ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-197/16 от 24.05.2016 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Кандалакшский районный суд Мурманской области

<адрес>

Дело № 5-197/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кандалакша 24 мая 2016 года

Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Кузьмич Н.В.

с участием законного представителя МУ УЖКХ ФИО1,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, ИНН <номер>, ОГРН <номер>, юридический адрес: 184040, <адрес>,

установил:

<дата> государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в ходе проведения плановой выездной проверки Муниципального учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (далее по тексту – МУ УЖКХ, Учреждение) установлено, что юридическое лицо – МУ УЖКХ при осуществлении хозяйственной деятельности не приняло своевременных мер к составлению в установленном порядке паспортов отходов I-IV класса опасности, образующихся в процессе деятельности; ведению учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов; разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; назначению в установленном порядке ответственного за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами; размещению и обезвреживанию всех образующихся отходов экологически безопасным способом. Таким образом, МУ УЖКХ осуществляет хозяйственную деятельность без соблюдения экологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, что образует состав административного правонарушения. По результатам проверки <дата> составлен протокол <номер> об административном правонарушении в отношении МУ УЖКХ по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель МУ УЖКХ ФИО2 пояснила, что указанное помещение площадью 18 кв.м Учреждение арендует у МУП «Расчётный информационно-вычислительный центр» (МУП «РИВЦ») с <дата>, на момент заключения договора аренды помещение было оборудовано ртутьсодержащими лампами, за период аренды они Учреждением не менялись, не приобретались. Обслуживание данного помещения осуществляет МУП «РИВЦ», оно же производит замену ламп в случае выхода их из строя. В штате МУП УЖКХ всего один сотрудник – главный бухгалтер, какой-либо хозяйственной деятельности Учреждение не осуществляет, в настоящее время данное помещение практически не используется. Обратила внимание суда на тяжёлое финансовое положение Учреждения, находящегося в стадии ликвидации, отсутствие возможности уплатить штраф, просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить МУП УЖКХ от административной ответственности, ограничившись замечанием.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Заслушав законного представителя МУ УЖКХ, изучив материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды. Предметом правонарушения являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утверждённых постановлением Правительства РФ от <дата><номер>, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

На основании статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности утверждён приказом Минприроды России от <дата><номер>. Порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности определён постановлением Правительства РФ от <дата><номер>.

Как следует из материалов дела, <дата> в ходе проверки, проведённой на основании распоряжения заместителя министра природных ресурсов и экологии <адрес> от <дата><номер>, установлено, что МУ УЖКХ на основании договора на безвозмездное пользование недвижимым имуществом от <дата>, заключённого с МУП «РИВЦ», использует объекты недвижимого имущества – нежилое помещение общей площадью 18 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

На момент проверки деятельность учреждения заключается во взыскании дебиторской задолженности Учреждения и расчётах с кредиторами Учреждения.

В результате хозяйственной деятельности МУ УЖКХ образуются отходы производства и потребления: отработанные ртутьсодержащие лампы, отходы канцелярской деятельности и делопроизводства.

Учреждение осуществляет временное накопление отходов в мусорных корзинах. Вывоз отходов канцелярской деятельности и делопроизводства осуществляется силами МУП «РИВЦ» согласно договору аренды.

Вместе с тем, Учреждением не представлен договор на оказание услуг по обезвреживанию отработанных ртутьсодержащих ламп, т.е. не подтверждено обезвреживание образующихся отработанных ртутьсодержащих ламп экологически безопасным способом. Также МУ УЖКХ не представлены паспорта отходов I-IV классов опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не организован учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Данные факты отражены в акте проверки <номер>, составленном <дата>.

Копия акта вручена законному представителю МУ УЖКХ ФИО1 <дата>, также Учреждению выдано предписание от <дата><номер> об устранении выявленных нарушений в срок до <дата>.

Ответственность за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт совершения МУ УЖКХ административного правонарушения подтверждается материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении от <дата><номер>;

- копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки от <дата><номер>;

- копией акта проверки от <дата><номер>;

- фототаблицами осмотра помещений МУУЖКХ (приложение <номер> к акту <номер> от <дата>);

- копией предписания об устранении выявленных нарушений <номер> от <дата>;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МУ УЖКХ;

- копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о МУ УЖКХ;

- копией свидетельства о постановке МУ УЖКХ на учёт в налоговом органе;

- копией постановления главы администрации муниципального образования г.<адрес> от <дата><номер> «Об утверждении Положения о МУ УЖКХ <адрес>»;

- копией Положения о МУ УЖКХ <адрес>;

- копией решения Совета депутатов г.<адрес> от <дата><номер> «О ликвидации МУ УЖКХ»;

- копией решения Совета депутатов г.<адрес> от <дата><номер> «О продлении срока ликвидации МУ УЖКХ»;

- копией пояснительной записки председателя ликвидационной комиссии МУ УЖКХ ФИО1 от <дата>;

- копией договора от <дата> на безвозмездное пользование недвижимым имуществом.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает вину МУ УЖКХ установленной и доказанной и квалифицирует его действия (бездействие) по статье 8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность МУ УЖКХ, суд учитывает совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.

Доводы законного представителя МУ УЖКХ о том, что помещение практически не используется, а замену ламп осуществляет МУП «РИВЦ», суд находит несостоятельными, поскольку доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, суду не представлено. Из договора аренды и приложений к нему не следует, что МУП «РИВЦ» осуществляет замену, хранение и утилизацию ртутьсодержащих ламп.

Также суд не соглашается с доводом законного представителя о малозначительности совершённого правонарушении.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата><номер> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершённое МУ УЖКХ административное правонарушение посягает на отношения, объектом которых является охрана окружающей среды и природопользования. Учитывая в совокупности обстоятельства совершённого правонарушения, суд считает, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Кроме того, применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Вместе с тем, Федеральным законом от <дата> № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата><номер>-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание имущественное и финансовое положение МУ УЖКХ, характер его хозяйственной деятельности, количество и площадь находящихся в пользовании объектов недвижимого имущества, количество сотрудников в штате, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, суд считает возможным назначить МУ УЖКХ наказание с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку назначение Учреждению штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует характеру совершённого административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Муниципальное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам: Получатель: УФК по <адрес> (Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, лицевой счёт <номер>), ИНН <номер>, КПП <номер> ОКТМО <номер>, Банк получателя: Отделение Мурманск <адрес>, БИК <номер>, расчётный счёт 40<номер>, КБК <номер>, назначение платежа: денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Кузьмич