Дело № 5-197/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кингисепп 10 апреля 2018 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, действующего на основании доверенности, ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» <данные изъяты>, юридический адрес: <...>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 10218000-958/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, составленному уполномоченным ОАР Кингисеппской таможни ФИО3 Ш-Д.,
ДД.ММ.ГГГГ в зону таможенного поста ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни из Эстонской Республики на железнодорожной (далее - ж/д) платформе № прибыл контейнер № №.
Данный контейнер был ввезен на таможенную территорию ЕАЭС ОАО «РЖД».
Перевозчиком ОАО «РЖД» на т/п ЖДПП Ивангород для целей совершения таможенных операций по регистрации прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС на ввезенный по железнодорожной накладной (СМГС) № С0201590 от ДД.ММ.ГГГГ таможенному органу были предоставлены: инвойс № ULI-1723/17 от ДД.ММ.ГГГГ, упаковочный лист к инвойсу, приложение № H023 от ДД.ММ.ГГГГ к договору № P003 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанным документам отправитель товаров - <данные изъяты> поставщик – <данные изъяты>, получатель - ОАО <данные изъяты>, <данные изъяты> (<данные изъяты>
Согласно товаросопроводительным документам в контейнере № BEAU4009359 ввозились товары:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В ходе проведенного таможенного досмотра (Акт таможенного досмотра №) было установлено, что фактически в контейнере № BEAU4009359 находились следующие товары:
Товар № по транзитной декларации №:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Товар № - <данные изъяты>
Товар № – <данные изъяты>
Товар № – <данные изъяты>
Помимо вышеуказанных товаров, информация о которых была указана в товаросопроводительных документах, было выявлено, что в контейнере № № были ввезены следующие товары:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Перемещались без упаковки, не в картонных коробках.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был изъят протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, и помещен на ответственное хранение на ООО «<данные изъяты>».
Действия ОАО «Российские железные дороги» квалифицированы по ч.3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении –уполномоченный ОАР Кингисеппской таможни ФИО3 Ш-Д. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке.
Законный представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке. Заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Защитник юридического лица, ФИО1, действующий на основании доверенности указал, что перевозка груза в контейнере № BEAU4009359 по накладной № С0201590 осуществлялась на основании Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении со станции отправления Мууга (эксп.) Эстонской железной дороги. Погрузка груза производилась силами иностранного грузоотправителя. В соответствии п. 6.1. Приложения 1 к СМГС погруженный отправителем груз в контейнеры перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной.
На станцию Ивангород - Нарвский контейнер № BEAU4009359 погруженный на вагон № прибыл ДД.ММ.ГГГГ за исправными запорно - пломбировочными устройствами иностранного грузоотправителя.
В соответствии со статьей 156 п. 2 ТК ТС после пересечения таможенной границы перевозчиком ОАО «РЖД» контейнер № № на вагоне № в пункте пропуска был предъявлен в неизменном состоянии таможенному органу и представлены товаросопроводительные и перевозочные документы сведения о товаре, в которых внесены иностранным грузоотправителем.
ДД.ММ.ГГГГ таможенным представителем перевозчика ОАО «РЖД», ООО «<данные изъяты>» в таможенный орган была представлена транзитная декларация №, для помещения товара прибывшего в контейнере №, под процедуру таможенного транзита.
Согласно ст. 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, а также не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов. В соответствии со ст. 23.1 Правил приема грузов перевозке железнодорожным транспортом определено, что прием грузов в подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов, исправность ЗПУ. Удаление пломбы и вскрытие контейнера могло повлечь наступление негативных последствий, а также образовало бы состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.11 КоАП РФ. Право проверки перевозчиком достоверности сведений указанных в железнодорожных накладных, ограничено визуальным осмотром вагонов без нарушения пломб отправителя, что не позволяет перевозчику точно определить наименование товара и количество грузовых мест.
Отметил, что в деле не имеется доказательств того, что ОАО «РЖД» знало о недостоверности сведений в представляемых им таможне документах либо скрывала достоверные сведения, вследствие чего производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Защитник Общества – ФИО2, действующая на основании доверенности, высказала аналогичную позицию.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, влекущим предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
В целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении министерства, ведающие железнодорожным транспортом: Азербайджанской Республики, Республики Албания, Исламской Республики Афганистан, Республики Беларусь, Республики Болгария, Венгрии, Социалистической Республики Вьетнам, Грузии, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Кыргызской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Монголии, Республики Польша, Российской Федерации, Словацкой Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики (далее именуемые Сторонами) в лице своих уполномоченных заключили между собой Соглашение о прямом международном железнодорожном сообщении для перевозок грузов по железным дорогам: Азербайджанской Республики, Республики Албания, Исламской Республики Афганистан, Республики Беларусь, Республики Болгария, Венгрии, Социалистической Республики Вьетнам, Грузии, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Кыргызской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Монголии, Республики Польша, Российской Федерации, Словацкой Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики. Интересы этих государств представляют министерства, ведающие железнодорожным транспортом, заключившие настоящее Соглашение (ст. 1 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. в редакции, действующей с 01.07.2016 (далее - СМГС),
В соответствии с терминами, используемыми в настоящем Соглашении, груз - товар, вагон в качестве транспортного средства, не принадлежащий перевозчику, и другие объекты, принимаемые к перевозке с оформлением договора перевозки;
- договорный перевозчик - перевозчик, который заключил с отправителем договор перевозки в соответствии с настоящим Соглашением;
- железная дорога - инфраструктура, расположенная на территории одного государства; отправитель - лицо, предъявившее груз к перевозке и указанное в накладной в качестве отправителя груза;
- отправка - груз, принятый к перевозке по одной накладной от одного отправителя на одной станции отправления в адрес одного получателя на одну станцию назначения;
- перевозка груза - перевозка груза в прямом международном железнодорожном сообщении и перевозка груза в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении;
- перевозка груза в прямом международном железнодорожном сообщении - перевозка железнодорожным транспортом по территории двух или более государств груза по единому документу (накладной), оформленному на весь маршрут следования;
- перевозка груза в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении - перевозка груза в прямом международном железнодорожном сообщении с участием водного транспорта при условии, что груз от станции отправления до станции назначения следует в вагоне или на своих осях;
- перевозочные приспособления - средства, предназначенные для размещения, крепления, обеспечения сохранности перевозимого груза;
- перевозчик - договорный перевозчик и все последующие перевозчики, участвующие в перевозке груза, в том числе по водному участку пути в международном железнодорожно-паромном сообщении;
- пломба - контрольный элемент, являющийся составной частью единой конструкции, целостность которой подтверждает отсутствие доступа к грузу через пломбируемые конструкционные отверстия вагона, ИТЕ или АТС. Под пломбой также понимается запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ);
- последующий перевозчик - перевозчик, который, вступая в договор перевозки (заключенный договорным перевозчиком), принимает груз от договорного перевозчика или от другого последующего перевозчика для его дальнейшей перевозки;
- получатель - лицо, указанное в накладной в качестве получателя груза (ст. 2 СМГС 1951 г.).
В силу параграфа 1 статьи 16 СМГС 1951 г. правильность сведений и заявлений, указанных в накладной, обеспечивает отправитель, который несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Согласно параграфу 2 статьи 22 СМГС 1951 г. перевозчик не обязан проверять правильность сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной.
Пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением N 1 к СМГС 1951 г., погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. Перевозчик не проверяет количество мест, массу и состояние груза.
В силу статье 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Однако, статьей 28 названного Закона установлено, что загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями).
В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра либо других видов государственного контроля таможенными органами или другими органами государственного контроля (надзора) вагоны, контейнеры должны быть опломбированы новыми запорно-пломбировочными устройствами.
По смыслу приведенных правовых норм, проверка правильности указанных отправителем в товаросопроводительных документах сведений в отношении груза, перевозимого в железнодорожном опломбированном вагоне, допускается при приеме груза перевозчиком на станции отправления, а в пути следования при его предъявлении таможенному органу или другому органу государственного контроля (надзора).
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в свою очередь установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.
Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, взамен ранее действовавших Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 28, были утверждены новые Правила приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, вступившие в законную силу 02.04.2017 года, пунктом 1 которых установлено, что настоящие Правила применяются в отношении приема грузов, порожних вагонов к перевозке как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
При этом пунктом 80.1 названных Правил установлено, что прием к перевозке грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов (проверяется исправность ЗПУ, оттиски ЗПУ и соответствие их данным, указанным в накладной, закруток, состояние крышек люков и стенок, пола, крыши вагона).
То есть, при разрешении дела подлежит применению положение пункта 80.1 действующих Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, которое согласуется с положением пункта 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением N 1 к СМГС 1951 г. и исключает возможность проверки перевозчиком правильности сведений в отношении груза в вагонах с наложением отправителем запорно-пломбировочных устройств установленного типа, отраженных в товаросопроводительных документах, если такой груз был принят перевозчиком к перевозке не вместе его погрузки в вагоны.
Право внести в товаротранспортные документы изменения сведений о товаре, перевозимом в опломбированном отправителем вагоне, а также внести в них какие-либо оговорки для железнодорожного перевозчика международными правовыми нормами не предусмотрено.
Фактов сообщения представителем перевозчика сведений в отношении товара, которые не соответствовали бы товаротранспортным документам, а также нарушения целостности пломб, ЗПУ, что могло бы являться основанием для проверки соответствия товара товаросопроводительным документам при приемке ОАО "РЖД" груза к перевозке от эстонского перевозчика на пограничном контрольном пункте, по делу не установлено.
При указанных обстоятельствах, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД», подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам.
Согласно ч.3 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Издержки по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» отсутствуют.
В силу п.1 ч.3 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предмет административного правонарушения – «<данные изъяты>», изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ по вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу подлежит передачи в собственность государства.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья:
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предмет административного правонарушения – «<данные изъяты>», по вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.
Судья: Н.В. Штурманова