ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1964/2022 от 21.04.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Резолютивная часть оглашена 21.04.2022 года

Дело № 5-1964/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

22 апреля 2022 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», О.В., выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, представителя Псковской таможни С.Э., выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), юридический адрес: <адрес>, ранее привлекаемого к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

10.02.2022 года должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Определением от 18.02.2022 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.

Представитель перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», О.В., в судебном заседании, признав вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, просил назначить фирме-перевозчику административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Представитель Псковской таможни С.Э. в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, и является установленной. Просила признать перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», виновным в совершении настоящего правонарушения. Не возражала против назначения перевозчику – ООО «СЕАЛ ГРУПП», наказания в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Согласно подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

В силу п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик, среди прочих документов и сведений, указанных в данной статье, представляет таможенному органу также сведения: о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); о наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; об идентификационных номерах контейнеров.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Таким образом, Таможенным кодексом ЕАЭС установлен перечень сведений, которые должны быть предоставлены таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о ввезенных товарах.

При этом, согласно Примечанию к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Как следует из материалов дела, 12.01.2022 года на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач марки «D», регистрационный номер №*, VIN: №*, с полуприцепом марки «W», регистрационный номер №*, VIN: №*, следующие под управлением гражданина Российской Федерации Р.А..

Состав транспортных средств следовал из Литвы в Россию.

Международная перевозка осуществлялась ООО «СЕАЛ ГРУПП» (<адрес>, ИНН №*, ОГРН №*, КПП №*).

Во исполнение ст.ст. 88, 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при прибытии на таможенную территорию Союза водитель перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», Р.А., представил на таможенный пост Бурачки Псковской таможни следующие товаросопроводительные документы: CMR №* от 11.01.2022 года, инвойс №* от 11.01.2022 года, упаковочный лист от 11.01.2022 года, спецификацию №* от 11.01.2022 года, согласно которым в вышеуказанном транспортном средстве перемещался товар – «пленка LDPE, остатки», в количестве 42 грузовых мест, общим весом брутто 21842 кг.

Отправитель товара: UAB «S», адрес: <данные изъяты>.

Получатель товара: ООО «У», адрес: <данные изъяты>.

В соответствии с профилем риска 12.01.2022 года было принято решение о проведении 100% таможенного досмотра товаров и выдано поручение на досмотр №*.

В результате 100% таможенного досмотра, проводимого в присутствии водителя перевозчика - ООО «СЕАЛ ГРУПП», Р.А., (АТД №*), в соответствии со ст. 328 ТК ЕАЭС, было установлено, что в вышеуказанном транспортном средстве перемещался товар, наименование и общее количество грузовых мест которого соответствовали сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах, однако общий фактический вес брутто товара составил 23181,5 кг, что превышает заявленный вес брутто товара на 1339,5 кг.

Выявив факт сообщения таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем предоставления недействительных документов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, 15.01.2022 года должностным лицом таможенного поста МАПП Бурачки Псковской таможни было принято решение о возбуждении в отношении перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В тот же день, товар, явившийся предметом административного правонарушения, а именно: пленка б/у из полиэтилена (Полимерное сырье в виде обрывков, обрезок пленок, обрезок и обрывков изделий из полимеров этилена сохранившее следы использования), упакованная в кипы, перетянутые металлической проволокой, без маркировки, всего 2 кипы, общим весом брутто 1340 кг (2 грузовых места) - был изъят и помещен на ответственное хранение ООО «Т», расположенный по адресу: <адрес>, согласно акту приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от 15.01.2022 года.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются не только таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств – членов Евразийского экономического союза, но и международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 года, договор перевозки устанавливается накладной.

В силу п.1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.

Статьей 6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относятся, в том числе: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза.

Таким образом, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Штамп и подпись перевозчика в накладной свидетельствуют о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Согласно ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Данная обязанность не исключает возможности фактической проверки перевозчиком сведений, в том числе и о весе брутто товара, а при невозможности проверки данных сведений – внесения в накладную соответствующих оговорок.

Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика по соблюдению требований таможенного законодательства, и о наличии вины в его действиях.

Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в том числе и о весе брутто товара, в силу ст. 89 ТК ЕАЭС, возлагается на перевозчика.

Также, следует отметить, что обязанность по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношений с другими субъектами предпринимательской деятельности, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей и действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.

Названная обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах путем предоставления документов, содержащих достоверные сведения, является обязанностью абсолютной и лицо, на которое она возложена законом, должно её исполнить, приняв для этого все зависящие от него меры или отказаться от осуществления деятельности и/или действий, с которыми связана такая обязанность, если оно не в состоянии её выполнить.

С учетом изложенного, перевозчик является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Водитель перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», Р.А., в ходе опроса в качестве свидетеля 15.01.2022 года, пояснил, что он работает в фирме ООО «СЕАЛ ГРУПП» в должности водителя. Работает водителем международных перевозок более * лет. Конвенция КДПГ ему известна, как и то, что при погрузке он должен проверить товар по количеству грузовых мест, наименованию, маркировке и весу брутто. С правилами приемки товара к международной перевозке в соответствии с требованиями статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) от 1978 года, он знаком. Правила заполнения CMR ему знакомы. Ему известно, что после загрузки он должен поставить подпись в графе 23 CMR в подтверждение приема товара к перевозке. О том, что в случае возникновения каких-либо обстоятельств, не дающих возможности перевозчику осуществить проверку товара, согласно товаросопроводительным документам, перевозчиком должна делаться отметка в графе 18 CMR и подтверждаться печатью склада погрузки, он знает. С требованиями ст. 89 ТК ЕАЭС относительно предоставления перевозчиком достоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест, общем весе брутто перемещаемого товара, он знаком в общих чертах. Он знает, что при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС он должен предоставить в таможенный орган комплект товаросопроводительных документов, международную накладную CMR и коммерческие документы – инвойс, счет-фактуру, спецификацию. Ему известно, что сведения о товаре в товаросопроводительных документах, а именно: о наименовании, количестве грузовых мест, весе брутто, должны соответствовать фактически перемещаемому товару. Инструктаж по приему товара к международной перевозке руководством фирмы производится. Руководство фирмы знакомит с обязанностями в части проверки соответствия сведений о фактически перемещаемом грузе со сведениями о нем, указанными в товаросопроводительных документах. По обстоятельствам выявленного правонарушения водитель перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», Р.А., пояснил, что погрузка товара осуществлялась в г. П. (Литва) на открытом воздухе в его присутствии. Принятие товара осуществлялось согласно проверки количества грузовых мест и наименования. Взвешивание проводилось порожнего транспортного средства и после погрузки. По результатам взвешивания, отклонений от значений, указанных в CMR, не было. Документы: CMR №* от 11.01.2022 года, инвойс №* от 11.01.2022 года, ему были выданы в Литве. При таможенном досмотре он присутствовал, с результатами досмотра согласен. По поводу превышения веса ничего сообщить не смог, полагал, что возможно весы отправителя работали некорректно.

Согласно письменным пояснениям генерального директора ООО «СЕАЛ ГРУПП» П.В., предоставленным в Псковскую таможню в ходе административного расследования, ООО «СЕАЛ ГРУПП» осуществляло перевозку товара: «пленка LDPE, остатки». Товаросопроводительные документы таможенному органу были представлены водителем, который присутствовал при загрузке товара и контролировал загрузку товара по наименованию и количеству мест. Товар при погрузке в транспортное средство не взвешивался, так как отправитель товара этого не требовал. Водитель считал, что загрузка товара проходит в обычном порядке, и он не видел необходимости вносить какие-либо исправления в CMR. Несоответствие веса брутто товара в товаросопроводительных документах произошло из-за ошибки при определении фактического веса брутто товара. При заполнении товаросопроводительных документов вес товара брутто был определен путем умножения веса одного грузового места на количество мест, когда фактически вес каждого грузового места был различным. Заявка на погрузку товара была подана отправителем товара посредством электронной почты. Товаросопроводительные документы были оформлены и выданы водителю на складе погрузки. Отправитель товара, согласно товаросопроводительным документам и фактически, компания UAB «S» <адрес>. Получатель товара, согласно товаросопроводительным документам и фактически, компания ООО «У», <адрес>. Руководство ООО «СЕАЛ ГРУПП» знакомило водителя Р.А. с его обязанностями в части проверки соответствия груза транспортным документам. Водитель проходит предрейсовый инструктаж. Работникам фирмы ООО «СЕАЛ ГРУПП» теперь известны в полном объеме обязанности перевозчика в контексте статей 88, 89 ТК ЕАЭС и Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов, заключенной в Женеве 19.05.1956 года, в части обязанности перевозчика предоставлять таможенному органу достоверные сведения о товарах, а так же об ответственности перевозчика в соответствии с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ за предоставление таможенному органу недостоверных сведений о товаре через таможенную границу Союза товара путем предоставления недействительных документов. Факт наличия административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и вину в его совершении, ООО «СЕАЛ ГРУПП» признало.

Таким образом, изучив и проанализировав все обстоятельства дела, прихожу к выводу, что водитель перевозчика ООО «СЕАЛ ГРУПП», Р.А., присутствующий при погрузке и принимающий груз к международной перевозке, не проявил надлежащую степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований таможенного законодательства.

Так, в судебном заседании установлено, что водитель перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», Р.А., лично присутствовал при погрузке товара в транспортное средство. Принятие товара им осуществлялось согласно проверки количества грузовых мест и наименования, однако фактическое взвешивание всего товара при нем не производилось.

Как следует из представленных таможенному органу документов, какие-либо обоснованные оговорки в графу № 18 (оговорки и замечания перевозчика) в части того, что товар принят без проверки соответствия фактически перемещаемого товара сведениям, указанным в товаросопроводительных документах, а именно, в части проверки веса брутто товара, в CMR №* от 11.01.2022 года водителем перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», в обязанности которого входит проверка соответствия фактически перемещаемого товара сведениям, указанным в товаросопроводительные документы, внесены не были.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что водителем перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», Р.А., к международной перевозке фактически принят товар без осуществления должной проверки веса брутто товара, а также принятия всех необходимых мер для строгого соблюдения требований таможенного законодательства, а имеющиеся в CMR штамп и подпись перевозчика подтверждают принятие им именно того груза, который указан в товаросопроводительных документах, что, как установлено в ходе таможенного досмотра, не соответствует действительности.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание, что перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки (статья 3 КДПГ), суд считает установленным, что перевозчиком – ООО «СЕАЛ ГРУПП» нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС, что выразилось в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных документов, в связи с чем, суд находит вину перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Вина перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, полностью подтверждается следующими доказательствами: копией CMR №* от 11.01.2022 года (л.д.8); копией упаковочного листа от 11.01.2022 года (л.д.9); копией спецификации №* от 11.01.2022 года (л.д.10); копией инвойс №* от 11.01.2022 года (л.д.11); копией доверенности №* от 22.01.2021 года (л.д.12); копиями свидетельств о регистрации транспортных средств (л.д.13); копией паспорта Р.А. (л.д.14); копией акта таможенного осмотра №* от 12.01.2022 года (л.д.15-16); копией поручения на таможенный досмотр №* от 12.01.2022 года (л.д.17); копией акта таможенного досмотра №* от 14.01.2022 года (л.д.18-28); копией протокола определения массы брутто (массы) нетто товара в упаковке от 14.01.2022 года (л.д.29); копией докладной записки от 14.01.2022 года №* о передаче документов для принятия решения в рамках КоАП (л.д.30); протоколом опроса свидетеля Р.А. от 15.01.2022 года (л.д.31-34); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от 15.01.2022 года с фототаблицей (л.д.35-38); актом приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от 15.01.2022 года (л.д.39); выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о юридическом лице – ООО «СЕАЛ ГРУПП» (л.д.42-45); письменными пояснениями генерального директора ООО «СЕАЛ ГРУПП» П.В. от 02.02.2022 года (л.д.50-51).

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают.

При таких обстоятельствах, за совершение настоящего административного правонарушения перевозчик – ООО «СЕАЛ ГРУПП», подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

При назначении наказания, суд, учитывая обстоятельства совершения перевозчиком – ООО «СЕАЛ ГРУПП», правонарушения, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым суд относит – признание вины, наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств – повторное совершение перевозчиком административного правонарушения в области таможенного дела, и, руководствуясь основной целью административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, считает целесообразным применить к перевозчику – ООО «СЕАЛ ГРУПП», административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Оснований для освобождения перевозчика – ООО «СЕАЛ ГРУПП», от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 16.1 ч. 3, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Перевозчика - ООО «СЕАЛ ГРУПП» (ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации – **.**.**** года), юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, а именно (согласно акта приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от 15.01.2022 года): пленка б/у из полиэтилена (Полимерное сырье в виде обрывков, обрезок пленок, обрезок и обрывков изделий из полимеров этилена сохранившее следы использования), упакованная в кипы, перетянутые металлической проволокой, без маркировки, всего 2 кипы, общим весом брутто 1340 кг (2 грузовых места).

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар, находящийся на ответственном хранении ООО «Т» по адресу: <адрес>, в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Псковской и Новгородской областях.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Бондаренко