Дело № 5-81/2021, 51RS0002-01-2020-006460-63
Постановление в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2021 года.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 февраля 2021 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., (<...>), рассмотрев административное дело в отношении:
компании «Affen OU» (ПО «Аффен»), *** не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с резолюцией начальника Мурманской таможни ФИО1 на докладной записке отдела проверки деятельности лиц от ***№*** «О целесообразности проведения камеральной таможенной проверки» у ООО «***» была назначена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, соблюдении иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов (подпункты 2,7 пункта 6 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
Согласно представленным документам по совершению таможенных операций *** с территории *** на таможенную территорию Евразийского экономического союза на таможенный пост *** Мурманской таможни прибыли грузовой автомобиль «***», государственный регистрационный знак ***, с прицепом *** государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя ФИО2, и грузовой автомобиль *** государственный регистрационный знак ***, с прицепом *** государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя ФИО3
Согласно представленной на таможенный пост международной транспортной накладной (CMR) от ***№*** на таможенную территорию ЕАЭС в адрес ООО «***» на грузовой автомобиль «***», государственный регистрационный знак ***, с прицепом «***», государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя ФИО3, был ввезен товар ***.
В целях доставки товаров в место декларирования товаров (на таможенный пост *** Мурманской таможни) таможенным представителем ООО «***», действующим от имени и по поручению ООО «***» в рамках заключенного между сторонами Договора таможенного представителя с декларантом от ***№***, на таможенный пост *** в электронном виде была подана транзитная декларация №***. Согласно данной транзитной декларации под таможенную процедуру таможенного транзита помещался товар ***. Согласно графе 50 ТД №*** перевозчиком товаров являлась иностранная организация «Affen OU». На прицеп *** с государственным регистрационным знаком *** должностным лицом таможенного поста было наложено средство таможенной идентификации (пломба с номером ***). ТД №*** таможенным постом была выпущена ***.
Согласно (CMR) от ***№*** местом доставки определен склад временного хранения (далее - СВХ ООО) «***» расположенный по адресу: *** в регионе деятельности *** поста Мурманской таможни.
Таможенным представителем ООО «***», действующим от имени и по поручению ООО «***» в рамках заключенного между сторонами Договора таможенного представителя с декларантом от ***№***, *** на *** таможенный пост в электронном виде была подана декларация на товары №***, согласно которой под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещался товар *** (код ТН ВЭД ФИО10). При этом было заявлено, что товар поставлялся в рамках исполнения внешнеэкономического контракта от ***№***, заключенного между ООО «***» и иностранной организацией *** Также было заявлено, что вес товара составляет ***, а стоимость товара на условиях поставки *** составляет 4896,00 долларов США. Декларация на товары №*** Мурманским таможенным постом была выпущена ***.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что *** таможенными органами *** на таможенный пост *** были представлены копии таможенных деклараций, оформленных в странах ЕС. В числе прочих таможенных деклараций были представлены таможенные декларации с MRN-номерами ***. Согласно сведениям, указанным в данных таможенных декларациях, с территории ****** на автомобилях с государственными регистрационными знаками *** были вывезены товары (***) для их доставки в Российскую Федерацию. Получателем товаров в указанных таможенных декларациях значилось ООО «***» (адрес***), а отправителями товаров – иностранные организации ***
Грузовой автомобиль «***», государственный регистрационный знак ***, с прицепом *** государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя ФИО2 и грузовой автомобиль *** государственный регистрационный знак ***, с прицепом *** государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя ФИО3, *** прибыли на склад ООО *** по адресу: ***, где ФИО4 срезал трос, проходящий через кольца над брезентом, препятствующий доступу к грузовому отделению с товаром без повреждения пломб и находившиеся в прицепах обоих автомобилей товары (***) были перегружены в полуприцеп *** с государственным регистрационным знаком ***, прицепленный к грузовому автомобилю *** с государственным регистрационным знаком ***, и полуприцеп марки *** государственный регистрационный знак ***, прицепленный к грузовому автомобилю марки *** государственный регистрационный знак ***. В иностранные полуприцепы, в свою очередь, была погружена ***, хранившаяся на складе. ФИО4 после проведенных операций по перегрузке товаров, зафиксировал тросы на обеих иностранных машинах таким образом, чтобы не было видно места разреза и иностранные автомобили с прицепами проследовали на склад временного хранения ООО «***» по адресу: *** где с товаром *** совершались таможенные операции. Грузовой автомобиль *** с государственным регистрационным знаком *** и полуприцеп *** с государственным регистрационным знаком *** под управлением ФИО5 и грузовой автомобиль *** с государственным регистрационным знаком *** и полуприцеп *** с государственным регистрационным номером *** под управлением ФИО6 проследовали в *** на склад ООО «***», расположенный по адресу: ***
После прибытия грузового автомобиля *** с государственным регистрационным знаком *** и полуприцепа *** с государственным регистрационным знаком ***, и грузового автомобиля *** с государственным регистрационным знаком *** и полуприцепа *** с государственным регистрационным знаком *** в ****** была осуществлена разгрузка полуприцепов. В соответствии с составленными при этом документами: Заявка поклажедателя №*** от ***, Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение №*** от *** унифицированной формы ***, Акт №*** приемки по количеству и качеству от ***, Заявка поклажедателя №*** от ***, Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение №*** от *** унифицированной формы ***, Акт №*** приемки по количеству и качеству от ***, Доверенность №*** от *** на ФИО8, ООО *** поместило на склад ООО «***» ***. Прием товаров на хранение осуществлялся ООО «***» в рамках заключенного с ООО «***» Договора №*** ответственного хранения от ***.
По факту выдачи без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем, в отношении юридического лица – иностранной компании «Affen OU» *** было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования, по результатам проведения которого *** в отношении иностранной компании «Affen OU» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное дело в отношении иностранной компании «Affen OU» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска ***.
В судебном заседании защитник иностранной компании «Affen OU» ФИО13 полагал, что оснований для привлечения иностранной компании к административной ответственности не имеется, поскольку нет данных, подтверждающих получение деклараций из *** таможни законным путем. Кроме того, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку имеется возбужденное уголовное дело.
Представители Мурманской таможни ФИО14 и ФИО15 полагали, что оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется, административным органом представлены и исследованы все доказательства, подтверждающие наличие в действии иностранной компании состава административного правонарушения. Декларации, предъявленные перевозчиком *** таможне, получены законным путем, в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством РФ и Правительством *** о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании письменного запроса начальника таможенного поста ***ФИО9
Заслушав доводы защитника и мнение представителей административного органа, изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица – иностранной компании «Affen OU» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ (л.д. 1-18);
- копией служебной записки отдела проверки деятельности лиц от ***№*** о целесообразности проведения камеральной проверки в отношении ООО «***» (л.д. 23-27);
- копиями деклараций, представленных на *** при пересечении границы *** с переводом, согласно которым на территорию таможенного Союза ввозится *** на транспортных средствах с регистрационными номерами ***, получатель ООО «***» адрес*** (л.д. 28-40, 105-120);
- копией транзитной декларации №*** от ***, в п. 31 которой указан товар: ***, перевозится на транспортном средстве с государственным регистрационным номером *** (л.д. 41);
- копией международной товарно-транспортной накладной СМR №*** от ***; (л.д. 42)
- копией транзитной декларации №*** от ***, в п. 31 которой указан товар: *** перевозимая транспортным средством с регистрационным номером ***, с указанием, что *** скорректированы графы 12,43,44,45,46,47 товара №***; (л.д. 43)
- копией международной товарно-транспортной накладной СМR №*** от ***; (л.д. 44,46)
- копией транзитной декларации №*** от ***, в п. 31 которой указан товар: ***, перевозится на транспортном средстве с государственным регистрационным номером *** (л.д. 45);
- копией транзитной декларации №*** от ***, в п. 31 которой указан товар: ***, перевозимая транспортным средством с регистрационным номером ***, с указанием, что *** скорректированы графы 12,43,44,45,46,47 товара №***; (л.д. 47)
- копией договора таможенного представителя с декларантом №*** от ***, заключенного между ООО «***» и ООО «***» (л.д. 48-52);
- копией протокола допроса подозреваемого ФИО2 от ***, согласно которому *** он приехал в ***, где на складе, адрес не помнит, ему в автомобиль *** с номером *** и прицепом с номером *** сотрудники склада загрузили ***, кто грузил не помнит. Сотрудник склада ему сказал, что на *** таможне он должен будет предъявить комплект экспортных документов на фактически перевозимый груз (***), на таможенной границе России на *** он должен будет предъявить документы на ***. Также сотрудник склада сказал, что при подъезде на *** таможню ФИО2 необходимо позвонить ФИО4, с которым он ранее не был знаком, и сказать, что подъезжает на *** таможню. ФИО4 должен был сказать, можно ли ФИО2 заезжать на ***, а затем на российскую таможню. Также указанный сотрудник склада ему сказал, что после того, как он пройдет российскую таможню, ему надо снова позвонить ФИО4, он скажет адрес склада, где из машины выгрузят *** и загрузят *** Этот же сотрудник склада дал ФИО2 телефон ФИО4, который не сохранился, а также два комплекта документов, один на ***, второй комплект на ***. На комплекте документов на *** были проставлены необходимые печати и штампы, в том числе *** таможни. ФИО2 согласился перевозить груз по указанной схеме. Кто был получателем груза, он не помнит. В соответствии товаросопроводительными документами на груз перевозчиком являлась компания *** так как у OU AFFEN на данную машину не хватало ряда документов. Вместе с ним в фирме OU AFFEN работает ФИО3. На вышеуказанном складе в один день со ФИО2 грузился *** автомобиль *** с номером ***, с прицепом,, которым в последующем управлял ФИО3. Автомобили грузились по очереди. Они с ФИО3 должны были ехать в паре. Какие ФИО3 давались документы на груз, кто их ему давал и когда, ФИО2 не знает. Был ли у ФИО3 телефон ФИО4, общался ли он с ФИО4, также не знает. После того, как обе машины были загружены, они с ФИО3 каждый на своем автомобиле погрузились на паром, на котором доплыли до ***, откуда доехали до *** таможенного поста, граничащего с *** Мурманской таможни. Перед подъездом к *** таможне ФИО2 позвонил ФИО4, на номер телефона, который ему дали на складе в ***ФИО2 сказал ФИО4, что подъезжает, он ответил, что можно проходить границу. ФИО2 ни у ФИО4, ни у кого другого не спрашивал, а ему не говорили о том, что делать, если сотрудник российской таможни решит досмотреть его автомобиль. Звонил ли ФИО3ФИО4, он не знает. Они с ФИО3 въехали на *** таможню, где ФИО2 предъявил документы на фактически перевозимый груз (***), *** таможенники автомобиль не досматривали. *** таможенники проставили необходимые отметки. Затем он въехал на ***, где предъявил таможенному инспектору документы на якобы перевозимую ***. После этого инспектор проставил необходимые отметки на документах и открыл процедуру таможенного транзита, в соответствии с которой он должен был ехать на склад временного хранения (СВХ) для таможенного оформления. Также инспектором была наложена дополнительная пломба. Кто подавал транзитную декларацию на ***, он не знает. ФИО3 также предъявлял документы таможенному инспектору, но какие именно, не интересовался. После того, как они с ФИО3 выехали с ***, ФИО2 снова позвонил ФИО4 на указанный номер телефона и сказал, что прошел таможню. ФИО4 сказал ему адрес склада, куда он должен приехать, чтобы вместо *** загрузить ***. Адрес склада не помнит. Они с ФИО3 приехали на склад в ***, который назвал ФИО4, где их уже ждали две машины, в которые надо было перегрузить ***, а также грузчики, которые должны были грузить. ФИО4 срезал на обеих машинах тросы, чтобы вскрыть грузовой отсек без повреждения пломбы. Затем ФИО4 открыл грузовые отсеки на обеих машинах, после чего *** выгрузили в другие машины, а в кузов машины ФИО2 и машины ФИО3 загрузили ***. После этого ФИО4 зафиксировал тросы на обеих машинах таким образом, чтобы не было видно места разрыва. Также ФИО4 сказал, что после того, как груз пройдет процедуру таможенного оформления, *** надо привезти обратно на тот же склад. Документы на ***, которые они с ФИО3 предъявляли на *** таможне, либо выкинули на складе, где грузили ***, либо отдали ФИО4. После этого они с ФИО3 прибыли на склад СВХ в ***, адрес не помнит. На СВХ ФИО2 предъявил таможенные документы на ***, которые ранее получил в ***. Какие документы предъявлял ФИО3, не знает. Производился ли досмотр инспектором, он не помнит. После того, как таможенное оформление было завершено, они с ФИО3 отвезли *** на тот же склад в ***, где ее ранее загрузили. Разгрузка *** проходила в присутствии ФИО4… Больше под видом *** на территорию Российской Федерации грузы ФИО2 не возил. Ездил ли еще ФИО3, я не знает (л.д. 53-59)
- копией протокола допроса свидетеля ФИО3 от ***, согласно которому в компании OU AFFEN (***) в должности водителя он работает последние 3 года, управляет автомобилем с регистрационным номером *** и полуприцепом с регистрационным номером ***. Данная компания занимается грузоперевозками по Европе, в том числе по России. Примерно *** в *** он получил на складе (***) груз – ***, как она была упакована и выглядела, не помнит. Также получил необходимые товаросопроводительные документы на данный товар: два комплекта документов, один из которых на фактически перемещаемый товар – ***, который было необходимо предъявить *** таможенной службе и второй комплект документов на товар *** который необходимо было предъявить Российской таможенной службе. Документы на товар, а также необходимые указания по перемещению данного товара давал работник склада. Данное лицо пояснило ему, куда нужно будет приехать в *** для разгрузки товара – ***, а также рассказало о необходимости загрузки в том же месте в автомобиль товара – *** которую нужно будет предъявить таможенному органу, как товар, который якобы фактически ввозился. ***ФИО3 на грузовом транспортном средстве международной перевозки – автомобиле с регистрационным номером *** и полуприцепом с регистрационным номером *** прибыл на *** таможенный пост ***, где предъявил *** таможенникам товаросопроводительные документы на перемещаемый товар – ***. При этом *** таможенники произвели осмотр перемещаемого товара – вскрывали фургон. Затем после пересечения *** границы он прибыл на таможенный пост *** Мурманской таможни. При прибытии им таможенному органу были представлены товаросопровительные документы на перемещаемый товар – *** При этом должностные лица таможенного поста проверили пломбы на запорных устройствах, фургон не вскрывали. Далее ФИО3 проследовал в ***, прибыв в который созвонился с мужчиной по имени ФИО4, который сказал адрес, где ему нужно будет выгрузить товар. ***, приехав по указанному адресу (***), ФИО3 встретился с мужчиной по имени ФИО4, который руководил выгрузкой товара из автомобиля ФИО3, который тут же перегружался на другой грузовой автомобиль, который был припаркован к его автомобилю (полуприцеп к полуприцепу дверьми). При этом ФИО4 самостоятельно снял пломбы. ФИО4 срезал трос в месте, где он проходил между кабиной автомобиля и полуприцепом. После выгрузки из автомобиля ФИО16, в него была загружена ***, после чего ФИО4 опять опломбировал автомобиль, каким образом он это сделал, он не обращал особо внимания, однако видел, что он для повторного опломбирования (соединения троса в месте его разреза) использовал какой-то металлический предмет (***). После этого ***ФИО3 на своем автомобиле с регистрационным номером *** прибыл в зону таможенного контроля по адресу: ***, где должностным лицом таможенного органа был произведен таможенный контроль в форме таможенного осмотра и произведено снятие средств таможенной идентификации, поданная декларация на товары – *** была выпущена должностным лицом *** поста Мурманской таможни. После этого ФИО3 на своем автомобиле выехал из зоны таможенного контроля адрес***) и проследовал на адрес***, где из его автомобиля под руководством ФИО4 на склад была выгружена ранее загруженная *** После этого он без груза убыл на вышеуказанном автомобиле из *** в ***), где получил товар – ***, после чего вернулся в *** (л.д.60-62);
- копией протокола допроса свидетеля ФИО5 от ***, согласно которому он подробно описал обстоятельства перегрузки ему в автомобиль марки *** государственный регистрационный знак ***, полуприцеп марки *** государственный регистрационный знак ***, на складе по адресу: ***, из другого автомобиля ***, после чего он отправился в ***, где *** по адресу: *** в «больших зеленых складах» выгрузил весь груз. (л.д.63-65);
- копией протокола допроса свидетеля ФИО6 от ***, согласно которому он подробно описал обстоятельства перегрузки *** ему в автомобиль марки *** государственный регистрационный знак ***, полуприцеп марки *** государственный регистрационный знак ***, на складе по адресу: *** из другого автомобиля ***, после чего он отправился в ***, где *** по адресу: *** в «больших зеленых складах» выгрузил весь груз. (л.д.66-68);
- копией протокола допроса свидетеля ФИО7 от ***, согласно которому он является менеджером ООО «***» с *** года, в сферу деятельности организации входит оказание услуг по хранению различных товаров (грузов). В его основные должностные обязанности входит, в том числе помещение различных грузов на складское хранение - на склад ООО «***», расположенный по адресу *** ООО «***» не помещало на хранение какие-либо товары на склад ООО «***». В *** года в ООО «***», как физическое лицо обратился ФИО4 с предложением осуществлять хранение ***. *** между ФИО4 и ООО «***» был заключен типовой договор складского хранения №*** на хранение любых товаров. ФИО4 периодически (***) помещал на склад (адрес***) различные товары, в том числе ***. Как учитывались данные товары в складских документах, как производилась оплата, пояснить не может, это входит в компетенцию бухгалтера. Товары, помещенные на хранение ФИО4, со склада забирал он же. При этом при помещении *** на склад технически процедура выглядела следующим образом. На открытую площадку рядом со складом прибывал грузовой автомобиль с иностранными регистрационными знаками (***), в котором находились ***. После этого прибывал второй грузовой автомобиль с российскими регистрационными знаками. Затем оба автомобиля стыковались задними погрузочными дверями, после чего начиналась перегрузка груза из одного грузового автомобиля в другой. После перегрузки российский грузовой автомобиль, в который были перегружены *** уезжал, а иностранный грузовой автомобиль становился под погрузку *** со склада, после чего также уезжал в неизвестном направлении. Товар со склада всегда забирал ФИО4, он же всегда руководил перегрузкой из грузовых машин. Услуги по хранению грузов, помещенных ФИО4, оплачивал он же наличными деньгами. ООО «***» не оказывает услуг по перегрузке. Работники общества отгружали только товары на автопогрузчике со склада. ФИО4 нанимал грузчиков самостоятельно (л.д. 69-71)
- копией протокола допроса свидетеля ФИО11 от ***, согласно которому он пояснил, что является заместителем начальника СВХ ООО «***» в *** с *** года. Основным видом деятельности СВХ является предоставление услуг по временному хранению товаров. С *** в адрес ООО «***», декларантом которого был ФИО4, прибыло *** машин (***). Все машины прибывали в зону таможенного контроля с наличием таможенных пломб (ЗПУ) и необходимым комплектом документов для завершения транзита. Снятие ЗПУ осуществлялось должностными лицами *** поста Мурманской таможни в установленном порядке. После снятия ЗПУ в большинстве случаев был произведен таможенный контроль в форме досмотра привезенных товаров. Товаров, не заявленных к таможенному контролю, в машинах не было (л.д. 72-74)
- копией протокола допроса свидетеля ФИО12 от ***, который является начальником склада ООО «***», который показал, что основным видом деятельности ООО «***» является складская обработка и ответственное хранение грузов. Складские помещения, на которых общество осуществляет свою деятельность, расположены по адресу: ***. В обязанности ФИО12, как начальника склада, входит прием заявок на хранение товаров от клиентов, распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками, организация размещения груза на территории склада. В *** году первая поставка товара от ООО «***» была ***. Данный товар тоже был в ***. В данных *** также была ***. *** от ООО «***» происходила приемка товара на склад с *** машин в количестве ***, на *** уже имелась маркировка, нанесенная маркером типа *** Маркировка имелась не на всех ***. Приемка и отгрузка товара со склада осуществлялась следующим образом: заранее клиентом представлялась заявка на выгрузку на склад (отгрузку со склада). Данная заявка представлялась заблаговременно, либо по электронным каналам связи (электронной почте), либо лично представителем грузополучателя. Как правило заявка представлялась за сутки до погрузки/разгрузки. При отгрузке на склад оформлялись следующие документы: заявка на прием и унифицированная форма ***, а при отгрузке со склада оформлялись: заявка на отпуск товара со склада, унифицированная форма ***, также при получении товара необходима была доверенность на водителя, либо печать компании у водителя или представителя компании, экспедитора. К протоколу допроса ФИО12 приобщены, в том числе, копии документов: Доверенность №*** от *** на ФИО8; Заявка поклажедателя №*** от ***; Акт о приеме товарно-материальных ценностей на хранение №*** от *** унифицированной формы ***; Акт по приему №*** по количеству и качеству от ***; Заявка поклажедателя №*** от ***; Акт о приеме товарно-материальных ценностей на хранение №*** от *** унифицированной формы ***; Акт по приему №*** по количеству и качеству от *** (л.д. 75-83)
- копией договора ответственного хранения №*** от *** заключенного между ООО «***» и ООО *** с приложением в соответствии с которым и на основании документов ООО «***» *** поместило на склад ООО «***» *** Товар поставлялся на грузовом автомобиле *** с государственным регистрационным номером *** и полуприцепе *** с государственным регистрационным номером ***, под управлением водителя ФИО5, и грузовом автомобиле «***» с государственным регистрационным номером *** и полуприцепе *** с государственным регистрационным номером ***, под управлением водителя ФИО6 (л.д. 84-94)
- копией постановления о возбуждении уголовного дела №*** от *** по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ (л.д. 121-123);
- копией постановления о соединении уголовных дел и о поручении производства дознания по соединенному уголовному делу от ***; (л.д. 124)
- копией акта камеральной таможенной проверки №*** от ***, согласно которому в ходе проведения камеральной таможенной проверки ООО «***» установлены факты незаконного перемещения через таможенную границу ФИО10 под видом *** (л.д. 127-184);
- копией протоколов допроса обвиняемого ФИО4;
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** в отношении иностранной компании «Affen OU», в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д.193-199);
а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину юридического лица – иностранной компании «Affen OU» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Выпуск товаров – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры (подпункт 6).
Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза (подпункт 26).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.
На основании пункта 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Согласно пункту 1 статьи 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - место доставки товаров).
На основании пункта 2 статьи 145 ТК ЕАЭС место доставки товаров определяется на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах, если иное не установлено пунктами 3 - 5 настоящей статьи. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 ТК ЕАЭС.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП России установлена административная ответственность за выдачу (передачу) товаров, находящихся под таможенным контролем без разрешения таможенного органа.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП России, является установленный порядок таможенного контроля.
Объективную сторону правонарушения образуют противоправное деяние - выдача находящихся под таможенным контролем товаров является выбытие товара из владения лица, ответственного за его сохранность.
Субъектом ответственности по статье 16.9 КоАП России, в рассматриваемом случае, является лицо, на котором лежала обязанность по обеспечению сохранности товаров находящихся под таможенным контролем.
Ответственность за недоставку, выдачу (передачу) товаров несет перевозчик.
Согласно международной транспортной накладной (CMR) от ***№***, графы №*** перевозчиком товаров являлась компания «Affen OU». Компания «Affen OU» была ответственна за доставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом. Однако компания «Affen OU» осуществила выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что под видом *** на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ввезены товары – ***. Данные товары с момента пересечения таможенной границы находились под таможенным контролем, однако в место доставки по таможенной процедуре доставлены не были, а были выданы перевозчиком товаров в пути следования без разрешения таможенного органа.
Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании юридического лица – компании «Affen OU» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у компании отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, не представлено.
Представленные таможенным органом доказательства дают основания считать, что у компании «Affen OU» имелась объективная возможность для соблюдения Таможенных правил, однако юридическое лицо не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения работниками компании соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание юридическому лицу, не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статье 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, считаю возможным назначить компании «Affen OU» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам защитника, не нахожу, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ имеет формальный состав и не зависит от наступления либо не наступления общественно-опасных последствий.
В соответствии с разъяснением, приведенным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 14.07.2011 № 1031-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав примечаниями к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», данная правовая норма предназначена для защиты самостоятельного объекта охраняемых государством общественных отношений в сфере таможенного дела, связанных с осуществлением таможенного контроля. Поэтому административная ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает независимо от факта неуплаты таможенных платежей или наступления иных материальных последствий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14.02.2013 № 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Таких исключительных обстоятельств из материалов дела не усматривается и стороной защиты не представлено. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы защитника о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ нахожу несостоятельными, поскольку к административной ответственности привлекается иностранная компания, а не лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Доводы защиты об отсутствии оснований для привлечения иностранной компании к административной ответственности ввиду того, что не имеется доказательств, подтверждающих получение деклараций из финской таможни законным путем, в связи с чем, данные декларации подлежат исключению из числа доказательств, также нахожу несостоятельными. Как пояснили представители Мурманской таможни декларации, предъявленные перевозчиком финской таможне, получены в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании письменного запроса начальника таможенного поста.
Иных доводов, имеющих правовое значение для рассматриваемого дела, стороной защиты не заявлено.
Издержки по настоящему делу – отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 3.5, ч. 1 ст. 16.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
компанию «Affen OU» (ПО «Аффен») признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:
***
***
***
***
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата штрафа в срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адресу: <...>, кабинет 123.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Первомайского
районного суда города Мурманска М.С. Дурягина