ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1971/15 от 20.09.2015 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-1971\2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

гор. Выборг 20 сентября 2015 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Ротов С.Д., рассмотрев с участием переводчика ФИО1 в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.2 КОАП РФ, в отношении гражданина Республики Афганистан ФИО2, Дата года рождения, <данные изъяты>, заявившего о его проживании в <адрес>, не работающего,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, являясь иностранным гражданином, нарушил правила въезда (прохода) в пограничную зону. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Дата гражданин Республики Афганистан ФИО2 находился на <адрес> в пределах пограничной зоны, установленный приказом ФСБ России от Дата, без документов, дающих право въезда (прохода), временного пребывания, передвижения в пограничной зоне, чем нарушил установленные правила, предусмотренные ст. 17 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации», которая гласит, что въезд (проход), временное пребывание, передвижение в пограничной зоне осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность, и по пропускам, выдаваемым пограничными органами. Им также нарушены пункты 1.3, 1.3.2 Приказа ФСБ России от Дата «Об утверждении правил пограничного режима» и Постановление Правительства Российской Федерации от Дата «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». На момент проверки у ФИО2 такое специальное разрешение отсутствовало.

Факт совершения ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от Дата, рапортами инженера группы АСПК КПП «Лужайка» ФИО6 и контролера 1 категории вожатого служебных собак КПП Лужайка» ФИО3, задержавших правонарушителя на междупутье 3 и 5 путей без соответствующих документов, дающих право на передвижение в пограничной зоне.

Таким образом, совершенное ФИО2 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФИО2 показал в судебном заседании, что он обратился в миграционную службу в <адрес> для предоставления ему временного убежища и определения статуса беженца. У него забрали паспорт, а взамен выдали справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. В <адрес> он приехал по совету знакомого в поисках работы. Не найдя своего знакомого, решил пешком отправиться в сторону Санкт-Петербурга, но заблудился и был задержан пограничным нарядом.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Санкция части 1.1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его личность, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом согласно статье 3.1 указанного Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

В силу части 2 статьи 1.1 данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Статьей 7 Международного пакта от Дата о гражданских и политических правах установлено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от Дата ни одно государство - участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

В соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от Дата лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".

Суду представлена действительная по Дата справка УФМСР России по <адрес>, подтверждающая, что гражданин Афганистана ФИО2 в соответствии с п. 4 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации законно пребывает на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации. Кроме того, в материалах дела имеется обращение члена правительственной комиссии по миграционной политике, руководителя сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал», председателя Комитета «Гражданское содействие» ФИО4 о том, что ФИО2 состоит на учете в Комитете «Гражданское содействие». Возвращение его в Афганистан угрожает его жизни, он подал ходатайство о предоставлении ему убежища на территории Российской Федерации в УФМС по <адрес>. Это обращение адресовано «всем заинтересованным лицам».

Постановлением Правительства РФ от Дата N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" предусмотрена возможность предоставления временного убежища в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 5 указанного Постановления справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации (пункт 9 Постановления). При получении свидетельства паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган Федеральной миграционной службы, выдавший свидетельство (пункт 10).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от Дата N 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 названной статьи лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.

В силу пункта 4 указанной статьи лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

В Постановлении от Дата N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от Дата N 3-П, от Дата N 5-П, от Дата N 8-П, от Дата N 15-П, от Дата N 1-П и др.).

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм и конкретных обстоятельств дела отсутствуют основания для назначения ФИО2 дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 29.9 и ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Признать гражданина Республики Афганистан ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Республики Иран, виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии заинтересованными лицами.

Судья_______________________________________Ротов С.Д.