо изложенного, в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом не установлено, при осуществлении каких операций в нарушение пп. 1, п. 1, статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в ООО «Процепи» не проводилась идентификация клиентов, и в нарушение п.п. 1.7, 2.1, 2.4 "Положения о требованиях к идентификации клиентов (лиц, находящихся на обслуживании организаций) и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" не проводились мероприятия по установлению сведений, указанных в п. 2.1 настоящего Положения, а также при идентификации клиента не использовались сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, и не осуществляло проверку факта наличия/отсутствия в отношении клиента сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Не указаны эти обстоятельства и в протоколе об административном правонарушении. Следовательно, нарушение пп. 1, п. 1, статьи 7 Федерального закона от 7.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не может быть положено в основу постановления суда.
Описанные обстоятельства подлежат исключению из квалификации вменяемого Обществу административного правонарушения. Изложенное не исключает наличия вины ООО «Процепи» в правонарушении предусмотренном ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ, поскольку иные нарушения, установленные в ходе рассмотрения дела и указанные выше, образуют состав нарушения приведенных положений Закона.
Событие совершенного ООО «Процепи» административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается исследованными выше доказательствами, протоколом об административном правонарушении, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, в котором отражены выявленные в ходе проведенной проверки нарушения. На указанный процессуальный документ каких-либо замечаний, возражений привлекаемым к ответственности лицом не принесено.
Представленные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными, так как они согласуются между собой, имеют отношение к событию правонарушения, получены в полном соответствии с требованиями административного законодательства. Исследованные доказательства в совокупности подтверждают наличие события административного правонарушения (за исключением вышеописанной части квалификации) и вину ООО «Процепи» в совершении правонарушения.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, а требует лишь установления того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Исходя из приведенной нормы КоАП РФ, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.
Вина ООО «Процепи» заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства. При этом у него имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований закона. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Изложенное находит свое подтверждение в правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Действия общества судья квалифицирует по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, как действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1 настоящей статьи.
Санкция указанной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
При назначении Обществу административного наказания судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судья не усматривает.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством по делу судья признает совершение Обществом административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней впервые.
В связи с изложенным судья считает необходимым назначить ООО «Процепи» наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., поскольку иной размер наказания не сможет обеспечить достижения целей административного наказания, а назначение более строго вида наказания будет не соразмерно допущенному правонарушению.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью, а равно применения положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ - по делу не имеется. Поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду общественно опасных, связанных с публичными интересами общества и государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать ООО «Процепи» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: получатель: УФК по г.Москве (МРУ Пробирной палаты России по ЦФО л/с <***>), банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве, БИК 004525988, ИНН <***>, КПП 770301001, расчетный счет <***>, ОКТМО 45380000, КБК 14511601151019002140.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы или принесения протеста в Белгородский областной суд через Валуйский районный суд Белгородской области, либо непосредственно в Белгородский областной суд.
Судья: