ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-196/20 от 21.08.2020 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 5-196/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

21 августа 2020 года пос. Октябрьский

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Заостровцева И.А., с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Ратинского А.В.,

рассмотрев в помещении Устьянского районного суда Архангельской области в пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19, Устьянский район, Архангельская область, материал об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилуправление», юридический адрес: Архангельская область, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д.21, офис 5, ИНН ..., дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23 января 2015 г., ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

установил:

постановлением прокурора Устьянского района Архангельской области от 31 июля 2020 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилуправление» (далее по тексту ООО УК «Жилуправление») за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Законный представитель ООО УК «Жилуправление» Коптяева Т.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя ООО УК «Жилуправление». Считает, что прокуратура направляет в их адрес непонятные запросы, которые кроме репрессий, пользу обществу не приносят.

Старший помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Ратинский А.В. в судебном заседании поддержал обстоятельства, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 июля 2020 г., пояснил, что прокуратурой района в рамках анализа исполнения требований об обеспечении безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в адрес ООО УК «Жилуправление» направлено требование о предоставлении информации за ... от 08 июля 2020 г. о предоставлении в прокуратуру района надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих проведение проверок состояния дымовых и вентиляционных каналов газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении, проведенные не позднее 7 календарных дней до начала отопительного сезона и не позднее 7 дней после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. На данное требование в прокуратуру района 10 июля 2020 г. поступил ответ директора ООО УК «Жилуправление» Коптяевой Т.П., который не содержал сведений, истребуемых прокурором, заверенные копии документов, подтверждающих проведение проверок состояния дымоходов и вентиляционных каналов, не направлены, что свидетельствует об умышленном невыполнении требований прокурора. Предоставленный Коптяевой скриншот страницы ГИС ЖКХ, предоставлен через личный кабинет на сайте госууслуг, и не позволяет проверить указанную информацию, поскольку вход через предоставленную ссылку может осуществить только владелец личного кабинета. При этом при проверке, проведенной прокуратурой района, установлено, что на сайте ГИС ЖКХ требуемая информация ООО «УК Жилуправление» в отношении находящихся в управлении многоквартирных домов не размещена, то есть отсутствует.

Заслушав объяснения ст.помощника прокурора Устьянского района Архангельской области, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.

Правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования указанных выше лиц.

С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом.

Поскольку из содержания диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ следует, что привлечение к административной ответственности по данной норме возможно в том случае, если имело место невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, связанные с рассмотрением или не рассмотрением требования прокуратура и подготовкой соответствующего ответа в указанный срок, а также вопрос о законности и обоснованности требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем запросе, лежит на прокуроре.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Согласно ч. 3 ст. 6 указанного Федерального Закона неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В силу пункта 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П вышеуказанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они обеспечивают выполнение прокуратурой Российской Федерации возложенной на нее функции надзора как деятельности, обусловленной по своему предназначению требованиями Конституции Российской Федерации, и направлены на обеспечение законности, государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод других лиц, а также иных конституционно значимых ценностей.

Установлено, что ООО УК «Жилуправлении» является действующим юридическим лицом, поставлено на налоговый учёт, находится по адресу: Архангельская область, Устьянский район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 21, офис 5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Директором ООО УК «Жилуправление» назначена Коптяева Т.П., что подтверждается протоколом ... общего собрания учредителей от 10 января 2018 г.

В целях анализа состояния законности при исполнении требований об обеспечении безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования 08 июля 2020 г. прокурором Устьянского района в адрес руководителей управляющих компаний, в том числе в адрес директора ООО УК «Жилуправление» Коптяевой Т.П. направлено требование ... о предоставлении в срок не позднее 17 июля 2020 г. в прокуратуру района надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих проведение проверок состояния дымовых и вентиляционных каналов газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении, проведенные не позднее 7 календарных дней до начала отопительного сезона и не позднее 7 дней после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг.

В прокуратуру Устьянского района ответ на требование прокурора поступил от директора ООО УК «Жилуправление» Коптяевой Т.П. 10 июля 2020 г., который не содержал сведений, истребуемых прокурором, заверенные копии документов, подтверждающих проведение проверок состояния дымоходов и вентиляционных каналов, не направлены. К ответу приложен скриншот страницы ГИС ЖКХ, полученный через сайт госуслуг о размещении информации о дате проверки вентканалов и дымоходов по многоквартирному дому, расположенному по адресу: ..., иной информации не предоставлено.

Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 5 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила № 410), обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.

Пунктом 11 Правил № 410 предусмотрено, что надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах обеспечивается путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.

Согласно пункту 12 Правил № 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится: в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) (пункт "в"); при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (пункт "г").

В соответствии с пунктом 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы.

Из содержания пункта 15 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов относятся: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Таким образом, действующим законодательством именно на управляющие организации возложена обязанность надлежащего содержания дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов, проведения проверки их состояния и функционирования, при необходимости проведения их очистки и (или) ремонта (в том числе, путем заключения договора с организацией, осуществляющей указанные работы), определения работоспособности оборудования и элементов систем, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ.

Установлено, что ООО УК «Жилуправление» осуществляет управление газифицированными многоквартирными домами, расположенными по адресу: ... и ....

Таким образом, указанное требование прокурора о представлении запрашиваемых документов не исполнено, заверенные копии документов, подтверждающих проведение проверок состояния дымоходов и вентиляционных каналов, не предоставлены.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором Устьянского района дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО УК «Жилуправление».

Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор при вынесении требования от 08 июля 2020 г. ... о предоставлении документов, действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом «О прокуратуре Российской Федерации. Требование о предоставлении информации было направлено ООО УК «Жилуправление» в рамках проведения проверки исполнения требований об обеспечении безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 июля 2020 г., запросом о предоставлении информации, копией ответа ООО УК «Жилуправление», копией книги учета документов, отправленных нарочно, копией ответа АО «Архангельскоблгаз» (Октябрьский филиал) от 24.07.2020 г.

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

В ответе ООО УК «Жилуправления», направленном на вышеуказанное требование прокурора Устьянского района не содержится уведомления о невозможности представления в установленный срок запрашиваемых документов. Довод ответа о том, что в ООО УК «Жилуправление» не кому работать, все работники в отпусках, работают только рабочий и техник, главный бухгалтер будет занят отчетами, суд не может признать уважительной причиной о невозможности предоставления запрашиваемой прокуратурой информации.

Таким образом, у ООО УК «Жилуправление» имелась возможность для исполнения требования прокурора о предоставлении запрашиваемых документов, но не были приняты все зависящие меры по их исполнению, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив собранные по делу письменные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что вина ООО УК «Жилуправление» в совершении административного правонарушения нашла своё подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Невыполнение указанного требования прокурора обоснованно вменено ООО УК «Жилуправление» при привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Между тем, исходя из п. 2.3 ст. 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки.

Установлено, что требование прокурора было направлено в адрес (руководителя) ООО УК «Жилуправление» в связи с проводимой проверкой в рамках анализа исполнения требований об обеспечении безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Истребование прокурором информации обусловлено необходимостью обеспечения надлежащего состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах.

В связи, с чем требования прокурора в части истребования у ООО УК «Жилуправление» документов, является обоснованным.

Оснований для прекращения производства по делу, в том числе в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, совершенное ООО УК «Жилуправление», посягает на институты государственной власти в виде реализации должностными лицами, действующими от имени и в интересах государства, предоставленных ему законодательством полномочий, что свидетельствует о наличии существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для освобождения ООО УК «Жилуправление» от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ.

Санкция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания для юридических лиц в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания учитываю характер совершённого ООО УК «Жилуправление» административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.

Смягчающих административную ответственность ООО УК «Жилуправление» обстоятельств не установлено.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО УК «Жилуправление» признаю повторное совершение однородного административного правонарушения, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ.

Поскольку административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю, что с учётом установленных по делу обстоятельств совершённого административного правонарушения и его характера достаточных оснований для назначения юридическому лицу административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.

Учитывая характер и обстоятельства совершённого ООО УК «Жилуправление» административного правонарушения, имущественное положение, отсутствие смягчающих обстоятельств и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, считаю возможным назначить ООО УК «Жилуправление» административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ. Указанное наказание будет соответствовать целям административного наказания, личности юридического лица, совершившего правонарушение и характеру правонарушения.

При этом не нахожу оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО «УК Жилуправление» ранее привлекалась к административной ответственности по ст. 17.7 УК РФ.

Руководствуясь 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилуправление» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 52 000 (пятьдесят две тысячи) рублей.

Оплату штрафа следует произвести по реквизитам:

получатель – УФК по Архангельской области (Прокуратура Архангельской области), ИНН 2901052689, КПП 290101001, расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области БИК 041117001 ОКТМО 11654151, КБК 415 1 16 90050 05 6000 140 УИН 0.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Заостровцева И.А.

Оплату штрафа произвести в течение 180 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ст. 31.5 КоАП РФ), в порядке, установленном ст. 32.2 КоАП РФ, на имя получателя.

Квитанцию об уплате штрафа в тот же срок предоставить в приемную Устьянского районного суда, по адресу: пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19, каб. 3.

В случае неуплаты штрафа в течение 180 суток со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.